Влияние психомоторного развития на высшие психические функции

Влияние психомоторного развития на высшие психические функцииНа ранних этапах развития ребенка определяющую роль играют простые чувственные процессы для формирования высших психических функций. Это те чувственные процессы, которые связывают ребенка с внешним миром.

Вспомним, что сенсорные окончания занимают всю заднюю часть мозга. А мы знаем, что любые органы развиваются только в процессе их использования.

Новорожденный познает мир через слух, зрение, вкус, осязание, обоняние. Получая свою первую игрушку, ребенок ощупывает ее, пробует на вкус, осматривает, трясет, извлекая звуки, обнюхивает. Осталось невыясненным еще одно обстоятельство: как и из чего сделана эта игрушка. Если через минуту ребенок понимает, что у него ничего не получается, игрушка отбрасывается как неинтересная. Очень легко отбить у ребенка тягу к познанию. Для этого надо игрушки делать так, чтобы их было невозможно разобрать, разломать. И второе — посадить ребенка туда, откуда он не сможет ни до чего дотянуться.

Информация в мозг поступает с помощью пяти чувственных путей. Это осязание, слух, зрение, обоняние, осязание. Все, что ребенок познает в своей жизни, он делает с помощью этих чувств. И дальнейшее развитие определяется тем, насколько они развиваются в первые годы его жизни.

Для того чтобы ребенок заговорил, с ним надо общаться задолго до того, как он начал понимать значения слов. Это прикосновения, совместные движения, обмен взглядами, жестами, мимикой, вокализмами. Это все должно быть окрашено положительными эмоциями.

Чтобы научить годовалого ребенка воспринимать язык на слух, необходимо соблюдение определенных условий: слова произносить громко, отчетливо, неоднократно. Обычно матери инстинктивно понимают это. Повторяя несколько раз – иди к маме – подбадривая улыбкой, жестами, мать добивается понимания ребенка. Таким образом, у ребенка развивается слуховой анализатор.

Наличие слуха обеспечивает его как его музыкальное, так и его фонематическое развитие. А на его основе уже формируется устная речь, на основе устной – письменная. Поэтому нарушение в раннем детстве элементарных чувственных процессов, вызывают недоразвитие всех функциональных образований, которые надстраиваются на их основе.

Потребность ребенка в чувственных раздражителях должна осуществляться продолжительное время и в полном объеме.

Психомоторное развитие ребенкаВ индейских и африканских племенах у детей нет коляски и манежа. Ребенок с рождения находится на теле матери. А мать продолжает вести свою обычную жизнь, иногда передвигая ребенка, если ей неудобно. Ребенок вместе с матерью находиться в бесконечном движении, наблюдая за окружающей жизнью. Она наклоняется так, что он может висеть вниз головой, садится, сдвигая его на спину, ложится, перекладывая его на живот. Он вместе с матерью и на солнце и в холоде, и под дождем и ветром. Вот кто получает максимальное количество разнообразных чувственных ощущений! И эти дети приспособлены к жизни, с хорошей адаптацией к различным обстоятельствам.

Но самое главное и самое ценное, что потребность в присутствии матери удовлетворяется полностью. Он чувствует биение сердца матери, с которым он жил в ее лоне. Он чувствует свою защищенность. Он не пережил шокового состояния брошенности матерью сразу после рождения. И свою мать он ничуть не раздражает. Она не изменила после родов свой образ жизни и не впала в послеродовую депрессию, оказавшись оторванной от привычной жизни. Это главная потеря цивилизованного мира.

Вернемся в наш мир.

Любые нарушения раннего возраста могут происходить даже при наличии абсолютно здоровой наследственности, совершенно полноценного мозга.

Особенностью раннего периода является наличие возрастного диапазона «сензитивный период», когда формирование новой способности происходит наиболее естественно, гармонично и с наименьшими энергетическими затратами.

Сензитивный период для развития речи – до 3-х лет, для развития музыкального слуха – до 5 лет, для усвоения цвета – от 2-х до 6 лет. Сензитивный период для интеллекта в целом примерно до 8 лет. Позже вряд ли что получится.

Речь – это проявление и двигательной психомоторной функции, ее сложный, тонкий продукт, зависящий от онтогенеза двигательной сферы, общей моторики, которая определяет мышечный тонус, влияющий на звукопроизношение, пространственно-временный предпосылки речевого мышления. Тонкая пальцевая моторика связана с развитием орального праксиса.

