Цвет в работе с текстом

Автор метода Сарофских Ирина Валентиновна, учитель-логопед, олигофренопедагог, учитель русского языка и литературы, специалист по нейрокоррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Вступление

цвет в работе с текстомСегодня я предлагаю рассмотреть метод использования цвета при работе с текстом. Речь идет о работе с учениками начальной школы, как обычных классов, так и классов детей с ОВЗ, имеющих отклонения здоровья с разной степенью выраженности.

Метод цветного маркирования текста основан на моём многолетнем практическом опыте и изучении работ логопедов, психологов, нейропсихологов. Рассмотрим возможные способы его применения, как в учебной, так и в коррекционной деятельности педагогов.

Преимущества работы с цветом

Известно, что цвет способствует эмоциональному развитию и улучшению психологического здоровья детей. Использование цвета наделяет задания творческой составляющей, способствует снятию внутреннего напряжения, повышает работоспособность, активность внимания и мышления, развивает стрессоустойчивость при выполнения трудных для учеников заданий, — это очевидный и далеко не весь набор преимуществ ребенка, умеющего работать с цветом.

Метод маркировки цветом подготавливает учащихся к пересказу, написанию изложений, сочинений, может являться и профилактикой, и коррекцией дислексии. Его применение хорошо при подготовке к решению математических задач, поскольку задачу, прежде чем решить, надо осмыслить. Метод маркировки цветом можно рассматривать и как инструмент альтернативной коммуникации и визуальной поддержки.

Изобразительные средства при работе

В школьных принадлежностях ребенка присутствуют цветные карандаши, фломастеры, цветные ручки. Возможно, кто-то возьмет акварель. Выбор велик. Здесь главное, чтобы плотность покрытия текста (или его части) цветом стала незначительным и преодолеваемым зрительным барьером при чтении.

Мне больше нравится работать цветными карандашами. Так же мною рассматривается использование цветных и простых карандашей еще и как средство решения некоторых трудностей в обучении, связанных со снятием внутреннего нервно – психического напряжения учащихся, развитием их мелкой моторики, отработки регуляции силы нажима, — зависимо от того, какие цели и сопутствующие задачи прорабатываются педагогом. То есть мы берем текст, и поверх него создаем цветные линии, штрихуем, чиркаем, рисуем, чтобы в итоге на тексте появились, в том числе, и пересеченные полосы одного или нескольких цветов.

Воспринимая такое изображение, глаз преодолевает цветной фильтр, мозг отсортировывает свободные линии от образов букв, что в целом способствует еще и активации мозговой деятельности, и эмоциональному отклику.

Использование цвета на занятиях — это и стимулирование общего развития, и коррекция проблем сенсорной, познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер.

Практические приемы метода

Работу цветом в тексте можно начинать уже при освоении первых навыков чтения, можно активировать в период знакомства учащихся с понятием текст, или в период наработки динамического стереотипа работы с текстом.

Работа в начальных классах может проводиться как на логопедических занятиях, так и на уроках литературного чтения, русского языка, на психологических занятиях, а так же на уроках математики при обучении решению задач. По форме занятий она может быть как групповой, так и индивидуальной, удобна при обучении онлайн.

Маркировка цветом. Контроль, применение

Важно отметить, что для педагога, психолога или родителя, использующего рассматриваемый метод маркировки цветом, упрощает контроль как за выполнением задания, так и за пониманием прочитанного текста.

Применять цвет в работе с текстом целесообразно уже в начальный период обучения, когда ученики уже способны самостоятельно прочитывать тексты небольшого объема, по содержанию,- соответствующие возрасту.

Конечно, не все рассматриваемые здесь приёмы маркировки цветом возможно использовать при работе с учебником, но рабочие тетради, распечатанные раздаточные материалы в черно-белом исполнении для каждого ученика, очень даже подходят.

