Организация совместной работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у детей

Аннотация: Методическая разработка о совместной работе учителя-логопеда с родителями.

Организация совместной работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у детей

Введение

родителиВопросам взаимосвязи детского сада с семьей всегда уделялось большое внимание, так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. Но в последнее время увеличивается количество семей, имеющих детей с особыми вариантами развития, в том числе детей, имеющих речевые нарушения. Эта категория детей нуждается в целенаправленной систематической коррекционной помощи.

Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям.

Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор и компьютер. Часто можно слышать от родителей: «Мы не знаем, зачем нам рекомендовали помощь логопеда, у нашего ребенка все в порядке, к школе «выговорится»». Это свидетельствует о психолого-педагогической неграмотности родителей. Некоторые взрослые хотели бы помочь своему ребенку, но не знают, как и когда необходимо начинать этот процесс.

Вопрос повышения психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, является одним из приоритетных и актуальных направлений работы дошкольного образовательного учреждения.

Многие родители, благодаря разнообразию специальной литературы, ресурсам Интернет, пытаются самостоятельно повысить свою психолого-педагогическую компетентность. Но, далеко не вся печатная продукция, а так же материалы, размещенные на различных сайтах Интернет соответствуют стандартам образования и носит действительно развивающий характер. Кроме того, знания полученные родителями применяются бессистемно, часто не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка. Родитель не может провести полноценную диагностику, не имеет необходимого в полном объеме наглядного, коррекционно-развивающего материала. А значит, специалисты ДОУ должны установить непосредственный контакт с семьей, и вооружить родителей необходимыми знаниями.

В детском саду ребенок получает индивидуальную логопедическую помощь всего 2 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. У родителей есть возможность, наряду с воспитателями и логопедом, ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Тем самым, ускоряется процесс оказания коррекционной помощи.

В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

Основной целью исследования является активизация родителей, привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организовать воспитание ребенка в семье и ДОУ более последовательным и эффективным.

Объектом исследования является процесс развития и коррекции речи у детей дошкольного возраста.

Предметом исследования — формы и методы работы учителя-логопеда с родителями.

Гипотезой исследования является предположение о том, что работа по развитию и коррекции речи будет более эффективной при условии использования различных форм взаимодействия учителя-логопеда и родителей.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Повысить грамотность родителей в области коррекционной педагогики, логопедии.
2. Пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми дома.
3. Научить простым, эффективным методам домашней коррекции речи.
4. Повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей
5. Способствовать гармонизации детско-родительских отношений.

Необходимость использования различных форм работы с родителями важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей. Успешность воспитания и обучения детей в школе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Взаимосвязь логопеда и родителей должна осуществляться комплексно: с помощью традиционных и инновационных форм и методов взаимодействия.

1. Теоретический анализ современных подходов в преодолении нарушений речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов. Влияют на эмоционально-волевую сферу.

«Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности» [11].

Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и другими) в 50-60-е гг. XX веке [17].

Этиология общего недоразвития речи может быть различна и соответственно этому будет различна структура аномальных проявлений.

Нередко причиной общего недоразвития речи является слабость акустико-гностических процессов. В этих случаях при сохранном слухе наблюдается пониженная способность к восприятию речевых звуков. Прямой результат нарушения слухового восприятия — недостаточное различение акустических признаков, характерных для каждой фонемы, вторично при этом страдает произношение звуков и воспроизведение структуры слова.

Общее недоразвитие речи часто возникает вследствие нарушений, связанных с органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов центральной нервной системы. Также может быть вызвано и социальными причинами (двуязычие, многоязычие, воспитание ребенка глухими взрослыми) или физической ослабленностью ребенка частыми заболеваниями, недоношенностью [17].

Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Р.Е. Левина выделила три уровня общего недоразвития речи. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей [11].

1.2 Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, их педагогической осведомленности

Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители.

Я.А. Коменский создал первую в мире энциклопедию для матерей, И.Г. Песталоцци – руководство для матерей. К.Д Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу и получать знания в общении с педагогами. В.А Сухомлинский говорил о непрерывности и единстве семейного и общественного воспитания, основанного на сотрудничестве между родителями и педагогами. Л.Ф. Островская, Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова и др. разработали содержание и формы и методы работы ДОУ с семьей.

Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс.

Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Один из них – это неблагоприятное влияние языковой среды, то есть недостаточное речевое общение ребенка с матерью: чем сильнее выражена материнская холодность при общении с ребенком, тем выше вероятность возникновения речевых расстройств. Так, особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить речевое развитие ребенка.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом — важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ.

