Конспекты групповых занятий по восстановлению речи для больных с афазией средней степени выраженности

Логопедическая работа при семантической афазииВ статье представлены конспекты групповых занятий по восстановлению речи для больных с афазией средней степени выраженности.

В случае, когда пациенты проходят курс восстановительного обучения и лечения в условиях стационара, данные конспекты могут использоваться при проведении групповых занятий.

Если пациенты проходят лечение и восстановительное обучение в поликлинике или на дому, они послужат основой для составления индивидуальной программы по восстановлению речи.

Группа формируется из больных со следующими формами афазии:

  • афферентная моторная афазия средней степени выраженности;
  • эфферентная моторная афазия средней степени выраженности;
  • сенсорная афазия средней степени выраженности;
  • динамическая афазия средней степени выраженности;
  • акустико-мнестическая афазия средней степени выраженности.

Анализируя описание этих форм афазии средней степени выраженности, можно отметить общую тенденцию. У таких больных спонтанная речь бедная, состоит из простых по структуре, примитивных фраз, активный словарь представлен частотной лексикой; речевая активность недостаточная. Ответы таких больных в диалоге носят стереотипный характер, наиболее доступен ситуативный диалог. У всех больных в той или иной степени нарушен звуко-буквенный анализ состава слова.

Структура занятий, представленных в статье, предполагает обязательную работу по восстановлению высших психических функций (внимания, памяти, мышления, мотивации к общению (диалог)), улучшению понимания речи, расширению активного словаря, восстановлению лексического и грамматического строя речи, связной речи.

При работе с данной группой пациентов, учитывая степень нарушения речи и форму, особое внимание требует глагольный словарь. Для этого на каждом занятии уделяется особое внимание упражнениям, направленным на активизацию наиболее употребительных глаголов.

Формирование грамматического строя речи предполагает усвоение моделей словообразования, словоизменения и синтаксических конструкций. Поэтому в процессе занятия необходимо включать разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных грамматических форм (упражнения на согласования различных частей речи, образование наиболее продуктивных словообразовательных моделей, построение фраз, от простых до распространенных).

При восстановлении связной речи необходимо уделить особое внимание пониманию обращенной речи, способности вступать в диалог со специалистом, с другими пациентами, людьми (с близкими людьми и не знакомыми), отвечать и задавать вопросы. Наиболее доступна и важна в процессе восстановления речи при афазии диалогическая речь, поскольку в естественных условиях восстановление утраченной речи идет именно на основе диалога-части совместной деятельности пациента с семьей и при помощи специалиста.

Таким образом, на каждом групповом занятии реализуется комплексный подход, предполагающий, что на одном и том же речевом материале необходимо решать различные речевые задачи.

Важный момент – сохранение единой тематической линии на протяжении всего группового занятия с постепенным усложнением речевого материала.

Групповые занятия одна из основных форм организованной восстановительной деятельности, в процессе которых происходит воспоминание сведений о предметах и объектах окружающего мира, уточнение, закрепление, обобщение и систематизация речи. Взаимодействие пациентов в группе позволяет им определить свой вклад в общее дело, согласовывать свои действия с другими, переживать групповой успех как свой собственный. Это помогает пациентам с афазией испытывать ощущения своей принадлежности к группе, чувство общности, что способствует успешной социализации.

Структура группового занятия

I. Повышение концентрации произвольного внимания, его распределения и переключения. Восстановление контроля за речью.

II. Расширение словаря:

1. Подбор слов, заданной категории.
2. Описание предмета (определения)
3. Подбор слов-действий
4. Подбор наречий.
5. Подбор антонимов, синонимов.

III. Развитие фразовой речи.

1. Продолжить фразу
2. Составление предложений с парами слов.
3. Составить предложение со словосочетанием.
4. Развернутые ответы в диалоге на заданную тему.

Примерные конспекты занятий:

Занятие № 1. Тема «Город»

Задачи:

1. Восстановление концентрации внимания больных.
1. Расширение активного словаря: подбор слов заданных категорий, слов, обозначающих предметы, действия и признаки.
2. Работа над семантикой слов: подбор антонимов, синонимов, толкование слов.
3. Восстановление и коррекция фразовой речи: развернутые ответы на вопросы в диалоге на заданную тему.
Оборудование: демонстрационный материал на тему «Город» — фотографии городов, набор карточек с изображением частей города — улица, двор, парк, мост, площадь, вокзал, жилой многоэтажный дом, перекресток, театр.

