Методическая разработка логопедического занятия по исправлению дисграфии

Логопедическое занятие по исправлению дисграфииАннотация: Логопедическое занятие проводилось с целью предупреждения и исправления дисграфии в группе 3 класса с речевым нарушением: системное недоразвитие речи при лёгкой умственной отсталости. Псевдобульбарная дизартрия лёгкой степени. Дисграфия на основе несформированности языкового анализа и синтеза по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласного звука на письме буквой ь. Слова, обозначающие действие предмета».

Открытое групповое логопедическое занятие по исправлению недостатков письма в 3 классе

Речевое нарушение:

  • системное недоразвитие речи при лёгкой умственной отсталости. Псевдобульбарная дизартрия лёгкой степени. Дисграфия на основе несформированности языкового анализа и синтеза.

Тема:

  • Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласного звука на письме буквой ь. Слова, обозначающие действие предмета.

Этап:

  • 2- Формирование навыка осознанного письма.

Цели:

  1. Уточнять представления у учащихся о твёрдых и мягких согласных звуках, продолжать учить обозначать мягкость согласного звука на письме буквой ь.
  2. Продолжать формировать и уточнять представления обучающихся о словах, обозначающих действие предмета.
  3. Развивать фонематический слух, мыслительные операции: анализ, синтез, классификация.
  4. Воспитывать правильную самооценку.

Оборудование:

  • музыка «Морской прибой»,
  • домики – букв,
  • буквы
  • предметные картинки (тюлень, тюльпан,
  • шкатулка,
  • карточки,
  • записи на доске,
  • сказочный герой «Рыбка» (одевается на руку).

Ход занятия.

Содержание урока.

Деятельность логопеда и детей — логопатов.

Примечание.

1. Орг. момент.1. Упражнения на развитие речевого дыхания.2. Упражнения для пальцев рук.3. Проба ХЭДА (кулак, ребро, ладонь).4. Психонастрой

детей.

5Оформление записей в тетрадях.

Стоя.- под музыку изображаем волну- перекатывание с носков на пятки, вдох через нос – выдох через рот, на выдохе произносим долгое « З-З-З»,- повороты влево-вправо, вдох через нос – выдох через рот, на выдохе произносим долгое« Ж-Ж»,- потянулись к солнышку, руки высоко поднимаем над головой, вдох через нос, руки опускаем – выдох через рот.

- «колечки» Будьте внимательны. Выполняйте колечки теми пальчиками, которыми выполняю я.

- разгибание и сгибание пальчиков поочерёдно,

- игра « на пианино»

- Щелчки пальчиками в ритме песни: «Вместе весело шагать по просторам»,

Логопед говорит, меняя последовательность действий. Дети слушают и выполняют.

- Как будете заниматься?

- Вот так! Ребята показывают жест рукой: большой палец вверх.

- Какое настроение?

Дети аналогично жестом показывают своё настроение.

- На какую отметку будете стараться заниматься?

Ученики показывают раскрытую ладошку – пять!

-  Прочитайте шёпотом дату дня так, как будете писать в тетради.

-  Запишите дату дня.

- Поставьте ударение над каждым словом.

- Подчеркните «ошибкоопасные» места в словах.

- Проверьте, правильно выполнили задание?

- На доске выполняет ……. (ученик).

Черепашка тащит дом,
Отдыхать ей можно в нём,
От дождя она укрыта,
Дом и крыша и  защита.
Много дней она в пути,
Долго ей ещё ползти.

2. Цель занятия.

1. Игра на развитие зрительной памяти: «Запомни – восстанови».

2. Исключение лишнего.

3. Вывод детей.

Логопед прикрепляет на доску «домики» букв, например:ь ю, ё, ж.г,д и говорит правила игры:- Надо запомнить порядок расположения букв и восстановить этот порядок букв после того, как я буквы сниму с доски и перемешаю их.- Какая  буква не подходит и почему не подходит?Не подходит буква ь.- Кто догадался, над чем  будем работать на занятии?

- Правильно, сегодня мы будем повторять в каких случаях надо писать букву ь. В конце занятия вы должны будете ответить на вопрос:

- На какие две группы  делятся согласные звуки.

- Кто хочет повторить тему нашего занятия?

- Проговори тему занятия …. (ученик).

3Уточнение представлений учащихся о согласных звуках и буквах.1. Определение  твёрдых и мягких согласных звуков в начале слова, в конце слова.Игра «Твёрдо – мягко».Вывод.2. Повторение.