Таким образом, целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Нецеленаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей.

Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и воспитателей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.

2. Основные направления работы учителя-логопеда

Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:

1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной речи детей; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы.

2. Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работе.

3. Профилактическая работа – целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей и родителей:

- по выявлению детей группы риска (стрессовые факторы, уровень
психического и соматического здоровья детей могут отрицательно сказаться на их речевом развитии);
- по предупреждению и преодолению вторичных расстройств у детей,
обусловленным первичным речевым дефектом;
- по охране нервно-психического здоровья детей;
- по адаптации детей к школе;
- по созданию благоприятного эмоционально — психологического климата в группе, в семье.

4. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых (4-6 чел.), подгрупповых (2-3 чел.) логопедических занятий.

5. Методическая работа направлена на:

- повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
- обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у детей;
- повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;
- совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.

Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала.

6. Консультативная работа – консультирование родителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров.

Принципы работы логопеда

1. Учет механизмов нарушения речи

Первоначально необходимо выявить причину появления логопатологии и устранить ее. Если причиной картавости является укороченная подъязычная связка (уздечка) необходимо подрезать уздечку. Нарушение речи может быть вызвано и недостаточным вниманием окружающих, в этом случае коррекционная работа направлена на нормализацию коммуникации ребенка, формирование артикуляции, фонематических процессов.

2. Комплексность

Речь – процесс сложный. Коррекция нарушений речи требует работы не только логопеда, но и других специалистов (детского психиатра, невропатолога, педагога-психолога), ведь мозг – единое целое, и нарушение звукопроизношения может быть одним из симптомов более сложного речевого расстройства. Например, при заикании наблюдаются и неврологические отклонения и речевой дефект и психические. Только комплексный подход, включающий медикаментозное, психологическое, логопедическое воздействие, психотерапию может избавить от этого недуга.

3. Воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода)

Часто родители акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не подозревая о том, что речь недоразвита в целом. Нельзя ограничиваться только коррекцией неправильного звукопроизношения; такие нарушения как пропуски и перестановки звуков и слогов в словах, бедность словарного запаса, неправильное согласование слов в предложение также заслуживают внимания.

4. Опора на сохранное звено

Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом постепенно подключают нарушенное «звено» к активной деятельности.

5. Учет закономерностей нормального хода речевого развития

В овладении языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать. Основная задача логопедической работы – максимально приблизить ход речевого развития ребенка, страдающего нарушением речи, к нормальному порядку.

6. Учет ведущей деятельности

Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение.

7. Поэтапность

Логопедический процесс длительный и целенаправленный. Выделяются следующие этапы:

- диагностика (обследование, выявление речевых нарушений, разработка индивидуальной программы по коррекции)
-коррекция: мотивирование обучаемого, подготовка органов артикуляции, отработка правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков.
- оценка и контроль — оцениваем динамику в обучении, проверяем отсутствие рецидивов.

8. Учет индивидуальных особенностей

Каждый ребенок, в особенности ребенок с каким-либо отклонением, индивидуален. Логопед должен суметь, учитывая индивидуальные особенности, найти подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения, заинтересовать, внушить уверенность в обретении нормальной речи, найти индивидуальный подход к ребенку – залог успеха логопедической работы.

9. Тесное сотрудничество с родителями

Роль родителей в устранении речевой проблемы ребенка – одна из ведущих. С логопедом ребенок проводит несколько часов, тогда как становление речи — процесс постоянный. Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность и постоянный контроль над процессом способны довести сдвинутое с места логопедом дело до конца. А совместное преодоление проблемы способно сплотить родителей и ребенка, ведь оно подразумевает обучение через игру.

3. Организация работы с родителями по преодолению нарушений речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Работая с использованием традиционных форм взаимодействия с родителями, постоянно идут поиски новых, более эффективных путей взаимодействия.

Так, одной из нетрадиционных форм работы взаимодействия с семьей, в нашем ДОУ, стала организация «Логопедической школы для родителей».

Основными целями работы «Логопедической школы для родителей» является:

1. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах коррекции речи детей дошкольного возраста
2. Совершенствовать систему организации работы логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушение речи.
3. Популяризировать деятельность учителя – логопеда среди родителей.

Для того чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи работы «Логопедической школы для родителей»:

1. Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы общности интересов;
2. Получение родителями необходимых знаний, формирование умений для оказания помощи детям в исправлении речевых недостатков;
3. Формирование правильного отношения родителей к речевому недостатку ребенка;
4. Оказание помощи в правильной организации логопедических занятий дома;
5. Приобщение родителей к коррекционной работе, ознакомление с приемами обучения и развития речи;
6. Повышение грамотности родителей в области развивающей и коррекционной работы с детьми.

