Введение
Среди многочисленных ошибок, наблюдающихся у учащихся начальных классов, выделяется группа, в основе которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи. Отсутствие такой дифференциации не только приводит к буквенным заменам на письме, но и препятствует усвоению целого ряда грамматических правил. В частности, ребёнок, не дифференцирующий на слух мягкие и твёрдые согласные, не сможет овладеть правилами обозначения мягкости согласных на письме. Для него всегда будет сомнительно, надо ли писать мягкий знак в словах типа день и деньги, и какая буква “а» или «я» должна быть написана, например, после «л» в слове лампа.
Работая над преодолением акустической дисграфии, особое внимание надо обратить на воспитание слуховой дифференциации твёрдых и мягких согласных. Вся проводимая с ребёнком работа обязательно должна сопровождаться письменными упражнениями.
Многолетняя практика и поиск новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий. Основное отличие этого метода состоит в том, что занятия по изучению одного звука или дифференциации звуков подчинены одной теме или одному сюжету, все задания и упражнения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Необходимо отметить, что такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это очень важно, потому что дети-логопаты часто бывают с неустойчивой психикой.
Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Неоднократность использования наглядного материала по всем лексическим темам способствует переходу образов-представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения.
При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Их можно придумать самим полностью, либо использовать основу сюжета и развивать его по ходу занятия, если позволяют возможности совместного экспромта и творчества логопеда и детей.
Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребёнка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.
Очень важно, чтобы в конце занятия со стороны логопеда звучала положительная оценка деятельности детей, чтобы они с нетерпением ожидали следующей встречи с педагогом.
Это занятие было подготовлено и проведено мною для слушателей курсов повышения квалификации учителей-логопедов.
Тема: Дифференциация гласных «А-Я» в словах, предложениях.
Цель:
- развитие умения употреблять гласные буквы «а-я» в словах, предложениях;
Задачи:
- развитие фонемного слуха;
- развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов при обучении детей письму;
- развитие орфографической зоркости при написании предлогов, приставок со словами;
- развитие монологической речи, умения слушать товарища, быть доброжелательным, обобщать личный опыт;
- расширение представлений об окружающем мире.
Оборудование:
- буквы «а-я», опасное сочетание «ча-ща», макет большой ракеты,
- звуковички (по 5 кругов диметром 5 см. красного, синего, зелёного цветов), предметные картинки с изображением планет «Марс»,
- «Земля», «Космические шлемы» для детей, маленькие ракеты с буквами «а-я», «космическое послание» на листе ватмана,
- изображение продуктов на космических тубах, предметные картинки с изображением животных (лиса, волк, медведь, лось, заяц, белка).
I. Организационный момент
У. – Недавно наша страна отмечала день Космонавтики. Что вы знаете об этом празднике?
Д. – 12 апреля 1961 года Ю. Гагарин совершил первый полёт в космическое пространство.
У. – Сегодня на нашем занятии мы с вами отправляемся в космическое путешествие (заочное). Экипаж нашего космического корабля будет состоять из : (Юра, Денис, Артём…) Командиром экипажа буду я. Чтобы наше путешествие прошло интересно, без происшествий, надо внимательно слушать и точно выполнять команды. Итак, приготовились! Одеваем космические шлемы. Начинаю обратный отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1 — ПУСК. ПОЛЕТЕЛИ!!!
Д. — Ждут нас быстрые ракеты для полётов на планеты. Но у нас один секрет: невнимательным места нет!
II. Дифференциация гласных «а-я».
У. – На каждом корабле обязательно присутствуют бортовые журналы, чтобы фиксировать все события. Есть они и у нас: один большой общий – это доска, и ваши маленькие – это тетради. В журналах необходимо сделать отметку о времени нашего отправления. Какое сегодня число? Что знаем о написании формы слова «апреля»?
Д. – В этом слове гласная буква «а» в начале слова безударная, она непроверяемая, слово словарное.
У. – Посмотрите, ребята, хитрый Звукомор отправился в полёт вместе с нами, и пытается поймать нас в ловушку. Надо спасать слово. Какую букву напишем в конце слова «апреля»?
Д. — Слышу гласный звук (а) после мягкого согласного звука (л) – пишу букву «я».
У. – Открываем ваши бортовые журналы, пропускаем 2 строки, записываем число. Какой месяц следует за апрелем?
Д. – Май.