3Звукобуквенный анализ слова.

- Если слышитетвёрдый согласный звук – нажимаете пальцами рук на твёрдую крышку парты и наоборот, Если слышитемягкий согласный звук – трогаете мягкую тряпочку (одежду).- Вспомните, какими буквами обозначаем мягкость согласного звука на письме.Найдите их среди букв.- Проверьте, правильно нашли буквы.- Запишите эти буквы в тетрадь.

- Подберите слова, где гласные буквы обозначают мягкость согласного звука.

Гласные буквы ЮЯЕЁИ и Ь обозначают мягкость согласного звука на письме.

На доске написаны слова: Кл(у,ю)ква, бр(ю,у)сника,т(ю,у)лень, земл(я,а)ника, кл(ю,у)бника.

- Подумайте, какую букву надо оставить, а какую стереть?

Дети поочерёдно выходят к доске и выбирают нужную букву.

- Подумайте, какое слово не подходит, и почему не подходит?

- Запишите слово  тюлень или тюльпан (предметная картинка).

Развитие фонематического слуха.
4. Закрепление написания буквы ь.1. Игра «Нужен Ь»?2. Игра «Кузовок».Предметные картинки – диктант слов. На доске написаны слова: брызгает ( ), брызгат( ),Хрустит( ), скрипит( ), сверкает( ), сверкат( ), мален( )кий светил( )ник, дол( )гий пут( ).Подумайте, в каких словах напишем букву ь, а в каких не надо писать букву ь?Дети выходят по очереди и выполняют задание.Надо достать из кузовка картинку и продиктовать её название ребятам. Ребята записывают  слово в тетрадь.

Проверка: логопед открывает половинку доски, и дети проверяют правильность написания слов.

5 Физминутка «Снежинки». Ученики изображают падание снежинок.Логопед говорит:«Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложиться.
6 Работа на уровне предложений.1. Выписать из загадки слова с буквой ь.2. Составить предложение из слов.Слова написаны на листочках: на одном листочке слово и надо сконструировать предложение. На доске написана загадка:Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней,
Пышный хвост  — её краса,
Этот зверь лесной … (лиса).- На слух определите, в каком слове нужен ь?Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санках прокатила. Зима.Он приходит в зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи.
Бородой седой оброс
Кто же это? Дед Мороз.Покрутилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. Снежинки.

- Прочитайте слова на листочках.

- Подумайте, в каком порядке их надо поставить, чтобы получилось красивое предложение.

- Запишите предложение в тетрадь.

- Найдите слово с буквой ь и подчеркните мягкий согласный звук, букву и мягкий знак.

Андрюша, лазить, любит, по, сугробам.

Дети, выбежали, во, двор, строить, крепость, из, снега.

Маленькая, Рита, лепила, снеговика.

Конь стальной,
Овса не просит,
А пашет и косит.Трактор.
Работа на уровне текста.Дополнительно - Прочитайте все предложения и подумайте,  какой рассказ можно составить, используя наши предложения.
7Итог. Логопед одевает на руку куклу – Рыбку и задаёт вопросы от лица Рыбки.- Скажите, что обозначает буква ь.- Чему учились на занятии?- Как работал ….?- Посчитайте, сколько заработал квадратов за занятие?

Каждый ребёнок по очереди считает, сколько заработал квадратов за занятие.

8 Домашнее задание. - Подберите, найдите в тексте по чтению слова с буквой Ь.- На следующем занятии вы проговорите эти слова и за каждое слово получите квадрат.

 

Акимова Людмила Юрьевна Акимова Людмила Юрьевна,
учитель-логопед первой кв. категории
школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья,
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное казённое специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида № 19
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект логопедического занятия по развитию речи «Как помочь Айболиту?» Конспект логопедического занятия по развитию речи «Как помочь Айболиту?»
Подгрупповое занятие по лексической теме «Овощи. Путешествие на осеннюю ярмарку» Подгрупповое занятие по лексической теме «Овощи. Путешествие на осеннюю ярмарку»
Конспект логопедического занятия по теме «Звук и буква У» Конспект логопедического занятия по теме «Звук и буква У»
Конспект занятия по теме «Дикие животные наших лесов зимой. Звук Р в словах» Конспект занятия по теме «Дикие животные наших лесов зимой. Звук Р в словах»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.