В период обучения логическому высказыванию через навык работы цветом в тексте последовательность действий может быть такая:

- педагог читает текст вслух,

- дети читают текст самостоятельно,

- педагог обращает внимание на то, что после текста есть вопросы и они выделены разными цветами,

- вместе с детьми педагог читает первый вопрос, предлагает ученикам взять карандаш такого же цвета и найти в тексте слова, которые являются ответом на этот вопрос, выделить соответствующие слова цветом,

- еще раз совместно прочитывается вопрос и ответ, — проверка правильности,

- берется второй цвет, которым выделен второй вопрос. Читаем вопрос и ищем слова-ответ, выделяем их вторым цветом,

- еще раз прочитываем вопрос и ответ, убеждаемся в верности.

Таким же образом работаем над следующим вопросом.

Следующий этап в работе – усложнение освоенного навыка. Ученики получают раздаточные листы с текстом и вопросами, которые цветом не обозначены. После совместного прочтения учитель предлагает детям взять определенный цвет и выделить им первый вопрос. Далее выделить в тексте этим же цветом слова, отвечающие на него. Так же со вторым, третьим вопросом и т.д.

Так же можно дать задание на выполнение определенной части работы другой рукой, которая не является ведущей.

Следующим усложнением будет самостоятельный выбор цвета для вопроса и ответа. Далее эта работа переходит в самостоятельное ознакомление с коротким текстом и выделением вопросов и ответов выбранными цветами.

Заголовок текста

Понимание того, почему текст так называется,- входит в парадигму понимания текста.

Учитывая, что названия текстов бывают различны, от логических, идейных до иносказательных, на начальных этапах обучения рекомендуется брать тексты с простым, логически понятным названием, или текст без заголовка.

Работая с цветом в тексте, заголовок текста так же может быть выделен, а в качестве домашнего задания — выполнение рисунка по прочитанному.

Так же обращается внимание учеников на имя автора, на то, что имя и фамилия пишутся с заглавной буквы.

Как правило, вопросы после текста строятся таким образом, что при работе с телом текста, мы идем от его начала — к концу. Это совершенно оправдано в обучающих материалах. Кроме того, помогает учителю, попутно с поиском ответов на вопросы, акцентировать внимание учеников на таких понятиях, как красная строка, абзац, начало текста, середина текста, конец текста.

Вышеперечисленные приемы в основном применяются при работе с текстами прозы, но и некоторые тексты стихов могут тоже подойти для этого.

Причем, в работе со стихотворными текстами, появляются дополнительные возможности работы с использованием цвета. Можно выделить маркерами рифмы, так же обращаем внимание на их чередование, которое легко отслеживается благодаря цвету. Здесь же вместе с учениками определенными цветами выделяем хвостики крайних слов в строке, отмечаем их похожесть звучания, наблюдаем паронимы.

Использование разных шрифтов

Нейропсихолог Л.С. Цветкова отмечала, что когда ребенок распознает известные ему буквы в различных начертаниях, у него активно включается в работу правое полушарие. Таким образом, используя маркировку цветом, вносится еще один творческий компонент, расширяющий развитие образного восприятия, лежащего в основе развития связного высказывания. Поэтому вполне оправдан тот момент, что раздаточный материал имеет разный шрифт. Так текст и вопросы к нему – имеют различие. Шрифт для разных заданий к урокам тоже может быть не одинаковым, как по стилю, так и по размеру.

Цвет для решения логических задач

Начинать работу цветом в тексте лучше с двух вопросов. Ученики достаточно быстро схватывают принцип цветового соответствия вопрос-ответ. Далее предлагаются тексты с тремя, четырьмя, пятью вопросами и т.д. А потом – проводится работа с текстом логических и математических задач.

Например, в пособии А.З. Зак «Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет», представлены бланки, где есть задачи на совмещение, отрицание, сопоставление. Пример аналогичной задачи: «Ваня, Лена и Соня рисовали. Кто-то рисовал птиц, кто-то зверей. Известно, что Соня рисовала рыб. Лена не рисовала птиц. Кто кого рисовал?» У нас три персонажа, значит, берем три цвета, маркируем цветом персонажей, и на каждый маркер собираем относящиеся к нему слова-условия. Совмещаем слова каждого цвета – и делаем выводы. Таким образом, последовательно находим искомое с опорой на маркировку цветом.

