Вариативность проведения артикуляционной гимнастики

Аннотация: Статья содержит задания и упражнения для развития артикуляционной моторики ребенка.
Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков. Все задания просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует своевременному формированию произносительной стороны речи ребенка.

Вариативность проведения артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционной гимнастикиАртикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.

Цели артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков. Ежедневные артикуляционные упражнения активизируют моторику языка и губ, способствуют вызыванию звукоподражания.

Педагогам известно, как трудно, например, выполнять артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. А как показывает практика таких детей год от года все больше и больше.

Или, наоборот вялые, ослабленные дети с высокой истощаемостью нервной системы. Они не нарушают дисциплину, их порой и незаметно в группе. Однако педагогам приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких минут работы ребенок устает и больше не может заниматься. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно и вяло происходит автоматизация, что затрудняет процесс развития связной монологической речи.

Форма проведения артикуляционной гимнастики — это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Монотонную работу по выработке артикуляционного уклада можно превратить в интересную игру, потому что именно она — основная деятельность детей дошкольного возраста.

Уже традиционным стало использование карточек – символов со стихотворным материалом или загадками. В настоящее время выпущено большое количество книг иллюстративного материала для проведения артикуляционной гимнастики. Но творческий подход и методическая компетентность педагогов позволяют создавать карточки на основе мультипликационных и сказочных сюжетов.

Для достижения этих целей можно так же использовать сказочные сюжеты. Интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционной гимнастики воспринимаются детьми с большим интересом, и это значительно повышает результат коррекционной работы по формированию артикуляционных укладов и правильного звукопроизношения у детей.

В сети интернет и на прилавках магазинов есть множество сказок о язычке, но, к сожалению, не все они соответствуют требованиям к проведению гимнастики для языка.

Одним из условий успешной работы по развитию артикуляции будет использование дидактических игр и игровых упражнений.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Наиболее доступными при развитии артикуляционной моторики будут следующие виды дидактических игр:

  1. игры с предметами (игрушки, природный материал и т. д.)
  2. и настольно-печатные игры.

Самым естественным приемом будет приход какого-то героя, который хочет научить или просит помочь разобраться, как выполняется то или иное упражнение для языка и губ. С этой же целью можно использовать специальных кукол со вставленным подвижным язычком. Непременный успех будут иметь мягкие, резиновые или игрушки из киндер сюрприза, соответствующие упражнениям.

С ними приемлемы следующие виды работ:

  • изобразить, как слоник тянет хоботок;
  • расставить игрушки в нужном порядке выполнения упражнений;
  • определить, какая игрушка спряталась и так далее.

Игр для развития органов артикуляции на полках магазинов мне не встречалось, поэтому мною разработан ряд игр для развития губ и языка. В играх учтены особенности проведения артикуляционной гимнастики, главнейшей из которых является последовательность – от упражнений для губ – к упражнения для языка, от статических – к динамическим, от упражнений в ротовой полости – в вне ротовой.

Ценность данных игр заключается еще в том, что помимо реализации их основной цели, они способствуют развитию мышления, зрительного восприятия.

Например,

  • игры по типу «Матрешки», «Кармашки» и «Пирамидка» помимо основной цели способствуют развитию таких сенсорных представлений, как размер;
  • «Змейка» — цвет;
  • «Заплатки», «Артикуляционный пазл» — форма;
  • «Рыбкины упражнения» — цифровой ряд;
  • «В гостях у сказки» — знание литературных произведений и их героев;
  • «Шоколадные упражнения» и «Болота» — нравственные представления;
  • «Разрезные картинки» — зрительное восприятие.

Таким образом интегрируются разные задачи и виды деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.

Так же дидактические игры можно представить и в форме презентации.

Например, как игра «Осенние прятки». Взрослый рассказывает, что ежик решил устроить сюрприз своим деткам – ежатам. Он купил игрушки и стал расставлять их на полянке, а чтобы они раньше времени их не нашли, попросил деревья спрятать их за листочками. Чтобы дерево кинуло листик, нужно изобразить язычком, какую игрушку поставил еж.

Таким образом, проведение гимнастики для языка из монотонной работы можно превратить в интересную игру.

Зантария Надежда Николаевна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Инновационные игровые технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми раннего возраста с ОВЗ Инновационные игровые технологии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми раннего возраста с ОВЗ
Значение игры в развитии речи детей дошкольного возраста Значение игры в развитии речи детей дошкольного возраста
Индивидуально-ориентированная программа по логопедии Индивидуально-ориентированная программа по логопедии
Использование тактильно-ассоциативной технологии для формирования семантических полей у слепых детей дошкольного возраста Использование тактильно-ассоциативной технологии для формирования семантических полей у слепых детей дошкольного возраста

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.