Ход занятия

Этап занятия

Речь логопеда

Примерные ответы пациентов

1. Вводная беседа Здравствуйте! Меня зовут Евдокия владимировна. Представьтесь, пожалуйста, и назовите сегодняшнее число.

Представьтесь, и скажите, сколько сейчас времени.

Представьтесь, и скажите, какой сегодня день недели.

Представьтесь и скажите, какая сегодня погода.

Скажите, сколько человек в комнате?

Закройте глаза и ответьте на вопрос:

окно в комнате открыто или закрыто?

Есть ли в комнате зеркало?

Сколько человек в очках

Меня зовут Александр Иванович. Сегодня четвертое апреля.

Меня зовут Наталья Петровна. Сейчас два часа.

Меня зовут Надежда Николаевна. Сегодня среда.

Меня зовут Леонид Николаевич. Сегодня теплая погода.

В комнате семь человек

открыто

есть

двое — Н.П.и Л.Н.

2. Введение в тему Сегодня мы поговорим о городе.

Скажите, в каком городе Вы родились?

Задайте этот вопрос кому-нибудь из нас

(по кругу каждый пациент задает вопрос и отвечает на него).

На какой улице Вы живете?

Задайте этот вопрос кому-нибудь из нас

(по кругу каждый пациент задает вопрос и отвечает на него).

Я родился в Брянске.

Л.Н., в каком городе Вы родились?

Я живу на Ленинском проспекте.

А.И., на какой улице Вы живете?

3. Основная часть
  • Прослушайте текст.

Наша Родина огромна, в ней очень много городов. Самый главный город в стране называется столицей. У нас это город Москва. В Москве много красивейших мест. Это улицы, парки, пруды, мосты. Многие улицы получили свои названия в честь известных людей — Мусы Джалиля, Кузнецова, Кутузовский проспект, Ломоносовский проспект  и тд., событий — Площадь Революции, Олимпийский проспект, Охотный ряд, Баррикадная, Героев Панфиловцев.

Ответьте на вопросы:

какой город является столицей нашей Родины?

Чего много в Москве?

Как получили свои названия улицы, площади и проспекты?

Приведите примеры таких названий.

 

  • Пациентам предлагаются для рассмотрения фотографии с видами Москвы и дается задание подобрать прилагательные:

Город какой?

Улица какая?

Двор какой?

Площадь какая?

Памятник какой?

  • Пациентам раздаются карточки с изображением частей города. Каждый пациент по очереди описывает изображение, а остальные угадывают, что изображено на картинке.

Например: «Это  тихое место около жилых домов, там играют дети, сидят старики на лавочках».

(каждый пациент по очереди описывает свою картинку).

  • Подберите к слову пару:

Внимательный …

Городской …

Проезжая …

Пешеходный …

Загородный …

Исторический …

Асфальтированная …

Подземный …

Ночной …

  • Диалог. Пациентам предлагается спросить у соседа напротив что-то связанное с сегодняшней темой «Город». Пример: Скажите, вы давно приехали в Москву?… и т.д.
Столица нашей Родины — Москва.

В Москве много красивых улиц, парков, прудов.

Они названы в честь знаменитых людей, известных событий.

Большой, праздничный, пыльный, ночной, известный, красивый.

Широкая, пешеходная, чистая, зеленая.

Тихий, шумный, пустой, старый.

Большая, знаменитая, старинная

Известный, городской, исторический, большой

Это двор.

Пешеход, человек

Рынок, парк, музей, пруд

Часть

Переход

Дом, парк, клуб

Музей, памятник, дом

Дорога, улица

Переход, транспорт

Город, фонарь

- на какой улице вы живете?

У вас спальный район?

Какой парк есть рядом с вашим домом?

  1. Подведение

итогов

О чем мы сегодня говорили на занятии?

Подберите слова, которые у Вас ассоциируются с городом. Это могут быть и слова, обозначающие предметы, признаки, действия.

Мы говорили о городе, о Москве.

Улица, площадь, старинный, исторический, перекресток, сквер, парковый, шумно.

Занятие № 2. Тема «Аптека»

Задачи:

1. Восстановление концентрации внимания больных;восстановление контроля за речью.
4. Расширение активного словаря: подбор слов заданных категорий, слов, обозначающих предметы, действия и признаки.
5. Работа над семантикой слов: подбор антонимов, синонимов, толкование слов.
6. Восстановление и коррекция фразовой речи: развернутые ответы на вопросы в диалоге на заданную тему.
Оборудование: демонстрационный материал на тему «Аптека» — фотографии торговых центров, набор карточек с изображением различных товаров.

