Данный конспект адресован учителям-логопедам в качестве показательного занятия для детей 6 – 7 летнего возраста, находящихся на одной ступени коррекционной работы. Занятие построено по технологии игрового обучения, что позволяет сделать его целостным, органично обеспечивающим смену различных видов образовательной деятельности. Занятие соответствует плану коррекционной работы и требованиям программы, приоритетное направление областей интеграции – социализация и театрализация.
Тема: «Звуки Б, БЬ»
Режим проведения: подгруппа.
Речевой статус: дети с диагнозом «общее недоразвитие речи III уровня».
Количество детей: 8 человек.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Цель занятия: формирование правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить артикуляционные и акустические признаки звуков Б, БЬ.
- упражнять в дифференциации звуков Б, БЬ по твёрдости — мягкости.
- упражнять в выделении звуков Б, БЬ из начала, середины слова.
- упражнять в преобразовании слов и звуковых заменах на лексическом материале звуков Б, БЬ.
- формировать навык деления слов на слоги на лексическом материале звуков Б, БЬ.
- упражнять в синтезе слогов в двусложное слово на лексическом материале звуков Б, БЬ.
- формировать навык звукового анализа, синтеза слов со звуками Б, БЬ.
- упражнять в синтезе заданных слов в предложение на лексическом материале звуков Б, БЬ.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать речевую деятельность воспитанников.
- упражнять в чётком произнесении звуков Б,БЬ в словах, предложениях, чистоговорках.
- совершенствовать фонетико-фонематический слух, вербальную память, словесно – логическое мышление, внимание, диалогическую речь воспитанников.
- активизировать, уточнить, расширить представления и словарь детей по теме «Цирк» («Профессии»).
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к процессу познания, навык сотрудничества, самоорганизации на занятии
Предварительная работа:
- беседа о цирке.
- разучивание логоритмических, мимических упражнений для динамической паузы «Акробаты», «Рыжий клоун».
Оборудование: наборы для звукового анализа, лексический материал, наборное полотно, предметные картинки, фигуры (изображения) двух клоунов (в синем и зелёном костюмах), клоунские носы и колпачки.
Этап занятия в минутах | Цели этапа | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности детей; игры и игровые упражнения |
I. Организационный момент - 4 минуты | Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя, активизация словаря |
1. Учитель-логопед предлагает детям посетить цирк. Входным билетом послужит название цирковой профессии2. Учитель-логопед в роли ведущего «открывает» представление.3. «Знакомство» с клоунами (Бом, Бим)
Выделение начального звука из имён клоунов , уточнение его артикуляционных и акустических признаков (согласный звонкий, твёрдый; согласный звонкий, мягкий ) Постановка проблемы: определить, кто из клоунов Бом, а кто — Бим |
Воспитанники поочерёдно называют цирковых артистов и садятся на свои места.В цирке новая программа: Учат клоунов читать, Ведь неграмотным сегодня Очень трудно выступать!Опираясь на предыдущий опыт, дети соотносят синий и зелёный цвета костюмов с твёрдым и мягким звуком Б и определяют имена клоунов |
II. Основная часть - 20 минут. | Цель: упражнять детей в дифференциации звуков по твёрдости-мягкости - в слогах - в словах Цель: упражнять детей в выделении звука Б(Бь) из начала, середины слова Цель: упражнять детей в звуковых заменах, в преобразовании слов Цель: упражнять детей в делении слов на слоги (части) Цель: снять статическое напряжение с помощью логоритмических и мимических упражнений Цель: упражнять детей в синтезе заданных слогов в двусложное слово Цель: формировать навык звукового анализа и синтеза Цель: упражнять детей в чётком проговаривании звуков Б, Бь в чистоговорках Цель: упражнять детей в синтезе заданных слов в предложение |
1. Учитель-логопед продолжает «вести цирковую программу» и предлагает вместе с клоунами поиграть в игру «Скажи наоборот»2. Учитель–логопед предлагает детям разложить предметы (картинки) в две корзины – для Бома и для Бима3. Учитель-логопед предлагает поиграть воспитанникам в игру «Куда «спрятался» звук в слове?»
4. Учитель-логопед предлагает детям «превратиться» вместе с клоунами в жонглёров и поиграть словами – заменить в словах первый звук на звук Б 5. От имени клоунов педагог предлагает воспитанникам поучаствовать в фокусах. Игра «Превращения». 6. С помощью игры «Перетягивание каната» вместе с Бомом и Бимом педагог предлагает определить, какое слово длиннее? 7. Динамическая пауза 8. Учитель-логопед посвящает детей в непредвиденные обстоятельства цирковой программы с последующей игрой «Собери словечко» 9. Учитель-логопед обращает внимание воспитанников на последнее слово «Бобик», предлагая догадаться, кому принадлежит эта кличка. Составление звуко — слоговой схемы слова «Бобик». 10. «Школа юных дикторов» Бома и Бима открывает двери для всех желающих! 11. Учитель-логопед предлагает детям «подружить слова в предложении», чтобы узнать, что делают клоуны, когда представление заканчивается |
Дети воспроизводят слоговые ряды с чётким проговариванием звуков Б, Бь:ба-ба-ба - …(бя-бя-бя) бё-бё-бё — …(бо-бо-бо) и далее…На арене Бом и Бим: - Мы детей повеселим, Только пусть помогут дети Разложить предметы эти… Работа с картинками из корзин : букет, бинокль, буквы, бинт, кабан и далее. Дети выделяют звук из начала, середины слова. Как не просто удержать Воспитанники воспроизводят слова с чётким проговариванием звука Б: сок - …(бок) С помощью замены гласных звуков дети последовательно преобразуют слово БАК в слово БУК: БАК > БОК > БЫК > БУК Дети проговаривают слова по частям с имитацией перетягивания каната: ба-нан - ка-би-на Воспитанники на свободном пространстве учебной комнаты выполняют движения с проговариванием стихотворного материала: «Акробаты». Аты-баты, аты–баты! «Рыжий клоун» Рыжий клоун строил рожи… Бом и Бим спешили к вам: нан – ба «Бобик» — слово не простое, Продолжаем представленье, Проговаривание чистоговорок с чётким произнесением звуков Б,Бь: У зайки Бубы заболели зубы. |
III. Заключительный этап — 4 минуты. | Цель: подведение итогов занятия. | 12. Учитель-логопед объявляет о том, что представление заканчивается. Воспитанникам предлагается подумать и ответить, с какими звуками помогли им познакомиться клоуны Бом и Бим; научились ли дети пользоваться этими звуками? Что понравилось больше всего? Какие слова на звуки Б, БЬ запомнились? Последний номер программы - разучивание считалки и сюрприз от клоунов | В процессе многократного повторения, дети рассчитываются с помощью считалки. Выбывающий из круга ребёнок получает по выбору клоунский нос или колпачок, с которым покидает занятие, чтобы продолжить игру в групповой комнате.
Мы сегодня в цирк ходили, |
Кондрашина Ирина Валерьевна,
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 37
г. Кузнецка Пензенской области