Конспект НОД «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах и фразах»

Звуки С-ШВажное место при устранении дефектов звуковой стороны речи и формировании навыков правильного звукопроизношения занимают индивидуальные занятия. Данное индивидуальное занятие, основывается на играх различной коррекционной направленности, на мотиве известной сказки «У солнышка в гостях». Именно сказка заставляет сопереживать героям, персонажам, что усиливает мотивацию ребёнка к деятельности.

Конспект индивидуальной непрерывной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Тема: «Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах, словах и фразах»

(по мотивам сказки «У солнышка в гостях».)

Цель: закреплять навык дифференциации звуков [с] – [ш] в слогах, словах и фразах.

Задачи:

1. Активизировать биологически активные зоны.
2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
3. Развивать фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление.
4. Закреплять навык чтение слогов и составление из них слов.
5. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: фланелеграф, картинки для фланелеграфа: солнышко, туча, цыплята, улитка, сорока, заяц, утка, ёж; раздаточный материал: стеклянные пуговицы, шишки (природный материал), две коробочки; дидактическая игра «Найди звук».

Ход НОД

I. Организационный момент.

- Здравствуй. Я предлагаю тебе отгадать загадку:

Огненное блюдце
По небу катается.
Утром на востоке
Поднимается.
Вечером на западе
За горизонт опускается. (Солнышко)

II. Основная часть.

- Однажды большая тучка занавесила небо, закрыла солнышко и оно перестало освещать землю. ( На фланелеграфе: туча закрыла солнце.) Что делать? Кто разбудит солнышко? Решили идти цыплята. (На фланелеграфе: туча, закрывающая солнце, цыплята.)

Звуковая разминка «Листья»

Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.

- Как шелестят листья? (Ш-ш-ш.) Подул ветерок. Как ветерок свистит? (С-с-с.) Листики шуршат: ш-ш-ш, ветерок свистит: с-с-с, листики…, ветерок… (логопед произносит слова «листики» или «ветерок», а ребёнок – звуки [ш] или [с].)

- Какие звуки мы будем стараться правильно произносить? ([ш] и [с].) Что ты знаешь про эти звуки? (Твёрдые согласные, глухие). Будем помнить, что при произнесении звука [ш] кончик языка поднят к верхним зубам, а выдыхаемая воздушная струя – тёплая, при произнесении звука [с] язык лежит за нижними зубами, а выдыхаемая воздушная струя – прохладная.

- Идут, цыплята идут… Вот кого они встретили…

Пальчиковая гимнастика «Улитка»

Кто так медленно ползёт,
(одна ладошка накрывает другую.)
Дом свой на себе несёт?
(«Улитка» медленно ползёт по столу.)
Проползёт ещё немножко,
(Указательный и средний пальцы
высовываются из-под ладошки.)
Высунет и спрячет рожки.
По листу, по ветке гибкой
(«Улитка» ползёт с высунутыми рожками.)
Медленно ползёт… улитка!

На фланелеграфе: туча закрыла солнце, цыплята, улитка.

- Спросили цыплята у улитки, как им к солнышку пройти, а она говорит: «Спросите лучше у сороки. Она везде летает, может и знает».

- Идут все вместе дальше. Видят, сидит на пеньке сорока. (На фланелеграфе: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока.) Натаскала она много шишек и стеклянных пуговиц и не может их разложить. Поможем ей.

Развитие фонематического слуха

- Если услышишь в слове звук ([ш], бери шишку, если услышишь звук [с], бери стеклянную пуговицу и раскладывай их в две разные коробочки.

Слова: усы, уши, нос, нож. Мыс, мышь, рос, рожь, миска, мышка, сутки, шутки, каска, кашка, крыса, крыша, носки, ножки, басня, башня, касса, каша.

- Сорока нас благодарит за помощь и дарит эту картину для игры.

Дифференциация звуков [с] — [ш] в словах:

Дидактическая игра «Найди звук»

- Посмотри, что на картинке, назови изображённое и определи, какой звук есть в слове: [с] или [ш]. Если в слове звук [с] – проведи линию к букве С, если в слове звук [ш] – проведи линию к букве Ш.

- Идут дальше цыплята. Видят, зайка сидит, лапкой носик прикрывает. ( На фланелеграфе: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока, заяц.) Что с ним случилось? Слушай и повторяй.

Дифференциация звуков [с] — [ш] в чистоговорках

Ша – ша – са – ша – ша – са – на пеньке сидит оса.

