Аннотация: Успешность коррекционной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Чтобы был виден совместный результат работы в конце учебного года проводится логопедический досуг «Что? Где? Когда?», главной целью которого является обобщение полученных знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Логопедический досуг «Что? Где? Когда?»
Цели:
1. Обобщение и систематизирование полученных знаний у детей о звуках, слогах, словах, предложениях. Закрепление умений самостоятельно давать характеристику звукам.
2. Совершенствование звукового анализа и синтеза, развитие фонематического слуха.
4. Закреплять умение анализировать предложение, составленное по опорным словам.
5. Расширять словарь однокоренных слов.
6. Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память.
7. Развивать творческие способности, воспитывать интерес к занятию, игре.
8. Формировать готовность родителей к эффективной коррекционной работе с детьми.
Оборудование:
- Игровое поле с волчком для игры: «Что? Где? Когда?»; конверты с фотографиями родителей; магнитная доска; табло с карточками для выставления счёта; мозаика; «Чудесный мешочек», игрушки диких животных: рысь, лиса, слон, леопард, заяц, кенгуру; домики сделанные из «Лего» — окошечки по количеству слогов; «Таинственный ящик», зеркало; сюжетная картинка, схема предложения из четырех слов; картинки — ребус: шар, краб, облако, лавка, арбуз; школьный портфель и предметы: линейка, ручка, карандаши, фломастеры, тетрадь, кукла, краски, пистолет, пластилин, ножницы, картон; медали.
Ход логопедического досуга
На игровом поле лежат конверты. В середине поля волчок со стрелочкой. Звучит музыка.
Логопед. Внимание! Мы начинаем игру «Что? Где? Когда?». В игре принимает участие команда знатоков и команда родителей. За игровым столом знатоки. Логопед представляет детей.
Вопросы знатокам задают их родители. Родители сидят на стульях в зале.
Играем до 6 очков. Счёт 0:0.
Первый раунд!
Первый ребенок вращает волчок.
Стрелка указывает на конверт с фотографией родителя.
Логопед. Задание знатокам даёт — показывает фотографию. Дети называют, чей это родитель.
Родитель. Уважаемые знатоки! Откройте конверт и назовите вашу картинку.
Определите последний звук в названии вашей картинки и отметьте его с помощью магнитика нужного цвета. Дайте характеристику звуку.
Картинки:
— букет ([Т] — согласный, глухой, твердый);
— клубника ([А] — гласный);
— руль ([Л'] — согласный, звонкий, мягкий);
— мяч ([Ч] — согласный, глухой, мягкий);
— тапки ([И] — гласный);
— помидор ([Р] — согласный, звонкий, твердый);
Дети достают из конвертов картинку, определяют последний звук, отмечают магнитом нужного цвета, дают ему характеристику.
Логопед. Знатоки справились с заданием и счёт становится 1:0.
(Музыкальный проигрыш). Логопед вывешивает на табло счёт.
Второй раунд!
Второй ребенок вращает волчок.
Стрелка указывает на конверт с фотографией родителя.
Логопед. С вами играет — показывает фотографию.
Родитель. Уважаемые знатоки! Я очень люблю диких животных. Но не знаю, в какие домики их поселить. Попробуйте по количеству слогов расселить животных по домикам. Просит из «Чудесного мешочка» достать животного и назвать его.
Каждый ребенок определяет количество слогов и заселяет животного в домик. Дети расставляют возле домиков игрушки с животными в соответствии с количеством окон в нём: одно окно — один слог, два окна — два слога, три окна — три слога. Объясняют, почему они поселили животного в этот домик.
Ребёнок. В слове леопард 3 слога, значит, я поселю его в домик с тремя окошечками.
Логопед. Знатоки справились с заданием. Счет становится 2:0.
(Музыкальный проигрыш).
Я предлагаю немножко отдохнуть, взять «Веселую паузу» для ваших мам и рассказать им стихотворение.
Упражнение на координацию речи с движениями.
Маму я свою люблю,
я всегда ей помогу:
Я стираю, поласкаю,
и бельё я выжимаю,
Пол я чисто подмету
мокрой тряпочкой протру.
Маме надо отдыхать,
маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
и не разу,
И не разу ни словечка
не скажу!
Третий раунд!
Третий ребёнок вращает волчок.
Стрелка указывает на конверт с фотографией родителя.
Логопед. Уважаемые знатоки! Вопрос задаёт — показывает фотографию.
Родитель. Уважаемые знатоки! Внимание, «Таинственный ящик». Отгадайте загадку и узнаете, какой предмет лежит в «Таинственном ящике».
Не смотрел в окошко-
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко-
Там второй Антошка.
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка?
Дети. В «Таинственном ящике» находится зеркало.
Открывают ящик, показывают предмет.
Логопед: Молодцы! А когда мы на занятиях используем зеркало?
Дети: Когда делаем упражнения для язычка, для губ.
Логопед: Какие вы знаете упражнения, покажите.
Дети показывают: «Заборчик», «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Качели», «Лошадка» и др.
Трудное задание, но знатоки не сдаются. Выполнили задание.
Счет становится 3:0. (Музыкальный проигрыш).
Четвёртый раунд!
Четвёртый ребёнок вращает волчок.
Стрелка указывает на конверт с фотографией родителя.
Логопед. С вами играет — показывает фотографию.
Родитель. Уважаемые знатоки! Перед вами картинка и схема предложения.
Внимание, задание: посчитайте, сколько слов в предложении и составьте предложения по картинке.
Дети считают количество слов в предложении, составляют предложения.
______ ______ ______ ______ .
Логопед. Знатоки справились с заданием, и счёт становится 4:0.
(Музыкальный проигрыш).
Пятый раунд!
Пятый ребёнок вращает волчок.
Стрелка указывает на конверт с фотографией родителя.
Логопед. Вопрос задаёт — показывает фотографию.
Родитель. Уважаемые знатоки! Перед вами ребус, вам нужно составить слово по первым звукам в каждой картинке. Какое слово получилось?
Дети называют картинки: шар, краб, облако, лавка, арбуз. Называют слово
ШКОЛА.
Логопед. Задание выполнили правильно, и счёт становится 5:0.
(Музыкальный проигрыш).
Шестой раунд!
Шестой ребёнок вращает волчок.
Стрелка указывает на конверт с фотографией родителя.
Логопед. Вопрос задаёт — показывает фотографию.
Родитель. Уважаемые знатоки. Впереди вас ждёт школа. Давайте поучимся собирать школьный портфель. Внимание, задание! Сложите в портфель только те школьные принадлежности, в названии которых есть звук «Р».
Дети по одному подходят к столу, выбирают предмет, в названии которого есть звук «Р» и кладут его в портфель.
Логопед. Справились с заданием и счёт становится 6:0 в пользу знатоков!
Дети встают и подходят к плакату.
Впереди вас ждет…
Дети. Школа.
Логопед. И вы, знатоки, будущие…
Дети. Школьники.
Логопед. А пока мы еще…
Дети. Дошкольники.
Дети встают в круг, звучит спокойная музыка.
Логопед. Слова: школа, школьники, школьные, дошкольные, предшкольная — слова — родственники, они, как одна семья, живут в ладошке (проговаривают слова, загибая пальцы). Вот и сегодня у нас получился маленький семейный праздник. Вы сегодня знатоки — победители! И со счётом 6:0 закончилась наша игра «Что? Где? Когда?». Желаем вам и в школе только побед и хороших отметок.
Вручение медалей знатокам. Звучит весёлая музыка.
Михайлова Елена Викторовна,
учитель-логопед ,
г. Москва