Совместная деятельность учителя-логопеда с детьми (ОНР-III, второй год обучения)

Совместная деятельность логопеда с детьмиАннотация: В статье рассказывается об опыте работа по развитию связной речи у детей с ОНР-III. Приводится конспект подгруппового занятия по обучению монологической повествовательно-описательной речи с использованием серии сюжетных картинок. материал может быть полезен начинающим логопедам и воспитателям речевых групп.

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок с подробно представленным развитием сюжетного действия (Радлов Н.Э. «Неудачник мышелов» (Москва, издательство «Мелик—Пашаев»,2010г))

Цель: Развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию.

Задачи:

  • Учить детей устанавливать причинно-следственную связь изображенных событий;
  • Активизировать предикативный словарь детей через подбор слов-синонимов, образование прилагательных и причастий;
  • Отвечать на вопрос, используя слова из него.

Оборудование: серия сюжетных картинок.

Конспект занятия.

1. Организационный момент. Загадки о персонажах (кот, мышонок).
2. Сообщение темы: Сегодня мы будем рассматривать картинки, на которых изображен случай, который произошел с одним мышонком. (Картинки расставлены по порядку, но обратной стороной.)
3. Открываю I картинку и задаю вопросы к ней:

  • Что вы видите на этой картинке? Кота и мышонка.
  • Что делает кот? (За кем гонится кот?) Кот гонится за мышонком.
  • От кого убегает мышонок? Мышонок убегает от кота.

Показываю на норку:

  • Что еще здесь нарисовано? Это норка.
  • В норке живут мыши. Она чья? Это норка мышиная.
  • Откуда выбежал мышонок? Он выбежал из норки.
  • Как вы думаете, зачем вышел мышонок? Мышонок вышел погулять, может быть поискать себе еду.
  • Кто его увидел? Его увидел кот.
  • Зачем кот погнался за мышонком? Он погнался за мышонком, чтобы его съесть.
  • Кот очень быстро погнался за мышонком. Он погнался за ним. Как еще можно сказать? Каким словом можно заменить слово «погнался»? Бросился, кинулся за мышонком.

Примерный рассказ по I картинке:

Мышонок вышел из норки погулять. За ним погнался кот. Он хотел съесть мышонка.

4. Открываю II картинку:

  • Что лежало недалеко от норки? Недалеко от норки лежала бутылка.
  • Из–под чего? Из-под молока.
  • Какая? Стеклянная.
  • Молока в бутылке не было, значит она какая? Пустая.
  • Куда залез мышонок? Мышонок залез в пустую бутылку.
  • Он залез быстро. Каким еще словом можно заменить слово «залез»? Юркнул, шмыгнул.

5. Открываю III и IV картинки:

  • Как пытался кот достать мышонка сначала? Сначала кот пытался достать мышонка зубами.
  • Как потом? Потом просовывал лапку.

Прошу детей показать, как страшно было мышонку, как злился кот.

  • Почему коту не удалось достать мышонка из бутылки? Горлышко у бутылки узкое, лапки у кота короткие. И мордочка не лезет в узкое горлышко.

6. Открываю V картинку:

  • Что мы видим на этой картинке? Кот уходит.
  • Как вы думаете, кот уходит совсем или еще вернется? Об этом мы узнаем позже.
  • Зачем кот поставил бутылку?
  • Может ли мышонок выбраться из бутылки? Почему? Мышонок не может выбраться, потому что стенки бутылки скользкие и гладкие.

7. Открываю VI картинку:

  • Кто прибежал к бутылке? Прибежали мыши.
  • Зачем прибежали мыши? Они хотели спасти мышонка.
  • Каким еще словом можно заменить слово «спасти»? Выручить.
  • Мыши прибежали, чтобы спасти мышонка, выручить его из беды.
  • Как вы думаете, почему мыши не могли придти на помощь раньше? Они боялись кота.
  • Что сделали мыши? Они залезли друг на друга.
  • Они залезли быстро, можно сказать что они… Вскочили.
  • А если залезть было трудно, то можно сказать, что они… Вскарабкались.
  • Что сделала мышь, которая была сверху? Мышь, которая была сверху, опустила свой хвост в бутылку.
  • Зачем? Чтобы мышонок по нему выбрался наверх.
  • Как выбрался мышонок? Мышонок зацепился за хвост своего брата.
  • Мыши догадались, как спасти мышонка, значит они какие? Догадливые.
  • Вместо слова «догадливые» какое слово можно сказать? Сообразили.
  • Мыши сообразили, значит они какие? Сообразительные.
  • Они нашли, что сделать, значит они…? Находчивые.