Принципы работы «Логопедической школы для родителей»:

- добровольность;
- системность;
- доступность;
- последовательность;
- компетентность;
- соблюдение педагогической этики;
- значимость;
- вариативность форм и методов;
- конфиденциальность.

К традиционным формам и методам работы с родителями можно отнести: анкетирование, семинары-практикумы, консультации, родительские собрания, открытые занятия.

При организации «Логопедической школы для родителей» большое внимание уделялось нетрадиционным формам работы логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков у детей. К нетрадиционным формам работы относятся:

• Тестирование и анкетирование родителей (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы и пожелания).
• Дни открытых дверей (родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать).
• Консультации – практикумы (совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях и т.д.).
• Мастер-классы (взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда.
Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком).
• Домашние задания (логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей. Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас «телефоном доверия» — взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти).
• Домашние игротеки (эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: «На кухне», «По дороге в детский сад», «В транспорте», «В свободную минутку»).
• Праздники и развлечения (для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие — праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год).
• Выпуск газет для родителей (освещаются события группы, даются практические советы родителям).
• Выпуск буклетов для родителей (освещаются консультации, рекомендации, тематические комплексы упражнений).
• Организация выставок «Как умелые ручки язычку помогали», «Моя любимая буква» (представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
• Сочинения родителей на тему «Мой ребенок» (родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).
• Выставки литературы для родителей (посвященные проблемам речевого развития ребенка — грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.).
• Размещение информации для родителей на сайте детского сада (актуальная информация размещается на сайте детского сада, где родители в любое удобное время могут получить актуальную информацию).
• Рассылка домашнего задания на электронную почту родителей (экономит время родителей на переписку домашнего задания, возможность получать еженедельно домашнее задание в случае болезни или отсутствия ребенка).
• Вопрос-ответ (по средствам электронной почты родители могут задавать вопросы любым специалистам ДОУ – это обеспечивает родителям конфиденциальность и быстроту ответа на заданный вопрос).
• Речевой уголок (он отражает тему занятия. Рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме).
• Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки (представляют собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри группы. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения в период дошкольного детства).
• Экран звукопроизношения (показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь).
• Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники (к праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (Логопед берет на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка).

Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит результат в работе учителя-логопеда. А самый главный результат — это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними.

Участники «Логопедической школы для родителей»:

Вся работа ведется в тесном взаимодействии всех сотрудников ДОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, медсестры, заместителя заведующей по УВР, воспитателя по физической культуре, воспитателя по ИЗО, музыкального руководителя, воспитателей групп. В целях повышения заинтересованности родителей могут быть приглашены разные специалисты.

Благодаря установлению доверительных, партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей, формируются детско-родительские отношения.

«Логопедическую школу для родителей» посещают родители, желающие повысить свой уровень в вопросах воспитания и образования детей. Состав родителей – участников клуба может меняться в зависимости от их потребности и интересов. Тематика встреч должна касаться детей и их проблем. Встречи я проводятся 1 раз в месяц, в вечернее время. Данная форма работы интересна тем, что тематика встреч может варьироваться в зависимости от проблемы и запросов родителей.

Занятия могут посещать не только мамы и папы, но и бабушки и дедушки, старшие братья и сестры — все взрослые, которые будут заниматься с ребенком дома. Это необходимое условие, потому, что в семье и ДОУ к ребенку должны предъявляться одинаковые требования.

«Логопедическая школа для родителей» рассчитана на родителей, чьи дети посещают логопедическую группу и имеют диагноз общее недоразвитие речи. Встречи в «Логопедической школе для родителей» проводятся девять раз в год.

Занятия рассчитаны на два года.

Практическая ценность проекта заключается в преемственности коррекционной работы детского сада с родителями по созданию единого коррекционно-образовательного пространства на основе сотрудничества между взрослыми и детьми.

Заключение

Делая вывод о проделанной работе, можно сказать, что при реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь. Данная практика взаимодействия с родителями за два года работы показала себя достаточно эффективной:

- дети лучше стали усваивать пройденный материал;
- большинство детей с интересом занимаются с логопедом и дома с родителями;
- поднялся уровень речевого и эмоционального развития детей;
- повысилась активность и компетентность родителей в коррекционно-педагогическом процессе.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Таким образом, для успешной коррекции речевых нарушений необходимо проводить просветительскую работу, привлекать внимание родителей к проблемам ребенка, научить их действовать совместно

Следовательно, можно сказать, что систематическая, последовательная, разнообразная работа с родителями включает их в коррекционно-педагогический процесс и делает его участниками, что приводит к более высокому уровню педагогической осведомленности, а, следовательно, и у детей повышается уровень речевого развития.