В принципе, ответы можно подчеркивать, закрашивать, заштриховывать, можно использовать цветовыделители. Э то уже вопрос имеющегося ресурса, времени и поставленных целей и задач.

Сама по себе штриховка позволяет дополнительно отработать глазомер, направленные движения руки вправо-влево, вверх-вниз, кривые или прямые линии, ритмичность сочетания штрихов и точек, но занимает много времени. Подобные задания можно дать для домашнего выполнения.

Обложечный лист и цветные фотофильтры

Удобно применять в работе с текстом обложечный лист: он не мнется, на него легко нанести изображение, например, маркером, лист бумаги к нему отлично прилипает, поэтому не требуется дополнительных средств крепления, потом обложечный лист легко протирается, а лист с заданием становится многоразовым.

Фотофильтры накладываются на часть текста, образуя цветной островок для работы. Задания могут быть такими, как корректурная проба, прочти только то, что в цветном окошечке, чтение с перемещением фотофильтра, закрытие фотофильтром слов, отвечающих на вопрос и т.д.

Для дальнейшего усложнения по применению прозрачных цветовых фильтров в работе с текстом, мы предлагаем совместить применение цветного или прозрачного фильтра с изображением линий, контуров фигур, в том числе и наложенных друг на друга.

Отметим, еще одно преимущество цветного светофильтра: он даёт ребенку ощутимые границы читаемого. Что весьма ободряюще воздействует на тех учеников, которым требуется заблаговременно определить границ задания как во времени, так и в количестве, объёме проделываемой ими работы.

Удерживание строки

Хочется отметить, что если мы на каком-то занятии выбираем поработать с верхом и низом строки, обозначив их условно прямыми линиями, то мы используем три цвета: один для прорисовывания границы верха строки, второй для обозначения низа строки, и третьим цветом выделяем середину.

Этот прием хорошо подходит для работы с учениками, у которых возникают ошибки искаженного чтения полевого характера: когда взгляд выцепляет буквы с другой строки и совмещает их с прочитываемыми словами. Подойдет он и для учеников, которые съезжают со строки, что может быть выражено как при письме, так и при чтении. Несомненно, этот прием добавит к основным задачам отработку пространственного восприятия.

Корректурная проба

Выделяем в тексте, или в абзаце текста, определенными, по-договоренности , цветами, например, все заглавные буквы, все гласные буквы, или все мягкие знаки, или те, над которыми надо поработать в плане диффиренциации. Это задание может носить и индивидуальный характер на фронтальном занятии, где каждый выполняет свое задание.

Плетёный текст

Так мною назван приём работы по составлению текста из отдельных предложений. Его отличие от традиционных — совмещение работы по развитию речи с элементами технологии плетения из бумаги.

Дети отстригают полоски с предложениями: одна полоска — одно предложение, — прочитывают их и последовательно приклеивают на бумажное основание сверху вниз так, чтобы основная часть полоски была подвижной, затем, отстригают цветные полоски, или берут готовые, наклеивают их сверху основания над составленным текстом. После проверки на правильность логической последовательности получившегося текста, ученики при необходимости исправляют ошибки, перемещая предложения, и в заключение выполняют переплетение полосок.

Плетёный план

Позже, мы можем использовать этот приём для составления плана, когда на полосках будут написаны пункты плана, а перед учениками лежать текст без вопросов. Полоски могут быть белыми или цветными. Задача учеников — расположить пункты плана в соответствии с текстом.

Если используем полоски –пункты плана, цветные, то нужно промаркировать соответствующим цветом соответствующую часть текста. Если берем белые, то, их можно раскрасить, или обозначить цветом условно, например, небольшим мазком.