У. – С этими двумя месяцами есть народная примета. Прочитаем её. (Открывается запись на доске) Посмотрите, и здесь коварный Звукомор наделал массу ловушек. Давайте спасать предложение.
Д. – а) Слышу гласный звук (а) после твёрдого согласного – пишу букву «а».
б) В слове «травою» безударная гласная в первом слоге.
Проверочное слово — «травы».
в) В предложении употребляется союз «а», его обводим в кружок.
У. – Чтобы справиться с проделками хитрого Звукомора, нам в полёте потребуется важное правило. Кто его напомнит?
Д. – если услышу гласный звук (а) после твёрдого согласного — напишу букву «а», а если услышу гласный звук (а) после мягкого согласного – напишу букву «я».
У — Это и будет темой нашего сегодняшнего полёта. Запишите примету.
(Письмо с комментариями)
Какой смысл заключён в примете?
К какому времени года относятся месяцы апрель и май?
Назовите все весенние месяцы.
III. Развитие фонематического анализа и синтеза слов.
У. – Мы с вами улетели с планеты Земл_.
(Открывается изображение планеты на доске)
- Какую гласную опять похитил Звукомор? Почему?
- Наш корабль стремительно приближается к неизвестной планете. Узнать её название мы сможем, только справившись с очередной проделкой Звукомора. Он рассыпал буквы из названия планеты. Кто соберёт слово?
Д. – (Составляют слово «Марс»)
У. – С какой гласной надо писать это слово? Почему оно написано с большой буквы?
IV. Работа над деформированным текстом.
У. – Внимание! Наш корабль приземлился на планету Марс. Но здесь никого нет! Вокруг пустота. Стоп! Я вижу какой-то незнакомый предмет. Это послание — для нас. (На доске разворачивается плакат с текстом)
Прочитаем оставленное для нас сообщение.
У. – Попробуйте самостоятельно спасти послание, а потом проверим вместе.
(Самостоятельная работа)
У. – Проверяем ваши записи. Читаем первое предложение. Какие буквы написали в слове нами? Почему? Как раскрыли скобки?
(Проверяется каждое предложение. Проговаривается правило написания гласных букв «а-я», приставок, предлогов. Роль последних в предложении).
У. – Восстановите правильную смысловую последовательность предложений. Являются ли эти предложения текстом? Что называется текстом?
V. Физкультурная минутка.
У. – Мы находимся длительное время в полёте. Экипаж нуждается в отдыхе.
Игра: «Кулак – ладонь – ребро»
VI. Развитие орфографической зоркости.
У. – Конечно, в космическом путешествии невозможно обойтись и без обеда. У космонавтов в меню входят специальные блюда. Нам с вами предстоит выбрать только те, в названии которых пишутся гласные буквы «а – я»:
У. – Запишите в своих бортовых журналах выбранные продукты питания.
- Какое правило помогло нам справиться с проделками хитрого Звукомора?
- Какое опасное сочетание встретилось в нашем меню? (Открыть на доске «ЧА — ЩА»)
VII. Пополнение словаря.
У. – К сожалению, топливо у нашего корабля заканчивается. Мы возвращается домой. Наш корабль всё ближе и ближе к Земле. Вот уже в иллюминаторы нашего корабля виден лес. В эту весеннюю пору мы можем увидеть в нём животных. У одних уже появились детёныши, а другие ещё ожидают их появления. Посмотрите, кто это и назовите их детёнышей. Покажите, какие буквы «а» или «я» пишутся в названии детёнышей.
(Демонстрация картинок с изображением животных: медведица, лиса, волчица…).
- Какая гласная пишется в слове медвежата, в 3 и 4 слоге? лисята – во 2 и 3 слоге? и т.д.
(Дети показывают буквы «а-я»)
VIII. Графический диктант.
У. – Давайте мы составим предложение о нашем путешествии, зашифруем его и отправим в космической тубе на планету Марс.
(Дети составляют предложение и зашифровывают его только с помощью гласных букв. Записывают на ватмане. Сворачивают. Кладут в тубу).
IX. Итог занятия.
У. – Путешествие завершилось. Наш космический корабль вернулся на Землю, в класс. Посоветуйтесь между собой, и помощник командира подведёт итог нашего путешествия.
- Какая важная информация осталась в ваших компьютерах?
- Справился ли экипаж с заданием?
Награждение членов экипажа.
Новикова Алла Алексеевна,
учитель-логопед,
МБОУ «СОШ с УИОП №52″,
г. Курск