Проект «Осень» для старших дошкольников с ТНР

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию проект «Осень», направленный на формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР.

Цель:

  • Cовершенствовать лексико-грамматические категории и развивать связную речь детей на основе углубления представлений об окружающем и пополнения знаний по лексической теме «Осень».

Коррекционно – образовательные задачи:

  • Активизировать и обогатить активный и пассивный словарный запас детей;
  • Формировать навыки словоизменения и словообразования прилагательных , существительных, глаголов;
  • Закрепить правильное употребление в речи предлогов «у», «в», «за», «на», «под», «между»;
  • Расширить представления детей о переносном значении слов, фразеологических оборотах, эпитетах, родственных словах;
  • Формировать навыки связной речи;
  • Повысить уровень мотивации к познавательной деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать зрительное внимание, слуховое восприятие, фонематический слух, чувство ритма, речедвигательные координации, ассоциативное мышление;
  • Развивать общую и пальчиковую моторику рук;
  • Коррекционно – воспитательные задачи:
  • Пробуждать чувственное отношение детей к красоте осенней природы;
  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение детей к произведениям искусства;
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.

Методы и приёмы реализации задач:

  • Наблюдение за процессами, происходящими в природе осенью;
  • целевые прогулки, экскурсии в краеведческий музей, в лес, к реке, в овощной магазин;
  • Беседы познавательно-эвристического характера, приёмы ТРИЗ и РТВ;
  • Чтение познавательных художественных произведений, экологических сказок;
  • Отгадывание загадок, анализ пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, эпитетов;
  • Просмотр детских мультимедийных презентаций по теме «Осень»;
  • Рассматривание пейзажных картин, натюрмортов, фотографий, иллюстраций об осени, беседы по их содержанию;
  • Пальчиковые, дидактические игры, игры-драматизации.

Содержание работы:

ОО «Познание»

Ребёнок и окружающий мир. Экскурсия в овощной магазин.
Дидактические игры: «Раз, два, три – картинку подними!, «Угадай чего не стало», «Отгадай загадку, раскрась отгадку», «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию», «Опиши, мы отгадаем», «Сварим борщ», «Узнай по вкусу»;

Природное окружение и экологическое воспитание.

Экскурсия в лес. Экскурсия в Краеведческий музей.
Наблюдения за неживой природой: деятельность солнца (количества тепла и света), характер осадков, ветер, длительность дня.

Занятия по лексическим темам:

«Золотая осень. Лес. Дары леса», «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Фрукты», «Овощи».

Дидактические игры:

«Когда это бывает?», «Собери картинку», «Раз, два, три – к дереву беги (кустику)», «Чей лист?», «Найди листочку пару», «Детки на ветке», «Скажи наоборот» , «Ягоды», «Погода осенью»(с мячом), «Что за птица?», «Чей след?», «Кто как кричит?», «Где чей дом?», «Кто дружит с рябиной?», «Узнай по описанию», Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Поможем малышам найти маму», «Назови ласково», «Что не так?», «Кто, где спрятался?», «Узнай по силуэту».

РЭМП. Начала грамоты. «Путешествие в лес» (счёт грибов, листьев и т.д.), «В овощном магазине».

Дидактические игры:

«Большой – маленький», «1,2,3…много», «Допиши букву – составь слово», «Найди фрукт(овощ) на букву…».
Упражнения в счёте листьев, грибов, овощей, фруктов, птиц, животных.

Упражняемся в определении формы, цвета, величины:

«Выбери красные (зелёные, жёлтые) овощи», «Сложи в корзинку овощи (фрукты) овальной (круглой, треугольной формы»;
«Чудесный мешочек».

Упражнения на развитие мелкой моторики (штриховка, рисование по клеточкам, по трафаретам).

ОО Коммуникация

Составление рассказа по картинам: «Собираем урожай», «В осеннем парке».
Составление рассказа об осени, об овощах и фруктах, о птицах, о диких животных по схеме.
Составление рассказа по пейзажной картине И.И.Левитана «Золотая осень»,
картине И.Хруцкого «Натюрморт с грибами».
Составление творческих рассказов по фотографиям, изображающим природу родного Заполярья («Расскажи о понравившейся фотографии нашего края»).
Беседа на тему «Как наша семья убирала урожай».
Пересказ рассказов: К.Ушинский «Спор деревьев», М.Пришвин «Ёж», А.Клыков «Медведь», Б.Житков «Как яблоки собирают», В.Бианки «Лис и мышонок».

Игры – драматизации: По стихотворению «Спор овощей».

Пальчиковые игры:

«Ветер по лесу летал…», «Мы капусту рубим», «Компот», «Осенний букет», «Есть у каждого сой дом».
Речь с движениями: «Урожай».
Упражнения на словообразование относительных прилагательных от слова «осень».
Подбор относительных прилагательных к существительным осень, погода, дождь, небо, листья, солнце, ветер, утро.
Упражнения на отработку падежных окончаний (осень, осени, осенью).
подбор слов — действий (падают, летят, осыпаются, кружатся, вальсируют, вянут, сохнут, шуршат).
На согласование существительных и прилагательных «Назови правильно сок, пюре, варенье».
На согласование существительных и числительных (1,2,3… много).
Упражнения на развития фантазии, логического мышления, внимания:
А что бы было, если бы осень совсем не пришла?
«На что похоже?», «Лесное эхо», «Назови одним словом», «Закончи предложение». «Что лишнее?», «Что не так?», «Что сначала, что потом?»
Упражнения на подбор эпитетов и сравнений.
Упражнения на закрепление умения различать и правильно называть цвета и их оттенки путем подбора по образцу.

Травникова Наталья Леонидовна,
воспитатель высшей кв. категории,
МДОУ детский сад №9 комбинированного вида,
посёлок Кильдинстрой Кольского района Мурманской области.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.