Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

Краткая аннотация: Нейроигры в работе логопеда с дошкольниками. В данной методической разработке освещается актуальность использования нейроигр в работе логопеда. Дано научное обоснование, цели и задачи коррекционной работы по развитию речи детей с ТНР посредством нейроигр. А также представлены сами игры и варианты их использования в коррекционной работе по развитию речи детей с ТНР. Нейродинамические игры как фактор развития речи у дошкольников с ТНР.

Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР

Содержание работы:

1. Научное обоснование проблемы нейрогимнастики.
2. Актуализация техники нейрогимнастики в процессе
развития речи у детей с ТНР.
3. Цели и задачи коррекционной работы по развитию речи детей с
ТНР посредством нейроигр.
4. Внедрение нейроигр в систему коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР.
5. Литература.

1. Научное обоснование проблемы нейрогимнастики

Нейрогимнастика — это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции).

НейрокурсЭто немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.

А также нейрогимнастика полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития, она направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.

В начале 90-х гг. американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа нейрогимнастики — «Гимнастика мозга», это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли, которая получила широкую известность. Сам доктор Деннисон до 9 лет практически не разговаривал. Позже он заметил непосредственную связь специфических двигательных упражнений на развитие своего организма и посвятил этой методике всю жизнь.

Все началось с изучения того, каким образом происходит формирование мозговой организации психических процессов.

На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т.д.), общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.

Научные исследования выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека. На основании полученных выводов возникла новая система — образовательная кинезиология, направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения.

2. Актуализация техники нейрогимнастики в процессе развития речи у детей с ТНР

В сентябре 2019 г. мы впервые набрали логопедическую группу среднего возраста (4 — 5 лет) с ТНР. Самым главным и волнующим вопросом для меня стал: «Как же ускорить процесс становления и развития речи детей?»
Это побудило меня к поиску дополнительных методик решения проблемы. В итоге я решила остановиться на методике образовательной кинезиологии – нейрогимнастики.

Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.

Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.

Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

Цели нейрогимнастики:

• Развитие межполушарной специализации.
• Развитие межполушарного взаимодействия.
• Развитие комиссур (межполушарных связей).
• Синхронизация работы полушарий.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие способностей.
• Развитие памяти, внимания.
• Развитие речи.
• Развитие мышления.

Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.

Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими.

Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности.

Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения.

3. Цели и задачи коррекционной работы по развитию речи детей с ТНР посредством нейроигр.

Основная цель применения нейрогимнастики с детьми нашей группы — это активизация развития речи у детей.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- Стимулировать речевую активность детей;
- Развивать слухоречевое внимание детей;
- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление)

В своей работе я использую комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока:

  1. Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
  2. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
  3. Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).

4. Внедрение нейроигр в систему коррекционной работы по развитию речи у детей с ТНР.

Упражнения, используемые мной в работе с детьми:

1.  Упражнения, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).

- Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны.

- Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми движениями).

- Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).

- «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

2. Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

- Игра «Звуковая тропинка» Нужно идти точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [У], наступать нужно левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы).

- «Разложи яблочки». Если в названии картинки есть звук [А], нужно положить в правую корзинку. Если звук [У] – в левую. (дети по одному подходят к яблоньке, срывают яблочко и отвечают: — Это ЛУК. В этом слове есть звук [У]. Положу в левую корзинку и т.д.) Можно брать картинки на дифференциацию любых звуков.

- «Перекрёстные шаги». Нужно пройти по болоту, поэтому идти нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот.

- «Хлопни, топни». Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А]
– хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание.

А У А (хлоп, топ, хлоп)
У А А (топ, хлоп, хлоп)

Можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы.
- «Волшебная дорожка». Чтобы пройти по дорожке нужно внимательно смотреть какие символы на ней изображены. Если символ звука [А], наступать нужно правой ногой, если символ звука [У] – левой ногой. (можно брать символы других звуков, в старшей и подготовительной группе можно использовать буквы).

- «Сортировка» Если услышишь гласный звук — клади красный мяч в правую корзинку, если услышишь согласный звук — клади синий мяч в левую корзинку.

