Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями темпо-ритмической организации речи у детей с дизартрией

Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями темпо-ритмической организации речи у детей с дизартрией

ДизартрияОдним из главных показателей интеллекта, мышления человека — это речь. Речь — это такой вид деятельности человека, воплощение и реализация его мышления и интеллекта на основе использования средств языка

Язык начинает усваиваться ребенком в процессе общения, в речевой деятельности. Иногда этого недостаточно: ассимиляция речи часто бывает простой. Существует несколько подходов к освоению речи.

В работе над развитием речи ясно видно в работе по выражению, просодии и исправлению дефектов речи, развитию артикуляционного аппарата и развитию когерентной речи.

Темпо-ритмическая сторона речи является разнообразной и разносторонней. Ученые считают главными средствами формирующие звуковую выразительность – это интонация, голос, темп, паузы, тембр, мелодика, логическое ударение.

Правильная, ясная и красивая речь связана с ее просодией и интонацией. Такая речь является показателем образования. Правильная речь означает, что эти слова говорят правдиво и гармонично.

Интонация — сложный набор выразительных средств выражения, в том числе: темп, ритм, мелодия, фразовый и логический стресс, а также правильные настройки цвета и паузы.

Обследование детей дошкольного возраста с дизартрией всегда должно проводиться всесторонне и систематически: логопед, психолог, невропатолог. Содержание анкеты состоит из анализа анамнестической информации, педагогических, психологических и медицинских документов, а также исследования самого дошкольника.

В беседах с родителями необходимо изучить самые важные события в семье, поэтому необходимо прояснить особенности развития речи дошкольника. Необходимо оценить основные моменты пренатального периода: возраст матери в момент рождения ребенка, нейропсихологический статус, болезнь матери и отца и особенности беременности. Данные о состоянии здоровья родителей до появления ребенка будут определять возможность отклонений в его нейропсихологическом соматическом состоянии. В натальный период- когда он родился, не было асфиксии, нет родовой травмы. Данные о состоянии здоровья родителей до появления ребенка будут определять возможность отклонений в его нейропсихологическом соматическом состоянии. Также необходимо уточнить информацию о развитии речи: время первых звуков, гуление и лепет, первые слова и выражения, каков темп и ритм речи, есть ли особенности поведения. Важно знать и речевую среду ребенка.

Необходимо уделить должное внимание к вопросам, связанным с воспитанием ребенка в семье: отношение к нему по отношению к взрослым, помощь в формировании правильного произношения или, наоборот, отсутствие контроля над правильным произношением и грамматически правильными утверждениями.

Ещё дополнительно необходимо выяснить:

- Когда появилось нарушение? Когда возникли первые признаки? Как внешне они выражались?

- Какие причины могли этому способствовать?

- Как развивалось нарушение? Были ли особенности проявления?

- Как проявлялось нарушение в зависимости от обстановок или окружающих людей, от разных видов деятельности?

- Как ребенок говорит в одиночестве?

- С чем бывают связаны периоды в ухудшении и улучшении речи?

- Как ребенок относится к имеющимся у него речевым недостаткам?

Особенность психологического проявления ребенка требует, чтобы логопед ожидал работы над эффектами: отстранялся от фиксации дефекта, перестраивал отношения к себе, своей речи, учился слышать его прекрасную и правильную речь, обучая ребенка говорить в разных ситуациях и обстоятельствах.

Чтобы посмотреть на речь дошкольника, необходимо: ребенка попросят придумать рассказ или описать содержание картины. Затем состояние сопряженной и отраженной речи проверяется путем повторения или разговора простой и сложной фразы.

Уровень свободы выражения ребенка зависит не только от степени независимости, но и от уровня готовности.

Влияние различных ритмических шагов на речь также проверяется следующим образом: ребенок должен рассказать, что было нарисовано на картинке, передать содержание рассказа, рассказать стихотворение.

Для более полного обследования темпо-ритмической стороны речи используются различные методики:

Для дошкольников, имеющих дизартрию, из всего многочисленно существующих методик особенно важна работа по обучению темпо-ритмической организации речи, она будет являться главным и связующим звеном в комплексной и целостной работой по преодолению речевого нарушения.

Современный метод преодоления нарушений в развитии ритмической стороны речи понимается как психологическое и педагогическое воздействие на различные аспекты психического состояния и речи ребенка различными способами и с помощью нескольких специалистов. Многие авторы, основываясь на своем опыте, позволяют идентифицировать весь психолого-педагогический комплекс в соответствии с характером воздействия на два компонента: коррекционный и образовательный, психологический и медицинский.

Основная задача психологической и медицинской работы, которая в основном выполняется и направляется врачом, — это укрепление и лечение нервной системы и физического состояния, устранение существующих отклонений в психофизическом состоянии расстройства вегетативной нервной системы.

Психологическая и медицинская работа включает: благоприятную среду, организацию надлежащего распорядка дня и питания, физиотерапию и психотерапию.

И.М. Сеченов говорил, что при научном понимании организма человека и его деятельности, в эту деятельность еще должна входить влияющая среда, т.к. без нее существование организма становится невозможным. Для ребёнка должно создаться спокойное и жизнерадостное настроение, необходимо отвлечь внимание от тревожащих мыслей о имеющемся дефекте[1].

Музыкально-ритмические упражнения так же могут помочь в коррекции общей моторики, а использование двигательных упражнений в сочетании с речью могут координировать движения разных мышечных групп и могут являться частью лечебной физкультуры.

