Дидактическая игра, как средство коррекции речи у дошкольников с ОНР

Аннотация: Дидактические игры как средство коррекции речи дошкольников с общим недоразвитием речи может применяться и эффективно применяется логопедами. Обусловлено это тем, что дидактическая игра – это своего рода плавный переходный процесс от игровой деятельности к обучающей – дошкольник незаметно для себя усваивает знания в процессе увлекательной игры.

Дидактическая игра, как средство коррекции речи у дошкольников с ОНР

Дидактические игры – это метод занятий с детьми в форме специальных развивающих игр, являющихся способом активного обучения. Основу дидактических игр составляет развитие познавательной сферы ребенка.

ОНРИзвестно, что детей дошкольного возраста трудно сосредоточить на однообразной, не привлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Так с помощью игр дидактического характера дошкольники приобретают знания и получают необходимую новую информацию. Дидактические игры сложны тем, что являются одновременно игрой, средством обучения и всестороннего развития ребенка. В процессе такой игры у ребенка развиваются все психические процессы, что особенно важно для детей с общим недоразвитием речи.

Дидактические игры дают логопеду возможность в ненавязчивой форме отрабатывать речевой материал, расширять словарный запас дошкольников, развивать связную речь, формировать правильное звукопроизношение.

В дидактических играх мышление и речь находятся и развиваются в неразрывной связи и, безусловно, оказывают большое влияние на развитие речи ребёнка.

Дидактические игры – это своего рода форма учебной деятельности. К.Д. Ушинский отмечал, что обучение в игровой форме может и должно быть интересным, увлекательным, но развлекающим.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал:

«Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

С другой стороны, некоторые современные педагоги, напротив, утверждают, что неверным было бы рассматривать дидактическую игру только в качестве средства развития интеллекта и познавательных процессов ребенка. Ведь, вместе с тем, дидактическая игра – это и одна из форм обучения, которая эффективно применяется, в частности, на начальных стадиях обучения, а именно в старшем дошкольном возрасте.

Особое место занимают дидактические игры, направленные на коррекцию речи детей с общим недоразвитием речи. Такие игры крайне важны в практической деятельности логопеда, так как они помогают расширить кругозор детей, научиться выделять свойства предметов, сравнивать их и т.д.
Дидактическая игра как средство коррекции недоразвития речи помогает ребенку выработать внимательность, наблюдательность, сообразительность.

В самом начале коррекции речи у дошкольников с ОНР следует проводить игры на различение и называние цветов, форм и величин предметов, различение неречевых звуков.

Дидактические игры обычно проводят с группой, с подгруппами или индивидуально. Такие дидактические игры, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом», допускают участие одновременно всей группы. Такие игры помогают дошкольникам с ОНР познакомиться с окружающим миром, что способствует развитию их речи; навыки, полученные в ходе таких игр дети позже привносят в сюжетно-ролевую игру, а вместе с тем, вспоминая каждый раз слова, произнесенные при этом, пополняют свой активный словарь.

Ряд таких игр как «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Назови предметы…. Цвета», «Скажи, что звучит», «Как кукушка кричит», «Как звенит колокольчик», «Угадай и скажи, кто как кричит»5 способствует развитию фонематического слуха, уточнению знаний детей о цвете и форме, тренировке звукоподражания. Данные игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Усвоив в ходе дидактической игры данного типа алгоритм действий, они впоследствии самостоятельно смогут сложить пирамидку, собрать матрешку и т.д.

Особое значение логопеды придают играм, основанных на принципах развития мелкой моторики: нанизывание бус или пуговиц, мозаика, пальчиковые игры. Такие игры, как правило, проводятся с подгруппами из 2-3 детей.

Рассмотрев примеры дидактических игр, направленных на коррекцию речи детей с общим недоразвитием речи, обратимся далее к целям данных игр.

Итак, основные цели применения дидактических игр на занятиях по коррекции речи детей с общим недоразвитием речи следующие:

- ознакомление детей со словами и словосочетаниями (или уточнение их значения);
- обучение детей предметным действиям, выполнению их в определенной последовательности;
- активизирование имеющегося словаря;
- привлечение внимания к речи логопеда.

При проведении дидактических игр используются, как правило, следующие методические приемы:

- сопровождение всех действий речью взрослого;
- многократное употребление новых слов и словосочетаний в различных грамматических формах и синтаксических связях;
- варианты построения предложений;
- вопросы к детям.

В заключении следует отметить, что занятия, на которых применяются дидактические игры, должны строиться таким образом, чтобы дошкольники с общим недоразвитием речи слышали образцы речевого поведения, помогали формировать внимание к речи, а также активизировали те речевые средства, которые дети уже приобрели.

Также особое значение необходимо уделять созданию таких условий, чтобы дети высказывались по собственной инициативе, проявили желание сказать, будучи увлеченными игрой. Конечно, сначала это, скорее всего, будут эмоциональные возгласы и звукоподражание, но при правильной и последовательной работе позже появятся слова, словосочетания, а затем и полноценные предложения.

Таким образом, использование дидактических игр как средства коррекции речи дошкольников с общим недоразвитием речи может применяться и эффективно применяется логопедами. Обусловлено это тем, что дидактическая игра – это своего рода плавный переходный процесс от игровой деятельности к обучающей – дошкольник незаметно для себя усваивает знания в процессе увлекательной игры.

Список литературы:

1. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра — средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. — М.: Сфера, 2013. — 176 c.
2. Дидактические игры для дошкольников. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. — М., 2013. — 160с.
3. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. 1965. № 10. С. 23-28.
4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка. / Вопросы психологии. — 2008. — № 2. — С. 123-128.
5. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая гимнастика». – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 87 с.
6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т.2 / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1988. – 416 с.

Иралина Разина,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.