Нарушение письма у школьников

Аннотация: В статье рассмотрены случаи, когда нужно обращаться к логопеду в школьном возрасте. Рассмотрены наиболее частые ошибки на письме, при которых нужна и важна помощь логопеда.

Когда стоит обратиться к школьному логопеду?

ДисграфияСуществует распространенное мнение, что логопед – это педагог, который помогает детям с нарушениями звукопроизношения.

Что же делать, если у ребёнка со звуками всё в порядке, а в тетради не всё так радужно?

Становление письма представляет собой сложную форму речевой деятельности человека, многоуровневый процесс, осуществляемый различными анализаторами: речеслуховым, речедвигательным, зрительным, общедвигательным. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность.

Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Этому предшествует сложная деятельность, подготавливающая конечный этап.

Этапы письма

Только представьте путь, который нужно пройти:

- Мотив (для чего я пишу?);

- Замысел (отбор слов, фраз; организуется определенная последовательность слов во фразе, фраз в тексте);

- Анализ звукового состава слова (определить конкретные звуки в слове, их последовательность);

- Проговаривание (явное-скрытое; позволяет в момент записи уточнить звуковой состав слова; задействованы речедвигательный и речеслуховой анализаторы);

- Соотнесение заранее выделенной фонемы графемой (речеслуховой, зрительный анализаторы);

- Перешифровка графемы в кинему (кинетическая система последовательных движений, необходимых для записи; зрительный и двигательный анализаторы);

- Параллельно с записью идёт операция по грамматическому, морфологическому анализу.

Процесс письма возможен только при сформированных навыках самоконтроля.

Если на каком-то этапе наступил сбой, вы сразу это заметите в тетради ученика. Это может быть частичное специфическое нарушение процесса письма, которое называется ДИСГРАФИЯ.

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

Примеры ошибок на письме для обращения к школьному логопеду

Приведу несколько примеров, когда стоит обратиться к логопеду в школе:

1. Пропускает гласные (школа — шкла, ветер — втер);

2. Пропускает согласные (шола — школа, той — твой);

3. Пропускает слоги и части слов (мана – малина, гова — голова );

4. Заменяяет гласные (пиши — пишу, весна — васна, большой — бельшой);

5. Заменяет согласные (дри — три, положил – боложил, улица — улича);

6. Перестанавливает буквы и слоги (венса – весна, мотолок — молоток);

7. Не дописывает буквы и слоги (около — окол, в дупле – в дупл, ворота — ворот);

8. Приписывает лишние буквы и слоги (стлол – стол, малилина – малина, труруба — труба);

9. Искажает слова (мальни-маленький);

10. Слитно пишет слова или неверно делит слова ( у тюг – утюг, детииграли – дети играли) ;

11. Слитно пишет предложения или неверно делит их в тексте. ( Наступила осень. Птицы улетают. На юг на улице заметно похолодало. — Наступила осень. Птицы улетают на юг. На улице заметно похолодало.)

12. Ошибки в смягчении согласных (толко — только, пять – пят, пать — пять)

13. Ошибки в согласовании слов (с большая сосны – с большой сосны, красивое картина – красивая картина)

14. Неверное употребляет предлогов (из – спины — из-за спины ; сидит за столом – сидит столом, из-под стола – из стола);

15. Слитно пишет предлоги и раздельно приставки: (влесу – в лесу, у ехали – уехали);

16. Пропускает слова в предложении (Дети весело на улицу. — Дети весело выбежали на улицу.);

17. Заменяет буквы, схожие по написанию, которые отличаются количеством элементов, имеют дополнительный элемент или отличаются написанием элемента в пространстве (д-в, д-б, ш-т, ш-щ, л-м, п-т );

18. Зеркально пишут буквы;

19. Пропускает элементы букв.

Все вышеперечисленные ошибки дают нам понять, что нужно обратиться к школьному логопеду. И не ждать, что это пройдёт само собой.

Своевременная и регулярная помощь — залог успешного обучения ребёнка!

Соколова Юлия Борисовна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия, Развитие речи Метки: , ,

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Советы родителям: «Дыши правильно» Советы родителям: «Дыши правильно»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.