Цветной план микротем

Обучая составлению плана, также удобно акцентировать внимание учеников на определенной части текста с помощью цвета.

Каждая микротема текста обозначается своим цветом. На промаркированных цветом соответствующим образом полосках или строчках в тетради записываем пункты плана.

После этого выполняем устный краткий пересказ текста с опорой на план. Далее уже предлагаем письменные ответы на пункты плана, сначала со зрительной опорой на текст, затем с опорой только на план.

***

Метод маркировки цветом разнообразен в применении и позволяет педагогу осуществлять творческий подход . Метод способствует сенсомоторной и смысловой интеграции учебных знаний, умений и навыков.

Цвет — хорошая стимуляция зрительной сенсорики, — все дети любят раскрашивать и рисовать, проявлять избирательную цветовую тактильность. А это в свою очередь благоприятно отражается на коррекции невротических и психосоматических нарушений детей. Цвет помогает создавать эмоционально окрашенное пространство, легко сочетается с развитием познавательных процессов, участвует в стабилизации успешности, мотивации учебной деятельности ребенка.

Данный авторский метод был опубликован ранее в 2022 году в статье «Метод маркировки цветом в тексте при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, написанной мной, Сарофских Ириной Валентиновной, при участии педагога-психолога Некрасовой Марины Анатольевны.

Сборник статей по материалам шестой Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Ю.В. Богинской. Симферополь, 2022. Издательство: ООО Издательство Типография «Ариал». Стр. 164-168. УДК 373.3

Приложение

Конспект открытого урока по развитию речи в 5 классе учащихся с ОВЗ

Учитель-логопед, учитель русского языка и литературы Сарофских Ирина Валентиновна, г. Ярославль

«Цвет в работе с текстом. Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения по картине «Март» И. Левитана»

Цели урока:

  1. Обучение написанию изложения на основе устного и зрительного восприятия заранее адаптированного текста-описания с элементами рассуждения по картине «Март» И.Левитана, с использованием наглядности (демонстрация картины на экране).
  2. Развивать умение выделять в тексте методом цветного маркирования микротемы, выделять в них главное, обозначать их в плане, выписывать опорные слова в рабочие записи, маркировать цветом в соответствии с планом.
  3. Обучать подбирать и записывать цитаты.

Задачи:

  1. Развивать речь учащихся, умение строить связное высказывание на заданную тему с использованием опорных слов и наглядности, умение использовать сторонние источники информации;
  2. Формировать навык выражения мыслей в устной и письменной форме;
  3. способствовать овладению нормами русского литературного языка, обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи учащихся, развитию навыков правописания, записи текста с соблюдением красной строки, правила цитирования;
  4. учить правильному и целесообразному использованию языковых средств в соответствии с задачей.
  5. Способствовать развитию эмоциональной сферы, развивать видение прекрасного, прививать любовь к природе, русской культуре и средствам выразительности.
  6. Способствовать развитию внимания и цветового восприятия живописного изображения.
  7. Формировать положительное отношение к написанию изложений.

Ход урока

1. Приветствие учащихся и гостей.

2. Продолжите пословицу: «Весной, что в осень на дню… погод восемь»,

- С кем борется март? (с зимой), поэтому в народе про него говорят… (март-зимобор)

Художник, который закончил художественное училище с дипломом преподавателя чистописания, который во многих пейзажах сумел пепедать красоту и настроение русской природы в разные времена года, и нарисовал известную картину «Март»? (Иосиф Левитан).

- Вид изобразительного искусства, к которому относится эта картина? (Живопись)

- Жанр? (Пейзаж.)

- Где в наши дни хранится эта картина? (В Третьяковской галерее в Москве)

Цель: Сегодня на этом уроке мы подготовимся к написанию изложения с элементами сочинения по картине Иосифа Левитана «Март». Писать само изложение мы будем на другом уроке.

Сейчас мы поработаем с цветными карандашами для обозначения микротем, а так же составим план и рабочие записи.