8. Открываю VIII картинку:

  • Что принес кот? Кот принес удочку.
  • Зачем? Чтобы выудить, вытащить мышонка из бутылки.
  • Теперь понятно, куда уходил кот? Он уходил за удочкой, чтобы выудить мышонка.
  • Чему удивился кот? Кот удивился, что такой маленький мышонок выбрался из бутылки.

Прошу детей показать, как удивился кот.

  • Кто наблюдает за котом из норки? За котом наблюдают мыши.
  • Как вы думаете, какое чувство испытывают мыши? Они радуются тому, что кот не съел мышонка.
  • Показать, как радуются мыши, пляшут. (Физкультурная пауза на ковре)

9. Дидактические игры «Не зевай, нужную картинку поднимай!» и «Какой картинки не стало?».

Первая игра:

Раздаю картинки детям. Говорю предложения, прошу поднять нужную картинку, к которой относится это предложение. Что я буду говорить? – Предложения.

Затем прошу расставить картинку по порядку.

10. Последовательный рассказ по картинкам. Одна картинка — один ребенок.

11. Один из детей рассказывает весь рассказ, остальные дети обсуждают его. Что понравилось в рассказе?
Рассказы других детей логопед и воспитатель либо слушают индивидуально, либо дети «выступают» со своими рассказами позже.

На дом дается задание родителям записать рассказ со слов детей.

Примерный рассказ:

Жил-был мышонок в норе. Однажды он вышел погулять. Кот увидел мышонка и бросился за ним, чтобы поймать его и съесть. Недалеко от норки лежала пустая стеклянная бутылка. Мышонок юркнул в нее. Сначала кот пытался достать ее зубами, но его мордочка не лезла в узкое горлышко. Потом кот хотел вытащить мышонка лапкой, но она оказалась слишком короткой. Тогда кот поставил бутылку и ушел за удочкой. Мышонок не мог выбраться, потому что стенки бутылки гладкие и скользкие. Тут на помощь мышонку прибежали его мама, папа и брат. Все это время они наблюдали за котом из норки. Выйти они боялись. Мыши были догадливые. Они взобрались друг на друга, а верхняя мышь опустила свой хвост в бутылку. Мышонок зацепился за него и выбрался наружу. Потом мыши быстро убежали в свою норку. Тут пришел кот. Он удивился тому, что мышонка в бутылке нет. И очень расстроился, так как ему не удалось полакомиться. Мыши в норке радовались спасению мышонка и смеялись над котом.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок – это уже произвольная (осмысленная) речь. Развитие произвольности речи, подготовка к обучению рассказыванию начинается с первых дней пребывания ребенка в речевой группе и продолжается вплоть до выпуска. Эта работа включает в себя:

  1. Овладение детьми понятиями «звук», «слово», «предложение», «рассказ».
  2. Активизация, уточнение и обогащение словарного запаса детей. Овладение понятиями: «слово-предложение», «слово-признак», «слово-действие». Развитие умения образовывать родственные слова, опираясь на вопросы логопеда, формирование понятия «семья-слов».
  3. Обучение анализу предложения. Какое 1-ое, 2-ое слово? Сколько всего слов в предложении? Сначала с опорой на схему, потом без нее.
  4. Упражнение детей в придумывании предложений, в том числе с заданным словом (сначала с опорой на картинку), с заданным количеством слов.
  5. Развитие умений самостоятельно задавать вопросы по предметной, сюжетной картинке и развернуто отвечать на вопрос, использую слова из него.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №73 Кировского района,
г.Санкт-Петербург

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическая викторина Логопедическая викторина
Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР
Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов» Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов»
Логопедическое занятие в 1 классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков» Логопедическое занятие в 1 классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.