Любая эмоция заканчивается движением. От «комплекса оживления» грудничка до научного сообщения – все это предполагает двигательное обеспечение.

Американский психолог и врач Глен Доман утверждает, что чем раньше младенец начинает интенсивно развиваться физически, тем быстрее развивается его мозг. Движение – фундамент для всех других человеческих способностей.

Психомоторное развитие ребенкаОн предлагает выкладывать ребенка с рождения сразу на живот, спрашивая у аудитории, видел ли кто-нибудь детеныша животного, все время лежащего на спине, беспомощно болтающего своими лапами или копытами.

Положив ребенка лицом вниз, можно увидеть, как хаотичные движения постепенно помогут ему передвигаться ему вперед. Находясь в положении «лицом вниз», ребенок вынужден учиться держать голову прямо с первых дней, чтобы видеть и развивать соответствующие структуры тела.

Благодаря повторениям, движения рук и ног начинают совершенствоваться. Ребенок обнаруживает, что переместился назад, вперед, вправо, влево. Обнаруживает он это благодаря тому положению головы, которое позволяет ему смотреть перед собой.

Очень часто у наших детей нарушения письма связано со зрительно-пространственными нарушениями.

Все движения развивают сенсорные и моторные отделы мозга. Мозг будет быстрее расти и развиваться исключительно благодаря его использованию. Чем лучше ребенок развит в чувственно-двигательном смысле, тем легче ему продвигаться в интеллектуальном развитии.

Развитие самосознания начинается с познания собственного тела, его восприятия в статике и динамике. Его использования для освоения окружающего мира. То есть в основе развития личности лежит сенсомоторное развитие, происходящее в течение всего дошкольного детства в основной деятельности ребенка.

Игровая деятельность обеспечивает развитие всех функций ребенка. У него должно быть достаточно времени на «ничегонеделание», когда он фантазирует, выдумывает. На беготню, на шалости, на спорт. Игра приносит удовольствие и не вызывает утомления. Играя со звуками (гуление), со слогами (лепет), ребенок творит человеческую речь.

Дисграфия, дислексия - результаты нарушенного досугаВ игре со взрослыми и сверстниками ребенок познает жизнь, ее правила, регулирует собственное поведение. Очень важно, чтобы игровой процесс в дошкольном возрасте присутствовал в полном объеме: от предметно-манипулятивной деятельности до сюжетно-ролевой игры. Ибо пропущенный сензитивный период сложно будет компенсировать. Тенденция озабоченных родителей как можно раньше пристроить свое чадо в школу с углубленным изучением различных дисциплин приводит к асинхронному развитию.

Заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии Академии последипломного образования профессор Ю.С. Шевченко в своих лекциях пользуется метафорой, которая помогает на всю жизнь запомнить механизм функционирования мозга:

«Мозг – это главное здание организма, в котором есть фундамент, стены и крыша. А психические функции – это то, чем занимаются «обитатели» этого здания. Таким образом, есть подвальное помещение, основные этажи с правым и левым крылом и крыша, где есть «правитель», который все и всех контролирует. Эффективность «правителя» зависит от работы ниже находящихся этажей».

Если нагрузка на самый верхний этаж, строящейся нервно-психической системы ребенка, игнорирует нижележащие уровни, развитие носит асинхронный характер, происходит астенизация организма, иногда школьная дезадаптация.

Решать эти проблемы помогает коррекционная программа, построенная на методе замещения.

В мозге существует иерархическая подчиненность. Это три блока здания, о котором говорилось выше. Все блоки работают одновременно, но существует доминанта. Воздействие на сенсомоторный уровень – это воздействие на высшие психические функции.

Мозг в детстве очень пластичен, но упущенный сензитивный период требует специальных длительных усилий для дозревания и раскрытия системы.

Есть мнение ученых, что при многих патологиях психики, первичным является нарушение восприятия ребенком собственного тела и его взаимодействие с окружающим пространством.

Телесно ориентированный метод рассчитан на 4-5 месяцев. Иногда этого бывает достаточно для восстановления невызревших функций.

На кафедре профессора Ю.С. Шевченко разработана программа развивающих и компенсирующих игр, которые сопровождают сенсомоторную коррекцию.

Во всех округах г. Москвы открыты Центры сопровождения «Открытый мир», где есть различные виды помощи, многопрофильная диагностика и консультирование детей с трудностями в обучении, поведении.

Васильева Наталья Ивановна,
логопед ГБУЗ «Детская городская
поликлиника №60 ДЗМ», ВАО, г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи

Посмотрите ещё:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.