Развитие речи в сенсорной комнате

Аннотация: Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребёнка. В своей работе мы используем возможности сенсорной комнаты для профилактики и коррекции нарушений психоречевого развития. В статье мы предлагаем варианты дидактических игр с использованием различных модулей сенсорной комнаты, которые можно использовать на занятиях с детьми.

Развитие речи в сенсорной комнате

Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, способствующим оптимизации развития ребёнка.

Сенсорная комната — это организованная специальным образом среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые способствуют развитию психических процессов, воздействуют на органы чувств, вестибулярный аппарат, позволяют успешно решать задачи развития речи, осуществлять коррекцию личностных особенностей ребенка, создает положительный эмоциональный фон.

Элементы сенсорной комнатыВ своей работе мы используем возможности сенсорной комнаты для профилактики и коррекции нарушений психоречевого развития.

Для организации такой работы прежде всего необходимо подобрать модули, которые создавали бы комфортную обстановку и вызывали положительные эмоционально-моторные реакции у ребенка.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате

1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы:

- снятие психоэмоционального напряжения, саморегуляция и самоконтроль;

- умение управлять своим телом, дыханием, умение расслабляться, освобождаться от напряжения, уверенность в себе;

2. Развитие коммуникативной сферы:

- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

- преодоление негативных эмоций

3. Развитие психических процессов и моторики:

- внимания, его устойчивость и переключаемость;

- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое, умственные способности);

- развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Варианты дидактических игр с использованием различных модулей сенсорной комнаты

Мы предлагаем варианты дидактических игр с использованием различных модулей сенсорной комнаты, которые можно использовать на занятиях с детьми.

1. Сухой бассейн

- Игра «Снежки»

Ход игры: В ведерко набираются несколько шариков из сухого бассейна. Нужно бросать шарики в бассейн (или в корзину), при этом правильно называя слова. Например, образовать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Инструкция: «Попади шариком в корзину, но при этом правильно образуй слово. Я назову тебе слово, а ты скажи про него ласково. Мяч- мячик».

- «Найди игрушку»

Ход игры. Педагог прячет игрушки в бассейн. Ребенок должен найти все игрушки и назвать их. От понятия можно предложить образовать множественное число, уменьшительно-ласкательную форму, относительные прилагательные и т.д.

Инструкция: «Помоги игрушкам вылезти из бассейна. Найди все игрушки и правильно их назови».

Можно использовать при автоматизации звука в словах, а также на любую лексическую тему для закрепления понятийного словаря, грамматических категорий.

2. Песочный стол

- «Отгадай загадки»

Ход игры: Педагог загадывает ребенку загадку. Ребенок должен нарисовать отгадку на песке пальчиком и назвать первый звук в слове. Можно использовать на автоматизацию звука, при развитии фонематического слуха, для коррекции лексико-грамматического строя речи.

Инструкция: «Отгадай загадку и нарисуй отгадку на песке пальчиком».

- Нарисуй дорожку

Ход игры: Педагог предлагает грабелькой нарисовать дорожку для машины, жука и т.п. (зависит от темы), при этом образуя слоги.

Инструкция: «Помоги машинке добраться до буквы. Нарисуй для нее дорожку. Прочитай слог, который у тебя получился». Данное задание можно использовать на автоматизацию звука, при обучении грамоте.

- «Раскопки»

Ход игры: Педагог прячет в песке картинки лицевой стороной вниз. Ребенку дается кисточка. Ему нужно расчистить каждую картинку от песка и назвать ее.

Инструкция: «В песке спрятались картинки. Найди все и кисточкой расчисть их. Назови картинки, которые ты нашел».

Игру можно использовать на автоматизацию звука, при закреплении понятийного словаря по теме, а также при коррекции лексико-грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, множественного числа).

3. Сухой душ

- «Заплети косу»

Ход игры. Педагог тренирует ребенка заплетать косу. Толщина «пряди» регулируется под индивидуальные способности ребенка.

Инструкция: «Давай потренируем пальчики и научим их заплетать косичку».

- «Спой песенку»

Ход игры. На конце нити приклеена буква, вторая буква у ребенка в руках. Ребенку нужно от середины нити вести вторую букву по волокну к первой букве, при этом пропевая их и соединяя в слоги.

Инструкция: «Подружи звуки. Пропой их. Веди букву, которая наверху, к нижней. При этом произноси их. Какие слоги у тебя получатся?» Подходит при автоматизации звука, при подготовке к обучению грамоте на этапе образования слогов.

- «Распутай веточки»

Ход игры.На кончиках нитей приклеены буквы. Педагог называет слово. Ребенок определяет первый звук в слове и находит букву. Распутывает.

Инструкция: «Я назову тебе слово. Назови первый (последний) звук в слове. Найти ниточку с этой буквой и распутай ее»

4. Напольные Сенсорные Дорожки

- Гласный-согласный

Ход игры.Педагог выбирает две сенсорные дорожки. На одну кладется красный кружок (гласный звук), на вторую синий кружок (согласный звук). Педагог называет любой речевой звук (А, О, Р, М и т.д.), а ребенок должен определить какой это звук – гласный или согласный. Затем встать на дорожку в соответствии с цветом кружка.

Если выбрать твердое и мягкое покрытие на дорожках, то можно предложить поиграть ребенку в игру «Твердый-мягкий».

Инструкция: «Я буду называть тебе разные звуки речи. Ты должен определить, какой это звук гласный или согласный. Выбрать дорожку с нужным цветом кружка и встать на нее»

Список литературы:

1. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Спб., 2003
2. Лопухина И. Логопедия -550 занимательных упражнений для развития речи , М.: Аквариум, 1996.
3. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. АРКТИ,2010.
4. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования детей с ТНР (ОНР) с 3-7 лет.- Детство – Пресс, 2015.
5. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.:Владос,1994.

1) Жирнова Алина Александровна,
учитель-логопед
2) Вербицкая Ксения Александровна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.