- «Чья картинка?». Из фасолевого бассейна ребёнок достаёт по одной картинке и кладёт к определённому символу звука. Например: если в слове есть звук [Л]- кладём правой рукой, если в слове звук [Р]- кладём левой рукой.

- «Рыбалка». Карточки нужно перевернуть картинками вниз. Если в слове звук «Ы» находится в середине слова
- кладём картинку к левому домику. Если в слове звук «Ы» находится в конце слова — кладём к правому домику.

- «Волшебная песочница» Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в прямых слогах.

- «Чей звук?» 1 вариант. Ребёнку нужно определить на слух (в ряду звуков, слогов, слов) звуки [Р] или [Л] и выложить камешек, соответствующий образцу. Если услышал звук [Р], нужно положить жёлтый камешек правой рукой. Если услышал звук [Л], нужно положить зелёный камешек левой рукой.

- «Чей звук?» 2 вариант. Ребёнку нужно определить на слух (в ряду звуков, слогов, слов) звуки [Р] или [Л] и выложить фишку, соответствующую образцу (фишки выкладываются в ряд поочерёдно, в соответствии с услышанным звуком). Если ребёнок услышал звук [Р], нужно положить фиолетовую фишку правой рукой. Если услышал звук [Л], нужно положить жёлтую фишку левой рукой.

- «Скажи и покажи». Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками. Используется для автоматизации или дифференциации различных звуков.

- «Скажи и покажи нужной рукой» Используется для дифференциации оппозиционных звуков. Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, выполняя соответствующие движения руками (если в слове есть звук [С], движение выполняется правой рукой, если в слове есть звук [Ш], движение выполняется левой рукой).

- «Волшебные палочки» Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, показывая на неё соответствующей палочкой (на картинку со звуком [Ж] – зелёной палочкой, на картинку со звуком [Ш] розовой палочкой).

- «Где прячется звук?» Ребёнку необходимо определить позицию заданного звука в слове и отметить камешком соответствующим образцу.

- «Угадай кто?» Игра используется для дифференциации личных местоимений 3 лица. Ребёнок поочерёдно называет слова изображённые на картинках (на определённый автоматизируемый звук). Затем определяет мужской или женский род имён существительных обозначая камешком нужного цвета (если женский род – кладёт розовый камешек правой рукой, если мужской род – голубой камешек левой рукой).

- «Рыбалка». Карточки нужно перевернуть картинками вниз. Если в слове звук «Ы» находится в середине слова
- кладём картинку к левому домику. Если в слове звук «Ы» находится в конце слова — кладём к правому домику.

- «Волшебная песочница» Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в прямых слогах.

- «Путаница» Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями сопровождая проговариванием речевого материала.

- «Нос-ухо» Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

3. Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).

- «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Правая рука — от указательного пальца к мизинцу, а левая – от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.

- «Фонарики» — надеваем на руки детям браслетики с изображением символов звуков [А], [У]. Браслет с символом звука [А] надеваем на правую руку, браслет с символом звука [У] надеваем на левую руку. Если слышите звук [А], зажигайте правый фонарик (открывают правую ладошку), если слышите звук [У] зажигайте левый фонарик (открывают левую ладошку).

- «Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

- «Червячок в яблочке» Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:

Червяк дорогу сверху вниз
В огромном яблоке прогрыз.

Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.

- «Кулачок — ладошка» Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу – ладошка.

На поляне большой
Стоит печка с трубой.

Или проговариванием речевого материала для автоматизации какого-либо звука.

- «Кошка». Подушечки пальцев левой руки прижаты к верхней части ладони. Пальцы правой руки выпрямлены, расставлены в стороны и напряжены. Следует по очереди изменять положения рук – выпускать и прятать «коготки» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

- «Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

- «Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

- «Перекресты» — стоя. Правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече сопровождая проговариванием речевого материала.

- «Вертолёт». Правая рука движется от себя, правая — к себе. По хлопку меняем направления движения рук этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников с ТНР.

5. Литература:

1. Брейн Джим «Гимнастика мозга»
2. Назаревская Т.Н. «Звуковые нейроупражнения. 24 таблички»
3. Назаревская Т.Н. «Смотри и повторяй». 45 карточек для развития мозга.
3. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика»
4. Пол и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей.

Анохина И.П.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.