Комплексы упражнений логопедического массажа

Логопедический массажЛогопедический массаж может проводиться логопедом с детьми в начале обучения при постановке звуков. Это значительно увеличит интенсивность занятий, меньше будет подготовительный этап. Комплексы упражнений для проведения логопедического массажа с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, а также для увеличения интенсивности работы при постановке правильного звукопроизношения. Разработаны комплексы: «Идём в детский сад», «В гостях», «Лепим из пластилина», «Стирка», «Времена года», «Прогулка».

Также данные упражнения помогут при работе с детьми со сложными речевыми диагнозами (ОНР, стёртая форма дизартрии, алалия). Замечено, что дети с диагнозом ОНР в процессе массажа набирают словарь и стремятся сами активнее высказываться.

Дети со стёртой формой дизартрии со сказками гораздо легче переносят массаж, и потом отмечают, что им легче говорить. И звуки ставятся гораздо быстрее.

Все упражнения придуманы лично. Их можно проводить комплексами, а можно варьировать в зависимости от степени речевого дефекта ребёнка и состояния его артикуляционного аппарата.

Данный материал начал составляться после курсов по логопедическому массажу в МИПКРО, и применяется на практике уже в течение 21 года.

Некоторые комплексы уже публиковались на «1 сентября» несколько лет назад.

Методические указания к проведению логопедического массажа

Первые несколько раз весь массаж логопед проводит сам своими руками, а ребёнку рассказывает историю (см. Объяснения детям).
Неприятных ощущений у малыша будет гораздо меньше, если он будет готов к тому, что ёжик (не логопед, а славный ёжик) сейчас заглянет и залезет ему под язычок.

Пусть малыш поцарапает пальчиками стол или собственную коленку, чтобы вспомнить и понять, какие ощущения будут, когда волчонок будет рыть землю.

Когда в садик соберётся медведь, ребёнок уже будет готов к тому, что сейчас интенсивность движений по языку станет иной. И очень будет стараться изобразить именно медведя, когда будет делать себе массаж сам.

Когда логопед делает массаж ребёнку, необходимо проверить наличие рвотного рефлекса у ребёнка, и в зависимости от этого работать на той части языка, где он выражен слабее, постепенно продвигаясь всё глубже к корню.

Надо контролировать:

  • Границу рвотного рефлекса;
  • Степень открывания рта;
  • Интенсивность давления на язык.
  • В то время, когда ребёнок будет делать себе массаж самостоятельно, необходимо контролировать:
  • Достаточное для работы открывание рта;
  • Степень выдвижения языка изо рта;
  • Нахождение рук под платком;
  • Интенсивность давления на язык

Комплекс упражнений логопедического массажа «В гостях»

Объяснения ребенку:

Сегодня к нам в гости на пироги придут твои знакомые и друзья. Пока они собираются, давай готовиться. Будем ставить тесто на пироги. Что кладут в тесто? Да, нальём молока, насыплем муки, положим масло и дрожжи, добавим сахар. И всё это будем очень тщательно перемешивать, будем месить тесто.

Накрой платочком правую руку (если ребёнок левша, то левую). Твой язык – это ком теста. Будем его сильно разминать, месить. Если тесто замесить плохо, то пироги получатся твёрдыми, не вкусными.

Так, тесто мы замесили, теперь будем лепить из него пирожки. Обе руки под платочком, работаем двумя руками. Отрываем от комка теста небольшой кусочек и лепим из него пирожок. Высуни язык очень хорошо, очень сильно и лепи пирожок – сдавливай обеими ладошками язык с двух сторон. Ровный должен получиться пирожок, хорошо его слепи.

Пироги готовы. Друзья идут к тебе. Обе руки под платочек. Вытяни язык изо рта. Хорошая длинная дорожка. Сначала по дорожке бежит… Потом идёт… И последним…

Пришли, сели за стол. Порежем большой пирог на кусочки. Две руки под платочек, левой держим пирог, а правой — ножом режем. Острый нож, хорошо режется пирог. А теперь откусываем маленькие кусочки пирога и едим. Вытяни язык сильно изо рта. Пальцами другой руки отщипывай кусочки.

Поели гости и захотели танцевать. Двумя руками взяли язык с двух сторон и играем на гармошке: растягиваем язык сильно и сильно его сжимаем.

Тили-тили, трали-вали,
На гармошке мы играли,
Мы играли на гармошке
Чтоб плясали ваши ножки.
Сглотни слюнку и отдохни.

А теперь давай посмотрим, каким стал язык. Вытяни его изо рта. Посмотри, какой он красный мягкий, как хорошо ты ему сделал массаж.

К комплексу упражнений «В гостях»

Уточните у ребёнка, видел ли он, как ставят тесто на пироги, как его месят. Если не видел, то следует более подробно рассказать малышу, как это делается. Изобразите рукой (пантомима), как замешивают тесто.

Когда лепим пирожок, пусть малыш несколько раз оторвёт кусочек теста и слепит пирог, сильно несколько раз сдавливая язык с двух сторон.

Во время массажа и самостоятельного массажа обязательно подчёркивайте необходимость интенсивных движений пальцев, сильного сдавливания.

После каждого упражнения предлагаем ребёнку сглотнуть слюну.

На каждую строчку стихотворения сильно растягивать и сжимать язык.

Рамазанова Светлана Михайловна Рамазанова С.М.,
учитель-логопед
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.