Аннотация:
- В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с ОВЗ.
- Возросла необходимость совершенствования системы квалифицированной коррекции тяжелых нарушений речи.
- Назрела необходимость осуществления индивидуализации образования.
Обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития РФ. Получение образования детьми данной категории является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в профессии.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. А речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция. К завершению дошкольного образования ребенок должен хорошо понимать устную речь и выражать свои мысли и желания.
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиления ее превентивных (профилактических) аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Коррекционная работа логопеда с детьми, имеющими нарушения речи, превращается в серьёзнейшую задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной, кропотливой работы логопеда, взаимодействия воспитателей, родителей и самого ребенка.
А количественный рост таких детей определяет обозначенную проблему как социально значимую.
Использование речедвигательных упражнений и самомассажа в работе с детьми с нарушениями речи
При современном образе жизни все чаще наблюдается вполне закономерное явление — развитый мозг и не развитая рука, нормальное умственное развитие и плохо развитая речь.
Дошкольный возраст – это период формирования и развития речи человека. а для старших дошкольников это еще и подготовка к школе. Это важнейший этап, от которого будет зависеть все его дальнейшее развитие. Мы прекрасно понимаем, что задумываться об этом надо как можно раньше: не за один-два года до начала обучения, а тогда, «когда ребенок лежит в коляске». Тогда будет возможность значительно облегчить этот процесс и предотвратить в будущем множество трудностей.
Речь — высшая психическая функция человека. Так можно ли говорить о здоровье ребенка, если одна из психических функций нарушена?
Современное общество рассчитывает на здоровьесберегающую направленность логопедических методик и технологий, которые по содержанию носят инновационный характер. Критерии здоровьесберегающих технологий должны быть внесены в традиционное построение логопедических занятий и в повседневную жизнь детей.
Работа по коррекции звукопроизношения у детей, предполагает то обстоятельство, что у некоторых детей помимо недостатков развития речи встречаются сопутствующие отклонения в нервно — психологической сфере.
Необходимость модифицировать привычные, традиционные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы заставляет искать дополнительные средства и приемы, повышающие эффективность работы, апробировать новые, вариативные, смешанные технологии (традиционные логопедические технологии с использованием нововведений), что в совокупности позволяет полнее использовать потенциальные или скрытые резервы коррекционно-педагогического воздействия.
К дополнительным направлениям коррекционной работы по формированию речевой деятельности необходимым для преодоления и или профилактики вторичных нарушений в структуре дефекта, преодоления нарушений первоначальных нейропсихологических предпосылок относятся:
- совершенствование моторной сферы, мимической и артикуляционной моторики.
Многими исследователями подчёркивается взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики. У здорового ребёнка овладение звуковой системой происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений пальцев рук.
Использование системы речедвигательных игровых упражнений и упражнений самомассажа в работе логопеда как раз и дают возможность внедрения и использования здоровьесберегающих технологий в практику работы по коррекции звукопроизношения и интеллектуального развития детей.
Таким образом, возрастают и социальная, и педагогическая значимость здоровья ребёнка: не только его сохранение, но и «приумножение».
При преодолении речевых проблем опора делается на осознанные действия пальцев рук и формировании у ребенка способности адекватно воспринимать информацию, осуществлять соответствующие действия с последующим оречевлением.
В процессе планомерной, целенаправленной работы дети приобретают практические навыки в умении манипулировать тонкими движениями пальцев рук, что оказывает влияние на их интеллектуальное развитие.
Таким образом, задачи умственного развития решаются в сочетании с тренировкой мелкой моторики пальцев рук.
Особенно важно формирование психофизиологической базы речи детей на начальном этапе формирования навыков звукопроизношения.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев. Поэтому, развивая речь, и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Таким образом, очень часто причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать все органы чувств и руки, а не бить по рукам, когда малыш ищет возможность через руки развить интеллект и поэтому «сует их, куда не следует». Ребенок мыслит телом, движениями. Через позвоночник идет огромный поток информации.
Поэтому «ловкий ребенок – умный ребенок».
Целенаправленное, систематическое и поэтапное развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста уже на начальном этапе работы повышает работоспособность за счет тонизирующего воздействия на кору больших полушарий с одновременным развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук.
Это в первую очередь касается детей с дизартрией, у которых тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук.
Это проявляется преимущественно при выполнении движений в быстром темпе, при скоростном переключении движений. При этом отмечаются скованность, несоразмерность движений, синкинезии.
Вышеперечисленные нарушения тонкой моторики у дошкольников затрудняют овладение манипулятивной, конструктивной деятельностью, рисованием и т.д. (а в дальнейшем и письмом) и нуждаются в своевременной коррекции.
Практика работы показывает, что коррекционную работу с детьми дошкольного возраста целесообразнее проводить с использованием ведущего вида деятельности — игры как одной из форм обучающего воздействия на ребёнка.
Через неё легче происходит усвоение знаний, умений и навыков, развиваются речевые возможности ребёнка. Время занятия используется более эффективно.Чем меньше ребёнок, тем больше используется игровая мотивация.
Система двигательных упражнения с оречевлением действий будет не только способствовать развитию моторики малыша, но так же поможет работать над привычными логопеду понятиями: ЗВУК, СЛОГ, ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ, ОБЩЕНИЕ, СЛОВАРЬ, ЛЕКСИКА.
Задания, упражнения, которые сопровождаются речью в СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ, в заданном ритме и уже спустя незначительное время, дети способны самостоятельно озвучивать выполняемые движения.
Основные задачи коррекционной работы с использованием речедвигательных упражнений и упражнений самомассажа:
1.Стимуляция речевой и психической активности.
2. Развитие эмоционального общения со взрослым.
3.Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников (в том числе, речевому подражанию).
4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.
5.Формирования мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности
Условия для проведения:
- Эмоциональный фон совместной деятельности логопеда и ребёнка.
- Опора на разные виды деятельности в течение занятия.
- Вариативность наглядного и дидактического материала для детей.
- Использование элементов соревнования.
- Повышенные требования к речи педагогов и других взрослых, окружающих ребёнка.
- Активное и привлечение внимания ребёнка к артикуляции и жестикуляции логопеда.
- Стимуляция процесса естественного развития ребёнка
Игры и упражнения можно разбить по направлениям на развитие:
- ориентировки в пространстве;
- мелкой моторики;
- фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков;
- обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Рекомендации к проведению:
- спешить с подсказкой, торопить ребенка;
- показывать свое неудовлетворение, неудовольствие;
- подчеркивать отрицательные результаты;
- анализировать результаты с родителями в присутствии ребенка.
При оценке выполнения дошкольником заданий необходимо учитывать, что результаты снижаются в случаях:
- боязни контакта с малознакомыми взрослыми;
- страха получить низкую оценку взрослого;
- неспособности ребенка в специально смоделированной ситуации (обследования) сконцентрировать внимание, сосредоточиться;
- медлительности ребенка или усталости;
- плохого самочувствия ребенка.
Речь ребенка – важная черта его личности. От ее развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной. От взрослых нужно совсем мало – создать такую среду, такую обстановку вокруг ребенка, чтобы он мог реализовать заложенные в него Природой желания к познанию через органы чувств, через руку, через движения.
Козиева Л.Г.,
учитель-логопед