Список литературы:

1. Бабина Е.С. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе.// Логопед, 2005, № 5. С. 57 – 61.
2. Баринова Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду, 2004, № 1. С. 70-74.
3. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? – М.: Гном и Д, 2005. 85 с.
4. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников ДОУ. М., 2001.
5. Заваденко Н.Н. Родителям о развитии речи детей. Как вовремя заметить нарушения? – М.: Маджерик, 2006. 42 с.
6. Захарова Е.Н. О работе логопеда с родителями. // Логопед, 2006, № 6. С.54 – 58.
7. Клименкова О. Делимся опытом организации работы с родителями // Дошкольное воспитание, 2005, № 3. С. 45-46.
8. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. 115 с.
9. Михнева Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.// Логопед в детском саду, 2006, № 4. С. 56 – 60.
10.Овчинникова Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей // Логопед, 2007, № 6. С. 74-78.
11.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
12.Романович О.А. Изучение условий семейного воспитания детей с недостатками речи.// Логопед, 2009, № 3. С. 86 – 89.
13. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
14.Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. М., 2007
15. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2007
16.Тихомирова Н. И. Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме развития речи детей раннего возраста / Н. И. Тихомирова, Н. А. Якушина // Самые маленькие в детском саду : приложение к журналу «Обруч». – М., 2005. – С. 46-49.
17. Шашкина Г.Р. И др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зинина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
18. Шкурат В. В. Детско-родительский проект как средство развития речи и познавательных способностей дошкольников // Логопед, 2007, № 6. С. 80-83
19. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М., 1993

Приложение 1

Перспективный план работы «Логопедической  школы для родителей» первый год обучения

сроки

содержание

кол-во часов

теория

практика

1

сентябрь

Тренинг «Знакомимся друг с другом»

1 час

2

октябрь

Семинар «Речевые нарушения у детей, их причины»

1 час

2

ноябрь

Консультация-практикум «Артикуляционная гимнастика».

1 час

1 час

3

декабрь

Консультация с просмотром видеоматериалов «Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребёнка»

1 час

1 час

 

 

январь

Консультация с просмотром видеоматериалов «Игровые упражнения, развивающие речевое дыхание»

1 час

 

 

1 час

 

4

февраль

Презентация «Как развивать фонематический слух?»

1 час

1 час

5

март

Консультация, мастер-класс «Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи»

1 час

1 час

 

апрель

Круглый стол «Организация работы по исправлению нарушения  звукопроизношения в семье»

1 час

1 час

6

май

Круглый стол «Наши достижения и успехи»

Анкетирование родителей «Как вы оцениваете работу «Логопедической  школы для родителей»».

1 час

Всего часов:

7 часов

8 часов

Приложение 2

Перспективный план работы «Логопедической  школы для родителей» второй год обучения

сроки

содержание

кол-во часов

теория

практика

1

сентябрь

Круглый стол «Коррекция речи дошкольников в условиях семьи»

1 час

2

октябрь

 Консультация с просмотром видеоматериалов «Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков»

1 час

1 час

2

ноябрь

Консультация с использованием видеоматериала «Использование слов – паронимов для развития фонематического слуха»

1 час

1 час

3

декабрь

Семинар, презентация: «Как развивать фонематический слух?»

1 час

1 час

январь

Консультация-практикум «Звуковой анализ слова»

1 час

1 час

4

февраль

Семинар-практикум «Готовим руку к письму»

1 час

1 час

5

март

Семинар-презентация

«Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с недостатками речи».

1 час

1 час

апрель

Речевой праздник  «Праздник красивой и правильной речи»

1 час

6

май

Семинар-практикум «Родителям будущих первоклассников»

1 час

1 час

Всего часов:

7 часов

9 часов

 

Автор: учитель-логопед
Светикова Елена Петровна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Словарный запас ребенка Словарный запас ребенка
Методическая разработка «Чудо-дерево» Методическая разработка «Чудо-дерево»
Клинический случай из практики логопеда отделения медицинской помощи на дому Клинический случай из практики логопеда отделения медицинской помощи на дому
Игровая дидактика как средство обучения детей с ОВЗ Игровая дидактика как средство обучения детей с ОВЗ

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.