Аннотация: Использование нейроупражнений в системе занятий по коррекции и профилактике речевых нарушений речи у детей.
Логопедический проект «Умная гимнастика»
Актуальность.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.
Для того, чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы.
Нейропсихология изучает связь между процессами, протекающими в головном мозге, психическими процессами и поведением. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком.
Развиваясь тысячелетиями, человеческая речь стала основной формой общения, посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития высших мозговых структур, а следовательно, межполушарных связей и психических процессов. Нейродинамическая гимнастика является одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия у детей 4–7 лет.
Используя в работе с детьми специально подобранные игры и упражнения, выполняя которые ребенок задействует правую руку, левую руку или выполняет задание двумя руками одновременно, мы создаем условия для улучшения взаимодействия работы правого и левого полушария, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.
Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.
Гимнастика для мозга для детей — это простые упражнения, которые направлены на повышение навыка целостного развития мозга. Комплекс упражнений эффективно оптимизирует интеллектуальный процесс, а также повышает умственную работоспособность малыша. Детская тренировка мозга способствует улучшению мыслительной деятельности, синхронизации работы полушарий, восстановлению речевых функций.
Цель нейрогимнастики:
совершенствование методов и приёмов работы по преодолению основного речевого нарушения, а также развитие основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы;
развитие межполушарной специализации;
развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка; увеличить интенсивность развития речи;
формировать умение слушать и слышать.
Задачи нейрогимнастики:
- Развитие межполушарной специализации, межполушарного взаимодействия, комиссур (межполушарных связей).
- Развитие речи, мышления, устранение дислексии и дисграфии.
- Развитие мелкой моторики, способностей, памяти, внимания.
Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем и скорость выполняемых заданий.
Образовательная область – «Речевое развитие»
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.
Участники проекта: дети, занимающиеся в логопедической группе; учитель-логопед.
Время реализации проекта: С 1 сентября 2020 года по 30 мая 2021 года.
По числу участников – индивидуальный, групповой.
Место реализации – Детский сад «Улыбка».
Ожидаемый результат использования нейродинамической гимнастики у детей с речевыми нарушениями:
- повысить эффективность коррекционной работы, т.к. нейропсихология изучает связь между процессами, протекающими в головном мозге и психическими процессами и поведением;
- увеличивается интенсивность развития речи;
- исключается перестановка звуков;
- речь ребенка становится чище и понятнее для окружающих;
- развиваются нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка; формируется умение слушать и слышать.
Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения. в результате речь станет более чёткой, разборчивой.
Конечным продуктом проекта будет являться: Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
Повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Этапы реализации проекта
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 этап |
Организационный | |
1. |
Составление комплекса нейроупражнений. |
сентябрь |
2. |
Планирование работы с педагогами по вопросу речевого развития и формирования межполушарного взаимодействия у детей |
октябрь |
3. |
Введение нейроупражнений в индивидуальные и групповые занятия |
октябрь |
4. |
Планирование работы с родителями по вопросу речевого развития и формирования межполушарного взаимодействия у детей. |
октябрь |
2 этап |
Практический | |
Работа с детьми: | ||
1. |
Ввести нейроупражнения в индивидуальные занятия |
В течение года |
2. |
Ввести нейроупражнения в групповые занятия |
В течение года |
Работа с родителями: | ||
1. |
Семейный клуб «Осенние краски» |
октябрь |
2. |
Консультация тренинг «Речевое развитие детей. Развитие межполушарного взаимодействия» |
ноябрь |
3. |
Родительское собрание «Наша речь в наших руках» | |
4. |
Квест-игра «Станция « |
декабрь |
5. |
Индивидуальные консультации для родителей |
В течение года |
6. |
Оформление памятки для родителей «Упражнения для развития межполушарного взаимодействия» |
февраль |
Работа с педагогами | ||
1. |
Мастер-класс «Нейрогимнастика» |
октябрь |
2. |
Проведение нейрогимнастики перед началом педагогических собраний. |
В течение года |
3. |
Оформление памятки для воспитателей группы «Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия у детей» |
декабрь |
3 этап |
Итоговый | |
1. |
Участие детей, занимавшихся с логопедом, в весенних утренниках, конкурсах, викторинах |
март, апрель, май |
2. |
Разработка картотеки упражнений на развитие межполушарных связей |
Апрель, май |
В своей работе я использую комплекс кинезиологических упражнений, которые имеют свою конкретную цель, а разделить их условно можно на три функциональных блока:
1. Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
2. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
3. Упражнения, которые улучшают контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений руки).
Упражнения, используемые мной в работе с детьми:
- Взявшись за мочки ушных раковин, потянуть их вниз. Взявшись за верхушки ушных раковин, потянуть их вверх. Взявшись за среднюю часть ушных раковин, потянуть их вперед, потом назад и в стороны. Затем добавляю упражнения артикуляционной гимнастики «Качели» — язычок вверх вместе с ушками тянем вверх, язычок вниз, ушки тянем вниз и т.д.
- Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги (массажировать круговыми движениями) по контуру щек.
- Указательными и средними пальцами рук «рисовать» вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).
- «Лягушка». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.
- «Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного) сначала одной рукой, затем другой, затем двумя руками.
- «Цепочка». По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (поочередно: указательный, средний, безымянный и мизинец). В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца» из пальцев другой руки. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.
- «Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.
- «Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.
- «Путаница» Нужно положить правую ладонь на голову, левую — на живот. Затем поглаживайте по голове от макушки к лицу, а живот поглаживайте круговыми движениями.
- «Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди».
- «Мнём – разглаживаем». Под каждой ладошкой лист бумаги. Ребенок берет по половинке в каждую руку (важно чтобы локти ничего не касались) и одновременно сминает их, чтобы весь листок спрятался в кулаке. Затем ему нужно спокойно, медленно и одновременно эти листочки выпрямлять. Каждая рука должна работать независимо и не помогая одна другой. Когда работают пальцы обеих рук — активизируются различные участки головного мозга. Лист каждый раз сминается по-разному, соответственно пальцам рук необходимо работать каждый раз по-разному.
- «Нос-ухо» Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос.
- «Перекресты» — стоя Правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече.
- «Кулак-ребро-ладонь» с визуальной схемой. Раскладываю кружочки (кулачок), квадратики (ладонь), прямоугольники (ребро). Когда упражнение отработано хорошо в простом варианте, усложняю: кружок с квадратом, квадрат с прямоугольником, прямоугольник с кружочком.
- «Зайчик – коза – кольцо». Зайчик – указательный и средний, коза – указательный и мизинец, кольцо – указательный и большой. Сначала выполняем двумя руками синхронно, затем правая начинает, левая подключается: правая зайчик — коза – кольцо, левая кольцо — зайчик – коза.
- «Размести правильно». Если в названии картинки есть звук [С], нужно положить справа. Если звук [Ш] – слева. Картинки на дифференциацию любых отрабатываемых с ребёнком звуков.
- «Дорожка» — раскладываются ортоковрики (8-10 штук), между ними картинки с отрабатываемыми звуками, например: С и Ш, накрытые стаканчиками. Ребёнок прыгает на коврик – ножки вместе, произносит слог СА; прыжок между ковриками, ножки широко ША; переворачивает стаканчик, произносит название изображения на картинке, например: ШАПКА. «Положи шапку перед стаканом» — ребёнок кладёт и комментирует: «Кладу шапку перед стаканом» (или задаём вопросы: что кладёшь? Куда кладёшь?). Продолжает программу.
- «Волшебная песочница» Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в прямых слогах.
- Картинки на дифференциацию звуков, например: С и Ш, под картинкой со звуком С ладошка, под картинкой со звуком Ш два пальчика указательный и большой. Ребёнок произносит слова и выкладывает позу соответствующую позу рук.
- Ритмические ряды: 1:1,1:2, 2:1 и т.д. Ребёнок проговаривает СА-ША и выкладывает позу на СА – указательный палец, на ША – указательный и средний.
Итог:
Итоговая диагностика в конце учебного года (апрель) для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в речи детей. Данная положительная динамика объясняется тем, что нейропсихологические упражнения − это эффективнейшая методика, позволяющая помочь детям при различных видах нарушений. Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений. При правильном и квалифицированном подходе удается достичь высоких результатов.
Дети 6 – 7 лет (10 человек) |
Уровень |
Начало года |
Конец года |
Фонематический слух |
Высокий
Средний Низкий |
0% 10% (3) 70% (7) |
15,3% (2) 30,7% (4) 40% (4) |
Звукопроизношение. |
Высокий
Средний Низкий |
0% 38,4% (5) 61,5% (5) |
15,3% (2) 40% (4) 40% (4) |
Грамматический строй речи |
Высокий
Средний Низкий |
0% 30% (3) 70% (7) |
30% (3) 70% (7) 0% |
Лексический строй речи |
Высокий
Средний Низкий |
0% 40% (4) 60% (6) |
30% (3) 70% (7) 0% |
Связная речь |
Высокий
Средний Низкий |
0% 40% (4) 60% (6) |
20% (2) 80% (8) 0% |
Подготовка к обучению грамоте | Высокий
Средний Низкий |
0%
40% (4) 60% (6) |
30% (3) 70% (7) 0% |
Итоговый уровень | Высокий
Средний Низкий |
0%
40% 60% |
30% 70% 0% |
Вывод: Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком.
Эти несложные игры помогут скорректировать работу двух полушарий и снизить риск развития проблем. На сегодняшний день, доказана польза нейропсихологических упражнений для детей разного возраста. Они способствуют активации мозга, а именно высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь способствует коррекции недостатков развития дошкольников с ОВЗ.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
Использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Литература:
1. Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
Автор: Сафарова Надежда Владимировна
учитель-логопед
ра. М.2005
Очень интересный проект!