Комплекс дидактических игр, как средство формирования грамматических навыков у детей с ОНР
Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования представляет собой сложный многообразный процесс.
Дети с нарушением речи не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т.д. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще частично. Отсюда такое разнообразие нарушений языковой нормы детьми.
Многие ученые указывали на их трудности в овладении словообразовательными процессами.
О.М. Вершинина отмечает характерные ошибки в словообразовании у детей с ОНР:
1) образование неологизмов при помощи ненормативных суффиксов; например, крыша «из соломы» — «соломта», занавеска «из ситца» — «сическая», «сичная», ножницы «из металла» — «металовичи»;
2) лексические замены слов как близкие по семантике («пуховая подушка» — «пушистая»), так и далекие («металлические ножницы» — «меховые»);
3) использование приставки; например, «грушевое варенье» — «игрушеновое варенье»;
4) при словоизменении дети могут правильно образовывать словоформу, но при этом допускают нарушения согласования и воспроизведение ее в косвенном падеже; например, «черничный джем» — «черничная джем», «вишневое варенье» — «вишневая варенье»;
5) неправильный выбор основы мотивирующего слова. Например, «шишка ели» — «шишковая».
У детей с общим недоразвитием речи часто оказываются несформированными навыки практического словообразования: относительных прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами («деревко», «ведречко»), сравнительной степени прилагательных и т.п.
Ярко проявляются неточное знание и употребление многих слов; в активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, действия, признаки, состояния предметов, затруднен подбор однокоренных слов.
В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. Однако количество суффиксов, используемых при словообразовании, очень невелико (-ик, -очек, -чик, -енок, -ок, -ят, -к).
Вне специального внимания к речи дети малоактивны; в редких случаях являются инициаторами общения, не оречевляют игровую ситуацию.
Дети с общим недоразвитием речи затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов («деревко», «ведречко»), прилагательных («лихняя шапка», «глинный кувшин», «стекловая вода»).
Наблюдаются нарушения в построении словосочетания из наречия «много» и существительного, в использовании падежных форм множественного числа, кроме именительного падежа.
Недостаточность функции словообразования проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительного (подушка из пуха — «пушоная»; варенье из груш — «грушиное»; лапа волка — «волкина»).
Таким образом, овладение способами словообразования является одним из главных показателей нормального речевого развития.
Словообразование рассматривают как основной путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, механизм создания производных слов.
Ошибки детей с ОНР в словообразовании мешают их дальнейшему речевому развитию, ведут к трудностям в освоении родного языка, нарушению устной речи, обеднению словарного запаса, а в школьном возрасте и к нарушению письменной речи.
Это обуславливает актуальность и необходимость развития навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи и выбора эффективных методов и приёмов коррекционно-логопедического воздействия с целью их устранения.
Комплекс дидактических игр для детей с ОНР
Мною был разработан и апробирован комплекс дидактических игр для детей с ОНР.
При составлении игр я использовала Картинный материал Н.В.Нищевой, Тетрадь логопедических заданий, Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой, детские игрушки, игрушки, готовые дидактические игры.
Цель: Создание условий, для формирования навыков словообразования у детей с ОНР.
Задачи:
- Формировать навыки словообразования детей с ОНР,
- Развивать способность употреблять предлоги, правильно употреблять слова по родам, падежам, изменять слова с помощью суфиксов.
- Воспитывать уважение к русскому языку.
Комплекс дидактических игр на формирования навыков словообразования для детей с ОНР старшего дошкольного возраста и осуществлялась в трех основных направлениях:
- подготовка к проведению дидактической игры,
- ее проведение
- и анализ.
Дидактические игры проводились во второй половине дня 2 раза в неделю во время логопедического часа, согласно лексической теме недели, как с игрушками, предметами, картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.
Комплекс дидактических игр
Неделя
|
Лексическая тема |
Дидактическая игра |
|
1 занятие |
По плану логопеда |
1 |
«Назови ласково» |
2 |
«Один-много» |
||
3 |
«Назови чего не стало» |
||
2 занятие | 4 |
«Прочитай схему с предлогом» |
|
5 |
«Расскажи – Какой? Какая, Какие? |
||
6 |
«Из чего сделано» |
В конце года был проведен сравнительный мониторинг, который показал хорошую динамику у детей с ОНР с которыми реализовывался комплекс дидактических игр, навык словообразования и другие грамматические навыки более развиты, чем у детей той же категории.
Рекомендации:
Логопедическая коррекция становится более эффективной при использовании дидактических игр с привлечением различного наглядного материала: бытовых предметов, игрушек, специально изготовленных пособий.
При опоре на зрительный образ дети с ОНР быстрее усваивают названия предметов, их признаков и действий с ними.
Можно проводить игры на образования наименований, например посуды и детенышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок — грачата, снегирь — снегирята — один и много, но один птенчик — ласточка, синичка, много — ласточки, синички).
Здесь уместны задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово воробьишко?» (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой.) В основном используются словесные игры и упражнения: «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало». Закрепление наименований детенышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с теленком, лошадь с жеребенком и др.).
Более сложная задача — образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств.
Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, проводилась игра «Знаешь ли ты профессии?» (упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии), в игре «Кто он такой?» дети учатся образовывать существительное от глагола, в игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффиксов существительные женского рода. Учатся подбирать однокоренные слова («слова-родственники») (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад). «Слова – родственники».
Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5-6 мин.): на образование прилагательных от основ существительных, на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода, на образование притяжательных прилагательных (значение принадлежности).
Как любой процесс развития, словообразование не обходится без каких-либо проблем, и ребенок делает ошибки, образуя новые слова. Логопед может помочь ребенку усвоить законы образования слов и предупредить нарушение. Используя различные методы дать ребенку знания о том, как образуются слова, как они применяются по смыслу, когда меняется их состав.
Примеры возможных вариантов дидактических игр
Примеры возможных вариантов дидактических игр, которые можно использовать на развитие словообразования у дошкольников с ОНР.
1. Дидактическая игра: «Кто что делает?»
Цель: Образование глаголов от звукоподражательных слов.
Материал: предметные картинки с изображением животных и птиц.
-кря -кря –кря! Кто сказал? Уточка! Что она делает? Крякает!
-ква –ква –ква! Кто сказал? Лягушка! Что она делает? Квакает!
-хрю –хрю –хрю! Кто сказал? Свмнка! Что она делает? Хрюкает!
2. Дидактическая игра: «Что сделал?»
Цель: Сравнение двух одинаковых действий, одно из которых уже выполнено, а другое выполняется (игру можно проводить с использованием мяча)
Материал: мяч
Ест — съел
Несет — принес
Рисует — нарисовал
Читает — прочитал
Копает — выкопал
Моет — вымыл.
3. Дидактическая игра: «Составь предложение»
Цель: Употребление глаголов с разными приставками. Составление с ними предложений.
Материал: сюжетные картинки к игре.
Ходить — переходить, подходить, выходить, заходить, уходить, входить.
Лить — наливать, выливать, переливать, доливать, подливать.
Писать — записать, написать, надписать, подписать, описать, прописать, вписать, выписать, переписать, списать, приписать.
Плыть — переплыть, доплыть, отплыть, подплыть.
Шел — вышел, ушел, пришел, зашел, дошел, обошел, подошел, перешел.
Летать — прилетать, перелетать, влетать, вылетать, улетать.
Пилить — отпилить, перепилить, спилить, подпилить.
4. Дидактическая игра «Как сказать правильно?»
Цель: Употребление подходящих по смыслу глаголов.
Материал: сюжетные картинки к игре.
Логопед называет предложение, употребляя неправильно глагол. Дети должны найти и исправить ошибку. Например: «Девочка подбежала из дома. — Девочка выбежала из дома».
5. Дидактическая игра: «Скажи наоборот»
Цель: Употребление глаголов с противоположным значением.
Материал: мяч
Дети встают в круг. Логопед бросает мяч, называет действие с одним оттенком. Ребенок, возвращая мяч, называет действие с противоположным значением: наливает — выливает, входит — выходит, влетает — вылетает, вносит — выносит, закрывает — открывает, приплывает — отплывает, запирает — отпирает, собирает — разбирает, приклеивает — отклеивает. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов.
6. Дидактическая игра: «Исправь предложение»
Цель: Различение и подбор глаголов совершенного и несовершенного вида.
Дети ориентируются на поставленные логопедом вопросы: что делает? что сделал?
Таня помогает (помогла) маме.
Бабушка вяжет (связала) внучке варежки.
Девочка наливает (налила) воду в графин.
Дети поливают (полили) горку водой.
Миша ловит (поймал) Катю.
Вова моет (вымыл) уши.
В комнате Миша снимает (снял) пальто.
Мальчик быстро идет (пришел) домой.
Девочка ломает (сломала) палку.
Колхозники собирают (собрали) богатый урожай картофеля.
7. Дидактическая игра: «Большое и маленькое»
Цель: Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с помощью суффиксов –чик, -ик.
Материал: парные картинки с изображением больших и маленьких предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и т. д.).
Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких предметов. Дети должны правильно назвать предметы, верно использовать суффиксы в названии маленьких предметов.
8. Дидактическая игра «Назови меня ласково»
Цель: Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.
Игра проводится индивидуально с каждым ребенком. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, ручечка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).
9. Дидактическая игра: «Магазин одежды»
Цель: Образование относительных прилагательных от существительных.
Материал: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые.
Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.)
После чего каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом
(Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).
10. Дидактическая игра: «Что из чего, какое?»
Цель: Образование прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов.
Материалы: картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол, кровать, стакан, банка, ложка и т. д.)
Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, и предлагается назвать, из чего они сделаны. Например: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)».
11. Дидактическая игра «Угадай-ка»
Цель: Правильное использование названий детенышей животных в единственном и множественном числе.
Материал: карточки с изображением животных и их детенышей (тигр – тигренок – тигрята; кошка – котенок — котята).
Ребенку загадывается загадка и показывается картинка с изображением взрослого животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а кто детеныш тигра?» (тигренок) – показывается картинка тигренка. «Один тигренок, а если их много? – показывается картинка с тигрятами – как мы скажем » (тигрята).
12. Дидактическая игра: «День рожденья Пуха»
Цель: соотношение названия взрослых животных с названиями их детенышей, использование этих слов в речи.
Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со слонятами, лиса с лисятами и т. д.
На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами … (детям предлагается назвать детенышей свиньи) … поросятами». Мамы сели за стол пить чай, а дети затеяли игру в прятки. Логопед прячет игрушки за ширму. Котенок Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (логопед по очереди достает игрушки).
Юлия Разумкова,
учитель-логопед
Здравствуйте. Большое вам спасибо за отличный материал в копилку начинающему логопеду