Индивидуальное занятие на тему: Дифференциация звуков [с]-[ш]

Аннотация: В статье представлено индивидуальное занятие с ребенком 6 лет с ТНР на дифференциацию звуков [с]-[ш].

Индивидуальное занятие на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]«

Задачи:

  1. Продолжать формировать умение дифференцировать свистящие и шипящие звуки [с]-[ш], элементарные навыки звукового анализа и синтеза.
  2. Развивать фонематические процессы, связную речь.
  3. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: предметные картинки, коврограф с буквами, звуковые символы (напольные пазлы синего, красного и зеленого цвета), интерактивная игра, ноутбук, настольная игра «Веселые путешественники».

Словарная работа: мышеловка, мухоловка, верный друг.

Ход занятия:

Звуки С-Ш1. Приветствие.

- Какое время года на улице?

- Какие признаки осени можно наблюдать?

2. Артикуляционная гимнастика.

(упражнения выполняются по ходу проговаривания логопедом стишков)

Наш язык похож на лист
Что слетел с берёзы вниз,
Язык широкий, мягкий, плоский…
(широкий, расслабленный язык удерживать неподвижно на нижней губе 5-7сек.,упр. « Лопаточка»)

Прыгают по мягким листьям
Зайцы, белочки и лисы. (покусать широкий язык зубами)

Листья высохли, свернулись,
Краешки их вверх загнулись (упр. «Чашечка»)

В лужах листья там и тут,
Словно лодочки плывут. («Чашечка» вперёд-назад).

Ветер листья подхватил,
Поднял вверх, подул, завыл. (Произносить: с-с-с-с.)

В листьях ветер шелестит: (Произносить: ш-ш-ш-ш)

То свистит он, то шуршит. (произносить звуки «ш» и «с»).

3. Сравнение звуков «С» и «Ш» по артикуляционным и акустическим признакам.

- О каких звуках мы будем сегодня говорить?

- Что это за звуки? Дай характеристику каждому звуку.(Звуки согласные, твердые, глухие)

- Какое положение принимает язычок и губы, когда произносим звук [С]?.,….[Ш]?

4. Работа по теме.

а) — Давай немножко поиграем. Игра называется « Хлопни-топни». Если услышишь [С]- хлопни, [Ш]- топни.

Поочерёдное произношение звуков «С» и «Ш» сначала открыто, потом с использованием ширмы:

С, ш, ш, ус, шу, ушу, сом, шок, шапка, ……
шаг, сам, усы, уши, крыса, крыша.

- Молодец! Продолжаем играть?

б) Д/и « Закончи предложение»

Встает на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это ? (Петушок)

Летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка — кто это? ( Лягушка)

Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый- краса, а зовут ее….(Лиса)

В нашем доме на окошке сидит серенькая крошка. Кто это? (Кошка)

(По мере называния логопед выставляет предметные картинки-отгадки)

в) Словарная работа

- Можем ли мы назвать эти предметы одним словом? Почему?

Обратить внимание ребенка, что петух- домашняя птица, а лягушка-земноводное.

- Найди в этом ряду «лишнее» слово по наличию звуков с-ш……(Лиса)

- Кому из этих животных может подойти такая характеристика, объясни свой ответ: Мышеловка ? …мухоловка?

- Каким еще животным могут принадлежать характеристики: люблю есть бананы (Мартышка),верный друг(Собака), большие уши(Слон)

добавляем картинки с изображением животных

г) Д/и « Веселые путешественники» («Играйка» Н.В. Нищевой)

- Наши животные отправляются в путешествие по осеннему лесу на грузовике и автобусе. Помести в кузов машины тех животных, в названиях которых есть [Ш], а в автобус тех, в названиях которых есть [С].

- Расскажи, какие животные едут в машине?,..в автобусе?

- Скажи, а кто управляет автобусом? (шофер)

- Какой звук в этом слове, определи его местоположение. (начальный
звук [ш])

- Кто ведет поезд?(Машинист)

- Определи место звука [с] в этом слове?(в середине)

- Молодец!…Посмотри на картинку. Кто это? (Мишка)

- Подойди к доске и составь из букв слово «мишка».

- Выполни звуковой анализ слова, используя напольные пазлы.

- Измени звук [ш] на [с], прочитай. Что получилось… («миска») Что это?

- Был мишка, стала миска. Что изменилось?

- Послушай предложение, дополни его недостающим словом:

На полу для кошки стоит …..(миска)
На диване сидит плюшевый ….(мишка)

д) Творческая работа.

- Молодец! Предлагаю поиграть в компьютерную игру «Крутись, колесо»

(придумывание предложений на дифференциацию [с]-[ш],игра портала «Мерсибо»)

5. Рефлексия

- Какие звуки мы повторяли и сравнивали?

- Чем понравилось заниматься больше всего?

- За старание тебе от меня сладости. Какой звук слышим в этом слове: [с] или [ш] ?

Дома постарайся выучить чистоговорки, следи за произнесением звуков.

Целые сутки придумываем шутки.
Саша съел кашку и надел каску.

- Ты сегодня молодец, я тобой горжусь.

Татьяна Александровна Бухлина,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя для детей 5-6 лет с ОНР Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя для детей 5-6 лет с ОНР
Конспект фрагмента занятия по теме «Транспорт» Конспект фрагмента занятия по теме «Транспорт»
Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна»
Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов Методическая разработка: Индивидуальные коррекционные занятия по постановке звуков у детей с ТНР с использованием артикуляционных мнемодорожек и мини рассказов

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.