Откроем тетради по развитию речи. Запишем дату, тему урока.

Что такое изложение? (Письменный пересказ)

А сочинение? (запись своих мыслей на определенную тему)

Наша итоговая цель — сделать пересказ, добавить цитату и свое мнение.

Перед вами отредактированный нами на прошлом уроке текст и изображение картины. Начинаем работу.

3. Чтение текста и работа по методу маркировки цветом.

После прочтения текста целиком, читаем текст по микротемам. Поочередно цветом выделяем микротему, записываем пункт в план, и запись в плане, в тетради, выделяем этим же цветом.

4. Оформление в тетрадях и на доске плана и рабочих записей.

Еще раз читаем текс, дополняем план рабочими записями. Рабочие записи маркируем теми же цветами, что и микротемы.

План изложения с элементами сочинения:

1. «Март»-одна из картин И. Левитана

а) написана в 1895 году,

б) хранится в Третьяковской галерее.

2. Художник изображает начало весны:

а) тишина,

б) мягкий, солнечный свет,

в) деревья и их голубоватые тени,

г) у дома,

д) картина полна радости.

3. Присутствие человека:

а) лошадь у крыльца,

б) приоткрытая дверь дома.

3.  Цитата.

4. Какие краски мне нравятся в этой картине?

Примечание:

Выбор цитаты.

- Вы можете взять в качестве цитаты соответствующие строки из стихотворения Николая Заболоцкого, используйте рабочую тетрадь с печатной основой, стр.12,

- Можете привести в пример подходящую пословицу о марте.

- Можете записать высказывание о творчестве И. Левитана.

Какие краски мне нравятся в этой картине?

Здесь вы можете воспользоваться предыдущими записями в тетради с на тему «Какие цвета использовал художник».

4. Итог: Итак, мы подготовились к написанию изложения с элементами изложения. Что было трудно?

Что получилось?

Cписок литературы:

1. Ахутина Татьяна Васильевна. Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход // Вопросы психологии. 2002. № 4 — ISSN 0042-8841.
2. Андреева Наталия Георгиевна. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Предложение. Текст. Издательсьво «Владос». Москва 2018.
3. Вачков, Игорь Викторович. Введение в сказкотерапию, или Избушка избушка, повернись ко мне передом… [Текст] : электронный ресурс. — 3-е изд. — Москва : Генезис, 2017. — 285 с.; см.; ISBN 978-5-98563-498-3
4. Зак, Анатолий Залманович. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет / А. З. Зак. — М. : Новая шк., 1996. — 350,[2] с. : ил.; 22 см.; ISBN 5-7301-0270-4
5. Инклюзия для всех 2020: социальная инклюзия в современном социокультурном пространстве: сборник материалов международной модульной научно-практической конференции (23 марта – 13 мая 2020) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва» (Самарский университет) ; под редакцией М. Н. Акимовой, О. В. Вороновой. — Самара : Издательство Самарского университета, 2020. — 249 с. : ил., табл.; ISBN 978-5-7883-1524-9 : 130 экз.
6. Милостивенко Любовь Георгиевна. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Из опыта работы. Санкт-Петербург 1995
7. Философия инноваций социология будущего в пространстве культуры: научный диалог : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Уфа, 10 декабря 2020 г.) / Министерство науки и высшего образования РФ, Башкирский государственный университет ; [редакционная коллегия: Р. М. Валиахметов (ответственный редактор) и др.]. — Уфа : РИЦ БашГУ, 2020-. Ч. 2. — 2020. — 407 с. : ил., табл.; ISBN 978-5-7477-5264-1 : 300 экз
8. Цветкова, Любовь Семеновна. Нейропсихология счета, письма и чтения : Нарушение и восстановление : Учеб. пособие / Л. С. Цветкова. — М. : Юристъ, 1997. — 255 с. : ил.; 21 см. — (Психология).; ISBN 5-7975-0024-8

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.