Ход занятия

Этап занятия

Речь логопеда

Примерные ответы пациентов

1. Вводная беседа Здравствуйте! Как вы себя чувствуете?   Тогда начнем.

Скажите, сегодня хорошая погода?

Что в сегодняшней погоде хорошего?

Здравствуйте, хорошо.

да

тепло

нет дождя

светит солнце

нет ветра

не жарко

небо ясное

2. Введение в тему Сегодня мы поговорим об аптеке и лекарствах. Ответьте на вопросы (каждому пациенту)

Что такое аптека?

Кто работает в аптеке?

Кто выписывает (назначает) лекарства?

Чем мы часто занимаемся?

Что необходимо посмотреть, прежде чем пить лекарства?

Где надо хранить лекарства?

Подберем определения. Лекарство, какое может быть?

По вкусу?

Таблетки по форме?

По консистенции лекарство может быть?

По цене?

Еще подберем слова!

Место, где продают лекарства

Фармацевты

Врач

Самолечением

Инструкцию и срок годности

В холодильнике или на полке, а в аптечке.

Горькое, сладкое, безвкусное

Круглые, овальные, капсульные, плоские, маленькие, большие.

Жидкое, капельное, вязкое, порошкообразное.

Дорогое, дешевое, бесплатное.

Жизненно важные, редкое, рецептурное, гомеопатическое,

3. Основная часть Хорошо! Лекарства, это широкое понятие, что мы имеем в виду?

 

 

 

 

 

Молодцы! Вы пришли в аптеку и купили…?

(необходимо сказать словосочетанием:

Бактерицидный пластырь)

 

 

 

Подберем глаголы. Как можно принимать лекарство(таблетки)?

Их можно…? Что сделать?

 

 

 

 

 

 

 

 

Врач назначил принимать лекарство по схеме…

 

Закончим фразу:

В моей аптечке всегда есть…

 

Я пришел(а) в аптеку и …

Таблетки

Суспензии

Порошки

Сиропы

Капсулы

Драже

Саше

Инъекции

травы

Сироп от кашля

Детские витамины

Стерильный бинт

Жаропонижающие свечи

Перцовый пластырь

Спиртовые салфетки

Одноразовые шприцы

Оксолиновую мазь

Мозольный пластырь

Проглотить

Запить

Рассосать

Растворить

Накапать

Разжевать

Растолочь

Смешать

Положить под язык

Перед едой

Натощак

После еды

Во время еды

Независимо от приема пищи

Через час после еды

На ночь

Перекись водорода

Зеленка

Йод

Корвалол

Волокардин

Бинт

Жгут

Таблетки от давления и головной боли.

Купил лекарства

Занял очередь

Спросил о наличии таблеток

Отдал рецепт

Проверил зрение

Заказал мазь

4. Подведение

итогов

О чем мы сегодня говорили на занятии?

Я желаю вам крепкого здоровья!!!

Мы говорили об аптеке и лекарствах.

Спасибо!!!

Занятие № 3. Тема «Дом-квартира»

Задачи:

1. Восстановление концентрации внимания больных;восстановление контроля за речью.
2. Расширение активного словаря: подбор слов заданных категорий, слов, обозначающих предметы, действия и признаки.
3. Работа над семантикой слов: подбор антонимов, синонимов, толкование слов.
4. Восстановление и коррекция фразовой речи: развернутые ответы на вопросы в диалоге на заданную тему.

Оборудование: демонстрационный материал на тему «Аптека» — фотографии торговых центров, набор карточек с изображением различных товаров.

Ход занятия

Этап занятия

Речь логопеда

Примерные ответы пациентов

1. Вводная беседа Здравствуйте! Как вы себя чувствуете?   Тогда начнем.

Скажите, вы сегодня завтракали?

Что вы ели?

Здравствуйте, хорошо.

да

омлет

гречневую кашу

бутерброды

творог

яйцо

только чай.

2. Введение в тему Сегодня мы поговорим о городском доме и квартире. Вспомним слова, связанные с данной, темой по описанию (каждому пациенту)

Вход в здание?

Сооружение в виде ряда ступенек, для спуска или подъема?