В настоящее время логопеды чаще стали использовать методы рациональной психотерапии и могут с успехом использовать приёмы суггестивной психотерапии: убеждать ребёнка, что он должен и может говорить без нарушений темпа и ритма, фиксировать внимание на успехах в данном направлении. Психотерапия является не только воздействующимсловом (прямая психотерапия), но и воздействие через окружающие предметы, вторых лиц (косвенная психотерапия).

Все виды психотерапий направлены на удаление психогенного фактора нарушений: страх ситуаций, речи, чувств ущемлённости и подавленность, навязчивое внимание на своём дефекте и на перестройку социальных контактов с окружающими, на перестройку ситуаций и на изменение зоны комфорта ребенака.

В воспитании свободной речи необходимо развивать спокойный темп ребенка, то есть говорить медленно и не спешить. Медленный темп речи может развиваться одновременно с общими движениями ребенка. Спокойствие и равновесие, замедление поведения во время беседы и невербальные действия могут развить необходимый уровень речи. Способность справляться с беспокойством, подавлять эмоции, нормализовать эмоциональные состояния также может способствовать достижению этой цели. Обучая ребенка спокойному, неторопливому темпу, следует обратить внимание на ясность и естественность его речи.

Ребенок, который свободно говорит, может наслаждаться своей собственной речью, и когда он передает свои чувства, он бессознательно начинает использовать все богатство интонации, мимики и жестов. Он не может сосредоточить внимание на том, как ребенок знает и чувствует, что он или она говорит правильно. Нарушение темпо-ритмической стороны речи может лишить ребенка таких возможностей.

Достаточно распространенным является метод преодоления нарушения через сопряженную, отраженную, вопросно-ответную форму речи, пересказы, рассказы и спонтанно эмоциональную речи. Такой метод работы всесторонне освещается в исследованиях Власовой Н.А., [2] Волковой Г.А., [3] Селиверстова В.И. [4] и успешно используется в коррекционной работе.

Наряду с таким подходом в логопедической работе с дошкольниками имеющими дизартрию используется методика, разработанная под руководством профессора Левиной Р.Е. Исследование, проведенное Левиной Р.Е., показало, что у дошкольников начинает значительно ослабевать в условии конкретных, наглядных ситуаций. Это значительно помогает облегчить формулировку мыслей, проговаривание производимого действия, ребенок может вместе со словами использовать местоимения («эта», «этот», «такое» и др.) или жестами, указывающими на те или иные предметы. Такая речь в психологии называется ситуационная или ситуативная[5].

Дети дошкольного возраста с отклонениями в развитии в темпе и ритме речи, пытаясь найти, используя несколько гласных, изменяют тональность голоса, изменяют интонацию. Работа над голосом будет продолжена на материале автоматизированной серии слогов, слов, фраз и фраз. Таким образом, работа по формированию рационального голосового ритма плавно переходит в развитие просодической стороны речи.

Особая задача по работе с дошкольниками, которые имеют нарушения в развитии темпо – ритмической организации речи, — это развитие чувства ритма. Онтогенез ритмических чувств связан с процессами формирования визуально-моторной координации, двигательных навыков в детских садах, а также с процессом создания речевого ритма. Ритм речи играет важную роль в создании моторных стереотипов речи. В процессе развития речи ритм становится «скелетом» слов или, так сказать, основой и имеет важное значение в процессе усвоения лексических и грамматических конструкций и их идентификации через восприятие.

Для того чтобы темпо-ритмическая организация речи у дошкольников могла автоматизироваться и стать постоянной, материал по темпу и ритму должен подбираться индивидуально, не вызывая чувство дискомфорта. Только при выполнении этих условий возможно продолжение самостоятельной работы по автоматизации новых навыков речи.

Темпо-ритмическое нарушение — это сложное психофизиологическое расстройство, которое связанно с нарушениями в плавности речи. Беглость речи связана прежде всего с интонационным выражением речи, в котором его ритмическая организация имеет особое значение.

Общее недоразвитие речи у детей является специфическим проявлением речевой аномалии, в которой формирование основных элементов речевой системы: фонетика, лексика и грамматика часто нарушаются или отстают от общепринятой нормы. В этом случае типичное отклонение относится к произношению и значению речи.

Поэтому по преодолению нарушений в развитии темпо – ритмической организации речи у детей дошкольного возраста с дизартрией может быть достигнуто только посредством комплексной логопедической терапии на всех этапах речевого образования.

Список литературы:

1. Абелева И.Ю. Речь о речи: коммуникативная система человека[Текст] / И.Ю. Абелева. — М., 2004.

2. Баева, А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с ОНР/ А.И. Баева // Логопед. — 2004. — №2. — С. 43-45.

3.Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. [Текст] — А.И. Богомолова. — М., 2007.

4. Власова Н.А., Беккер К.П. Заикание у взрослых [Текст] // Заикание / Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера. — М., 2003.

5. Волкова Л.Г. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. [Текст] Л.Г — СПб.: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2004 — 144 с.

6.Селиверстов В.И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. [Текст] В.И. Селиверстов — М., 2000.

7.Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей [Текст]/ Р.Е. Левина // Дефектология. — 2009. — №3. — С. 85 — 91.

Шатухина Мария Даниеловна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дизартрия, Заикание Метки: 

Сейчас читают:

Обучение глобальному чтению Обучение глобальному чтению
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов
Формирование русского языка в условиях двуязычия в первом классе и подготовительной группы детского сада Формирование русского языка в условиях двуязычия в первом классе и подготовительной группы детского сада
Формирование звукопроизношения у двуязычных детей билингвов Формирование звукопроизношения у двуязычных детей билингвов

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.