Конспект НОД коррекционно-развивающего направления для детей младшего возраста с нарушениями речи на тему «Лев Николаевич Толстой — малышам. Чтение рассказа «Пришла весна». Занятие рекомендуется при освоении детьми младшего возраста лексической темы «Весна», направлено на активизацию речи, развитие словаря, грамматического строя, умения слушать короткий рассказ и отвечать на вопросы по тексту.
НОД коррекционно-развивающего направления для детей младшего возраста с нарушениями речи.
Тема: «Лев Николаевич Толстой — малышам»
Чтение рассказа «Пришла весна»
Коррекционно-образовательные цели:
- Закрепление и расширение активного и пассивного словаря по теме «Весна».
- Уточнение характерных признаков весны.
- Упражнение в объясняющей речи.
- Подготовка детей к пересказу коротких произведений.
Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания, артикуляционной моторики, координации речи с движением, речевого дыхания.
- Знакомство с оттеночным цветом.
- Развитие личностной сферы детей: формирование «Я-концепции» у мальчиков и формирование «Я-концепции» у девочек.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитание любви и интереса к русской литературе, родному языку, природе.
Оборудование:
- книга Л.Н.Толстого «О людях больших и маленьких», портрет Л.Н.Толстого, картина «Потекла вода. Кораблик», голубая ткань (лужа), бумажные кораблики по количеству детей (розовые — для девочек, голубые — для мальчиков), 2 емкости для воды (розовая и голубая). Игрушечные кораблики: пластмассовый, деревянный, бумажный.
Ход НОД:
I часть
1. Сопряженная гимнастика «Семья»:
Этот пальчик – дедушка, (поочередно зажимают пальчики,
Этот пальчик – бабушка, начиная с большого)
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну, а этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (ритмично разжимают-сжимают пальцы обеих рук)
2. Показ портрета Л.Н.Толстого.
3. Чтение рассказа «Пришла весна».
4. Повторное чтение рассказа с показом картины.
5. Вопросы детям:
- Почему потекла вода? (Пришла весна.)
- Что взяли дети? (Дети взяли дощечки.)
- Что сделали дети? (Дети сделали лодочку.)
- Куда пустили лодочку? (Пустили лодочку по воде.)
- Лодочка плыла, а дети? (Дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видели.)
- Куда упали дети? (В лужу упали.)
6. Игра-имитация:
Мальчики показывают, как дети бежали и упали в лужу (координация речи с движениями). Логопед повторяет слова рассказа. Девочки хлопают в ладоши. Затем движения выполняют девочки, а мальчики им аплодируют.
II часть
1. Голосовая гимнастика «Загудел кораблик» (произнесение звука «Ы»: тихо-громко), закрепление понятия «большой-маленький».
2. Речевое упражнение «Какой кораблик?». Дети обследуют игрушечные кораблики визуально и на ощупь, называют из чего – какой (из бумаги – бумажный, из дерева – деревянный, из пластмассы – пластмассовый).
3. Мальчики запускают бумажные кораблики голубого цвета в емкости соответствующего цвета. Девочки запускают кораблики розового цвета в розовые емкости.
Логопед комментирует действия детей.
Итог занятия.
Поощрение детей.
Шепило Ольга Борисовна,
учитель-логопед,
МБДОУ №181
города Ростова-на-Дону