Подъемная машина в многоэтажных домах?

Помещение между потолком и крышей дома?

Помещение в доме под первым этажом ниже уровня земли?

Санитарное сооружение в стене дома

Переговорное устройство, связывающее запертую входную дверь с той или иной квартирой?

Расскажите, в каком доме Вы живете, на каком этаже?

Какой еще может быть дом в городе?

Спросите что-то друг у друга про его дом!

подъезд

лестница

лифт

чердак

подвал

мусоропровод

домофон

Я живу в кирпичном доме на 3 этаже…

Сталинский, аварийный, новый, высотный, многоподъездный и т.д.

- В вашем доме есть лифт?

- Да, два

_ А у Вас двухкомнатная квартира?

- Нет, 1 комната всего

- В Вашем доме есть консьержка?

- Нет

И т.д.

3.Основная часть Подберем по паре слов антонимов.

Квартира какая может быть?

 

 

 

 

Что можно сделать с квартирой?

Её можно…?

 

 

 

 

Человек в квартиру…что  сделал?

составьте предложения со словосочетанием:

дверной глазок

грузовой лифт

почтовые ящики

тонкие стены

пластиковое окно

лестничная клетка

капитальный ремонт

и т.д.

Закончите фразу: на 5 этаже…. (каждый придумывает свой вариант, глаголы не повторяются!

 

 

 

 

Хорошо!

Вспомним, жилая и не жилая площадь это что?

Как  называются комнаты в квартире?

Просторная-тесная

Собственная-коммунальная –съемная-служебная

чистая-захламленная

светлая-темная

и т.д.

купить

продать

разменять

снять

сдать

приватизировать

завещать

подарить

отсудить

позвонил

постучал

зашел

занес

влетел

вбежал

принес

и тд

Я установил новый дверной глазок.

На 5 этаже сломался лифт

на 5 этаже перегорела лампочка

на 5 этаже живет мой друг

на 5 этаже сдается квартира

и.т.д.

есть кухня, комнаты, туалет, ванна, коридор, балкон, лоджия,  холл.

гостиная, спальня, детская, кабинет, кладовка,

4.Подведение

итогов

О чем мы сегодня говорили на занятии?

Вспомним слова, которые вы вспоминали по описанию! У вас какое было слово Н.И.?

и т.д.

Мы говорили о городском доме

домофон

Для восстановления контроля за речью можноиспользовать следующие упражнения (одно из упражнений на каждом групповом занятии):

  • подбор слов по любому заданному признаку (начинающихся или оканчивающихся на определенную букву, запоминание по 2-3 слова )
  • «Четвертый лишний» ( вербально в беседе) (например: дом, шалаш, замок, рыцарь – что лишнее и почему, как назвать одним словом оставшиеся предметы)
  • четкое договаривание фраз 1-2 словами («Когда холодно, я надеваю…», « На день рождения детям дарят…», «Я люблю читать…..»)
  • Исправление ошибок в высказываниях ( « Снег черный, а уголь белый. Так бывает?» ответ краткий, одним словом – «Да», «Нет»)
  • Понимание логико-грамматических конструкций ( например, « Толя выше Ани. Кто ниже ростом?», «После обеда я прочел газету. Что я сделал раньше?»)

Кроме лексических тем, можно все групповое занятие посвятить беседе (подготовленной) на тему какого-либо праздника, события. Можно заранее предупредить пациентов о теме беседы, чтобы они могли принести фотографии или вспомнить свои жизненные истории, связанные с данной темой, кинофильмы, песни, стихотворения.

Пример: «День победы». «Рождество».

Можно все групповое занятие посвятить обыгрыванию глагола и составлению фраз.

Пример. Глагол СИДЕТЬ.

Кто может сидеть? (каждый пациент придумывает свой вариант и старается запомнить свои слова) птица, девочка, заключенный, директор, мужчина и т.д.

На чем можно сидеть? (пациент подбирает к своему слову!) на ветке, на нарах, на стуле, на диване…

Где можно сидеть? В парке, в тюрьме, в офисе, дома.

Сидит и что делает? Чистит перышки, читает книгу, подписывает договор, смотрит телевизор.

Вспомним все свои слова и скажем фразу! Птица сидит на ветке в парке и чистит перышки. Заключенный сидит в тюрьме на нарах и читает книгу. И т.д.

Авторы:
Лебедева Е.В. и Агафонова Е.А.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.