Ша – ша – са – ша – ша – са – села на нос мне оса.

Ша – ша – са – ша – ша – са – укусила в нос оса.

Шо – шо – со – шо – шо – со – стал мой нос как колесо.

Иска – иска – ишка – иска – иска – ишка – стал мой нос как шишка.

Шу – шу – су – шу – шу – су – лапкой я гоню осу.

Ша – ша – са – ша – ша – са – улетела в лес оса.

- Цыплята пожалели зайку и рассказали историю про другого зайчика.

Массаж биологически активных зон «Зайка»

(для предотвращения простудных заболеваний)

Тили-тили-тили-бом!
Сбил сосну зайчишка лбом!
(Приставить ладони козырьком ко лбу
и энергично разводить их в стороны
и сводить вместе.)
Жалко нам зайчишку,
Носит зайка шишку.
(Кулачками проводить по крыльям
Носа от переносицы к щекам.)
Поскорее сбегай в лес,
Сделай заиньке компресс.
(Раздвинуть указательный и средний
пальцы, остальные сжать в кулак,
массировать точки, находящиеся
перед и за ухом.)

- Цыплята спросили, не знает зайка, как пройти к солнышку. (Можно предложить ребёнку задать этот вопрос от имени цыплят.) «Нет, может утка знает?» — ответил заяц.

Послушай стихотворение.

Дифференциация звуков [с] — [ш] в словах, фразах.

Прослушивание стихотворения, беседа по прочитанному

«Выводок»

Не дыши, охотник!
Собака, не шурши!
Уточка с утятами
Плывёт сквозь камыши.
До чего ж пугливые!
До чего ж счастливые!
Не стреляй, охотник!
Собака, не спеши.
В. Берестов

- К кому мы обращаемся в этом стихотворении? ( К охотнику, к собаке.) Что мы просим их не делать? ( Не дышать, не стрелять, не спешить, не шуршать.) Почему? (Потому что утка и утята плывут сквозь камыши.)

На фланелеграфе: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока, заяц, утка.

- Утка и утята прохаживаются по полянке вперевалочку и собирают цветы. Помоги им собрать красивые букеты.

Дифференциация звуков [с] — [ш] в словах:

Дидактическая игра «Собери букеты»

- Прочитай слоги на всех цветах. Соедини слог в цветке со слогом в вазе так, чтобы получилось слово. Сначала собирай цветы на полянке, на которой стоят вазы со слогами ска и шка. Затем – на полянке с вазами, на которых написаны слоги шня и сня.

- Друзья спросили у уточки, не знает ли она, как попасть к солнышку. Уточка сказала, что не знает. Ей и самой без солнышка грустно. Может, ёжик знает, он очень мудрый.

Физкультминутка

«Ёжик»

По сухой лесной дорожке –
Топ-топ-топ – топчут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадется волк –
Превратится ёж в клубок.
Ощетинит он иголки –
Не достанется он волку.
Ёж не тронет никого,
Но и ты не тронь его!

На фланелеграфе: туча закрыла солнце, цыплята, улитка, сорока, заяц, утка, ёжик.

- Ёжик знает одно стихотворение, которое поможет прогнать тучу и разбудить солнышко. Давай его разучим, а вместе с нами и все друзья. (Логопед показывает на фланелеграф.)

Прослушивание и отражённое проговаривание:

Стихотворения «Солнышко, свети!»

Солнышко, солнышко,
Золотое донышко!
Солнце, солнышко – гори!
Солнце, солнышко – свети!
Солнышко, солнышко,
Золотое донышко!
Ты по кругу иди,
Не сбивайся с пути!

III. Заключительная часть.

- Вот и выглянуло солнышко из-за тучи! (На фланелеграфе: солнце, цыплята, улитка, сорока, заяц, утка, ёжик.) Все очень обрадовались! Сегодня, когда мы помогали цыплятам и их друзьям искать солнышко, какие звуки ты старался правильно произносить? (звук [с] и [ш])

Твои новые друзья говорят тебе: «До свидания», им нужно отправляться домой, прощайся с ними, до свидания.

Погребнова Елена Владимировна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 4,50 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект открытого занятия по автоматизации звука [Л] Конспект открытого занятия по автоматизации звука [Л]
Интегрированная образовательная деятельность «Зимующие птицы» Интегрированная образовательная деятельность «Зимующие птицы»
Животные жарких стран — конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР Животные жарких стран — конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по теме:  «Осень. Лес. Грибы» Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Осень. Лес. Грибы»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.