Начало работы с детьми раннего возраста с моторной алалией

Аннотация: Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, часто речь ребенка самостоятельно и без логопедической помощи не формируется. Степень нарушения речи у разных детей может быть разнообразной и проявляться в границах от полного (или почти полного) отсутствия экспрессивной речи до незначительных аграмматизмов.

Начало работы с детьми раннего возраста с моторной алалией

Развитие речи в игреИмеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1% и это число постоянно растет, что вызывает необходимость дальнейших исследований этих детей и разработок более эффективных средств работы.

Подготовительный период работы с неговорящими детьми

Очень часто алалия сопровождается негативизмом, отказом от речевого сопровождения своих действий, поэтому очень важен подготовительный период логопедической работы — выработка мотивации к использованию слов, потребности в речевом общении. Цель этого периода: ребенок должен привыкнуть к педагогу, ощутить его «своим», научиться обращать внимание на то, что педагог делает и повторять за ним, научиться выполнять элементарные речевые инструкции. В течение периода анализируется степень развития слухового и зрительного внимания ребенка.

Обучение детей должно быть полисенсорным, должны быть задействованы все три канала восприятия: дети должны услышать новую информацию, зрительно представить, пощупать. Но несмотря на то, что человек обладает всеми тремя репрезентативными системами, есть ведущая система. Ребенку легче воспринимать новое, если информация подается через ведущий канал восприятия, на что надо обязательно обратить внимание в своей работе.

По исследованиям, у большей части детей возраста 3-4 лет ведущая сенсорная модальность – кинестетическая, поэтому необходимы упражнения с опорой именно на этот канал.

Например, когда педагог здоровается с ребенком, можно брать его руки в свои, поглаживать их, создавая благоприятную атмосферу. Похвала для детей-кинестетиков также выражается в обязательном поглаживании и прикосновении.

Для развития высших психических функций используются такие пособия, которые привлекают ребенка своей фактурой: пазлы, которые с одной стороны гладкие, а с другой шероховатые, шарики разной твердости: пластмассовые, резиновые, матерчатые.

Для развития у детей cлухо-зрительного сосредоточения, а также вызывания положительных эмоций можно использовать следующий прием. Берется ширма или мешочек, игрушка появляется, называется и быстро исчезает обратно. Дети обычно очень эмоционально реагируют на эту игру: улыбаются, протягивают ручки, издают различные звуки. Затем предмет не только называется, но педагог начинает совершать с ним различные действия: Кто к нам пришел? Волк! Волк здоровается с нами: уууу. Поздоровайся с волком: уууу. Затем показывается ряд действий с игрушкой, картинки с изображением данной игрушки, дается поручение ребенку, связанное с данной игрушкой. Родители закрепляют дома пройденные слова. Все занятия необходимо проводить в игровой форме, на фоне положительных эмоций ребенка.

Цель основного цикла работ – вызывание собственной речи ребенка с опорой на различные виды деятельности.

Изучая новое, ребенок должен видеть предмет, пощупать его, услышать его название, выполнить какие-либо действия с этим предметом. Предметы по возможности надо брать не гладкие, а шероховатые, имеющие разную текстуру. Известно, что алалику для усвоения слова необходимо повторить его большее количество раз, чем нормально развивающемуся малышу. Чем больше видов деятельности можно выполнить с предметом, тем лучше усваивается слово, обозначающее данный предмет. Например, куклу можно искать, укладывать спать, кормить, мыть и т.д.

Так как большая часть детей на начальных этапах работы плохо понимает обращенную речь, необходима помощь родителей. Все новые слова родители должны проговаривать много раз дома, вставляя их в короткие предложения и употребляя в разных падежах. «Вот зайка. Где зайка? Нет зайки! На зайку! Дай зайку!». Когда ребенок начал понимать слово, его просят совершить какое-то действие. Например, найти зайку, принести зайку и т.д.

Очень хорошо во время занятий использовать музыку. Музыка важна и для преодоления негативного отношения к занятиям, и для вызывания речи. Например, пропевание слогов, пропевание окончаний слов:

Ой дуду , дуду, дуду, потерял пастух дуду.

Педагог начинает петь, а потом делает паузу, чтобы ребенок сам закончил слово. Дети не только начинают проговаривать слоги, у них развивается слуховое внимание, чувство ритма, вырабатывается координация движения и речи.

Многие методики при работе с моторными алаликами строятся на одновременном произнесении звука и движением суставов руки. Поэтому вначале обучения детей учат произносить самые простые слова с одновременным движением руки. Можно использовать методику Т.В. Башинской и Т.В. Пятницы.

«Я»

Педагог радуется какому-то действию ребенку, спрашивает с восхищением: «Кто так хорошо сделал?» При произнесении вопроса педагог показывает рукой на себя и говорит: «Я!». Ребенок повторяет движение и слово за педагогом. Вопросы могут быть различные, главное, чтобы ребенок мог ответить «Я!»

«Дай»

Один из самых первых жестов. Сначала взрослый просит у ребенка что-то словом «дай» и жестом. Потом учат ребенка этому жесту и слову («а», «да», «дай»).

«Гвозди»

Ребенок «забивает гвозди» молоточком, произнося слово «бух!».

Содержание основного этапа работы

Первое, что должен усвоить ребенок – выполнение действия, выраженное в форме побудительного предложения: «Иди! Сядь!» После того как ребенок начинает выполнять все действия по просьбе педагога, задача усложняется. Педагог просит совершить какое-то действие. Когда ребенок начинает выполнять команду, она присоединяется к нему, говоря, что именно она делает, образовывая связь между действием и его словесным обозначением. Например, по инструкции «Иди!», педагог присоединяется к действиям ребенка и говорит: «иду». Ребенок повторяет. Затем задание снова усложняется. Ребенку говорят: «Иди!» Педагог не присоединяется к ребенку, а спрашивает его: «Что ты делаешь?» или «Ты идешь?», на что ребенок должен отвечать «Иду». Образуется диалог между ребенком и взрослым.

По такой же схеме вводятся в речь другие глаголы. Ребенок начинает общаться однословными предложениями. Ребенка также надо просить говорить побудительные предложения. Для этого педагог просит ребенка дать инструкцию маме или мишке. Сначала используют подсказывающие инструкции, содержащие нужное слово в побудительном наклонении («Скажи маме – сиди!»), затем ребенок должен не просто повторить слово, а поставить его в нужную форму («Скажи маме сесть»). Это довольно долгий период работы, здесь могут помочь и разнообразить занятия ввод специальных карточек, обозначающих действие. Увидев на карточке сидящего человечка, ребенок должен вспомнить нужное слово и поставить его в правильную форму.

Очень важно в работе участие родителей. Именно родители дают правильный образец речи, развивают умение детей наблюдать за окружающей их действительностью, учат общаться с другими детьми и взрослыми. И самое главное, ребенок должен чувствовать, что общение с ним родителям нравится, что его любят.

Малахова Ирина Викторовна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Алалия Метки: 

Сейчас читают:

Интерактивная квест-игра как современная технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи Интерактивная квест-игра как современная технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Речевой тренажёр «Логотренер» Речевой тренажёр «Логотренер»
Сенсорно-интегративная логопедия в реабилитации детей Сенсорно-интегративная логопедия в реабилитации детей
Логопедическая работа с учащимися начальных классов в сенсорной комнате Логопедическая работа с учащимися начальных классов в сенсорной комнате

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.