Краткая аннотация: В данной методической разработке непосредственно образовательной деятельности представлен один из приемов интеграции образовательных областей в процессе коррекционно-развивающей работы по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста ( на примере темы «Весна» в подготовительной к школе логопедической группе).
ЦЕЛИ непосредственно образовательной деятельности:
- закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь»;
- интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные ЗАДАЧИ:
Образовательная область «Речевое развитие»:
- совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов, определения количества слов в предложении; навыков выделения первых звуков в словах, соотнесения их с буквами и составления других слов из них;
- совершенствование грамматического строя речи (согласование слов в предложении);
- совершенствование умения составлять распространенные предложения с заданными словами, коллективный рассказ-описание;
- развитие общих речевых навыков, умения выразительно читать стихотворения, интонационно передавать радость пробуждения природы, развивать поэтический слух;
- развитие фонематических процессов, речевого и слухового внимания, зрительного внимания, памяти;
- автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
- воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- закрепить знания о весне, уточнить ее приметы;
- совершенствование навыков и умений работать со схемой, моделью.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;
- формирование интереса и потребности в чтении;
- развитие продуктивной деятельности (сюжетное рисование);
- развитие детского творчества.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- воспитание культуры межличностных отношений;
- воспитание ответственности, сотрудничества в совместной деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- совершенствование умений использовать специальные упражнения для
- укрепления здоровья (динамическая пауза «Весна», релаксация «Улыбка»);
- развитие двигательной активности, мимической выразительности;
- развитие общей и мелкой моторики;
- воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
Методы и приемы:
- наглядный (пособия, картинки);
- словесный (совместная речевая деятельность);
- игровой (сюрпризный момент, динамическая пауза);
- практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение», словарь по теме «Весна».
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: письмо, макет книжки-малышки, доска, столы, тарелочки с раздаточным материалом для схемы предложения, карточки с картинками, звуковыми и слоговыми схемами, простые и цветные карандаши, фломастеры, магниты.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, звуковой анализ слов, выделение первого звука в словах и составление нового слова, составление предложений с заданным словом, определение порядка и количества слов в предложении, разучивание стихов.
Место проведения: логопедическая группа.
Количество детей: 12 человек.
Ход НОД:
1. Организационный момент:
- Ребята, недавно мне позвонил Незнайка и рассказал, что у него есть «сногсшибательная» (очень удивительная) новость. Оказывается, он узнал, что книги можно не только купить, но и сделать самим. Незнайка решил сделать книжку-малышку. Он прислал ее нам в большом конверте. Хотите посмотреть? (логопед достает из большого конверта макет книжки-малышки и показывает детям) Интересная книжка? (нет, у нее есть обложка, но нет названия; у нее чистые страницы, на них ничего не написано и нет иллюстраций) Что делать? (помочь Незнайке: написать и нарисовать что-нибудь)
- О чем книжку хотел сделать Незнайка, вы узнаете, если отгадаете загадку:
ОНА ПРИХОДИТ С ЛАСКОЮ
И СО СВОЕЮ СКАЗКОЮ.
ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКОЙ
ВЗМАХНЕТ –
В ЛЕСУ ПОДСНЕЖНИК
РАСЦВЕТЕТ. (весна)
2. Работа над звуко-слоговым анализом слов.
- Страничек у Незнайки в книжке очень мало и какие-то они странные: на них стоят только номера!? Еще в конверте Незнайка прислал карточки с картинками и полоски с цифрами и схемами (см. фото 1).
Фото 1
Ребята, я, кажется, поняла, в чем дело! Ведь Незнайка еще не выучил буквы и не умеет их писать, поэтому слова он зашифровал картинками. Что обозначают эти схемы? (звуковые и слоговые схемы слов) (см. фото 1). А что обозначают цифры? (номера страниц в книжке).
- Как узнать слова, которые должны быть на страницах? (надо «расшифровать» слова по картинкам) (см. фото1). Дети рассаживаются за столы, работают парами, каждая пара «расшифровывает» своё слово и записывает его буквами на отдельном листочке, затем рисует цветными карандашами его звуковую схему и чертит слоговую.
Слова:
весна — Ветка – Ежи – Снежинка – Носки — Апельсин
снег – Стул, Ножницы , Ежи, Гусь
река – Репа, Ель, Карандаш, Автобус
ветер – Ведро, Ель, Тапки, Ежи, Ракета
дерево – Диван, Ели, Репа, Ежи, Варежки, Осы
грачи – Гусь, Рыбы, Автобус, Часы, Иголки
- Давайте узнаем, какое слово будет на каждой странице? (дети соотносят свои звуковые и слоговые схемы слов со схемами на полосках).
Динамическая пауза:
Дует теплый южный ветер,
(дети машут кистями рук на себя)
Солнышко все ярче светит,
(показать руками круг через стороны — «солнце»)
Снег худеет, мякнет, тает,
(расслабленные кисти опустить вниз)
Грач горластый прилетает.
(кистями рук показать «птицу», «помахать крыльями»)
Мишке стало не до сна –
(покачать указательным пальцем правой руки из стороны в сторону)
Это к нам идет весна.
(хлопки в ладоши)
3. Работа с предложением.
- Теперь мы с вами знаем, о чем Незнайка хотел рассказать на каждой страничке. Получилась книжка? (нет, там только просто слова; это неинтересно) Что нужно сделать, чтобы можно было что-нибудь прочитать? (надо что-нибудь написать на каждой странице). Хорошо, каждый из вас постарается составить интересное предложение со своим словом, выложит схему этого предложения, а я запишу его внизу на вашей страничке.
Примерные предложения:
К нам пришла долгожданная весна.
Весной тает снег и бегут звонкие ручейки по дорожкам.
Весной зайчик поменял шубку белую на серую.
На реке начал таять лёд и поплыли большие льдины.
Весной дует теплый сильный ветер и качает деревья.
На ветках деревьев набухают почки и появляются маленькие зеленые листочки.
Весной на деревьях птицы вьют гнёзда и откладывают в них яйца, чтобы вывести птенцов.
Из тёплых стран вернулись грачи и стали делать гнёзда из веточек.
Чёрные грачи ходят по вспаханным полям и клюют червяков.
(затем дети по очереди в соответствии с номерами страниц в книжке озвучивают свои предложения).
- Ребята, у вас получился целый рассказ о весне. Как вы думаете, читателю понравится такая книжка? (не совсем, не хватает картинок). Я предлагаю вам подумать, какую картинку можно нарисовать к вашему предложению, и потом в свободное время это сделать. После этого ваши странички мы вклеим в книжку-малышку.
4. Работа над связной речью.
- Хорошо, что Незнайка решил сделать книжку о весне! Многие поэты посвятили весне свои стихи. Ребята, какие стихи о весне вы знаете? Расскажите.
(дети встают полукругом и читают стихи о весне, подобранные каждому с целью введения в речь исправленных звуков)
5. Итог.
- Как вы думаете, можно напечатать эти стихи в Незнайкину книжку? (можно). Захотелось бы вам почитать такую книжку? Я думаю, книжка-малышка получится очень интересной, красивой и познавательной, а Незнайка будет очень благодарен вам за вашу помощь!
Фото 2
В дальнейшем в совместной деятельности детей с воспитателями была изготовлена книжка-малышка «Весна» – см. фото 2.
![]() |
Дьячкова Алла Васильевна, учитель-логопед, МКДОУ детский сад №490 комбинированного вида, город Новосибирск |