Аннотация: В статье рассмотрены случаи, когда нужно обращаться к логопеду в школьном возрасте. Рассмотрены наиболее частые ошибки на письме, при которых нужна и важна помощь логопеда.
Когда стоит обратиться к школьному логопеду?
Существует распространенное мнение, что логопед – это педагог, который помогает детям с нарушениями звукопроизношения.
Что же делать, если у ребёнка со звуками всё в порядке, а в тетради не всё так радужно?
Становление письма представляет собой сложную форму речевой деятельности человека, многоуровневый процесс, осуществляемый различными анализаторами: речеслуховым, речедвигательным, зрительным, общедвигательным. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность.
Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Этому предшествует сложная деятельность, подготавливающая конечный этап.
Этапы письма
Только представьте путь, который нужно пройти:
- Мотив (для чего я пишу?);
- Замысел (отбор слов, фраз; организуется определенная последовательность слов во фразе, фраз в тексте);
- Анализ звукового состава слова (определить конкретные звуки в слове, их последовательность);
- Проговаривание (явное-скрытое; позволяет в момент записи уточнить звуковой состав слова; задействованы речедвигательный и речеслуховой анализаторы);
- Соотнесение заранее выделенной фонемы графемой (речеслуховой, зрительный анализаторы);
- Перешифровка графемы в кинему (кинетическая система последовательных движений, необходимых для записи; зрительный и двигательный анализаторы);
- Параллельно с записью идёт операция по грамматическому, морфологическому анализу.
Процесс письма возможен только при сформированных навыках самоконтроля.
Если на каком-то этапе наступил сбой, вы сразу это заметите в тетради ученика. Это может быть частичное специфическое нарушение процесса письма, которое называется ДИСГРАФИЯ.
Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.
Примеры ошибок на письме для обращения к школьному логопеду
Приведу несколько примеров, когда стоит обратиться к логопеду в школе:
1. Пропускает гласные (школа — шкла, ветер — втер);
2. Пропускает согласные (шола — школа, той — твой);
3. Пропускает слоги и части слов (мана – малина, гова — голова );
4. Заменяяет гласные (пиши — пишу, весна — васна, большой — бельшой);
5. Заменяет согласные (дри — три, положил – боложил, улица — улича);
6. Перестанавливает буквы и слоги (венса – весна, мотолок — молоток);
7. Не дописывает буквы и слоги (около — окол, в дупле – в дупл, ворота — ворот);
8. Приписывает лишние буквы и слоги (стлол – стол, малилина – малина, труруба — труба);
9. Искажает слова (мальни-маленький);
10. Слитно пишет слова или неверно делит слова ( у тюг – утюг, детииграли – дети играли) ;
11. Слитно пишет предложения или неверно делит их в тексте. ( Наступила осень. Птицы улетают. На юг на улице заметно похолодало. — Наступила осень. Птицы улетают на юг. На улице заметно похолодало.)
12. Ошибки в смягчении согласных (толко — только, пять – пят, пать — пять)
13. Ошибки в согласовании слов (с большая сосны – с большой сосны, красивое картина – красивая картина)
14. Неверное употребляет предлогов (из – спины — из-за спины ; сидит за столом – сидит столом, из-под стола – из стола);
15. Слитно пишет предлоги и раздельно приставки: (влесу – в лесу, у ехали – уехали);
16. Пропускает слова в предложении (Дети весело на улицу. — Дети весело выбежали на улицу.);
17. Заменяет буквы, схожие по написанию, которые отличаются количеством элементов, имеют дополнительный элемент или отличаются написанием элемента в пространстве (д-в, д-б, ш-т, ш-щ, л-м, п-т );
18. Зеркально пишут буквы;
19. Пропускает элементы букв.
Все вышеперечисленные ошибки дают нам понять, что нужно обратиться к школьному логопеду. И не ждать, что это пройдёт само собой.
Своевременная и регулярная помощь — залог успешного обучения ребёнка!
Соколова Юлия Борисовна,
учитель-логопед