Краткая аннотация: Я ежегодно изготавливала кормушки и кормила птиц в течение всей зимы. А в прошлом году мне в голову пришла идея привлечь к этому полезному делу малышей, и подготовила цикл занятий в рамках данной темы. Вашему вниманию представлен конспект итогового открытого занятия «Птичья столовая». Цель занятия — закрепление словаря по теме: «Зимующие птицы».
Занятие по развитию речи с детьми 3-4-го года жизни.
Тема: «Птичья столовая»
Цель: Закрепление словаря по теме: «Зимующие птицы».
Задачи:
1. Закреплять словарь по теме: «Зимующие птицы».
1. Учить отгадывать загадки.
3. Развивать слуховое внимание.
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Воспитывать доброе, чуткое отношение к птицам.
Оборудование:
Берёзовые ветки в вазе; нарисованные птицы (снегирь, воробей, синичка); голоса птиц; планшет; поднос с мисочками, наполненными семечками, хлебными крошками, морковкой, сухой травой; кормушки; вывески с текстами: 1. «Мимо не проходите! Птичек угостите! Дайте семечек, пшена: для красавца снегиря, для синички- невелички, озорного воробья», 2. «Птичья столовая»; красочная картинка с изображением снегиря; новогодние шарики на атласных ленточках.
Словарь:
Предметный: птички, снегирь, синичка, воробей, кормушка, семечки, крошки, столовая, морковка, трава, дно, крыша, верёвочка.
Глагольный: поёт, чирикает, свистит, прилетят, кормить, едят, кушают, клюют, повесить, насыпать, угостить.
Качественный: хлебные, красивые, птичья.
Ход занятия
*1 часть занятия проводится в кабинете дефектолога*
1. Вводная часть. Сюрпризный момент.
Дети заходят в кабинет. На детском столике стоит ваза с берёзовыми ветками, а на ней нарисованные птицы: воробей, синица, снегирь. Ваза закрыта полупрозрачной тканью.
- У нас сегодня гости – птички. Они спрятались на ветке. Чтобы узнать, какие это птицы, надо отгадать про них загадки.
2. Отгадывание загадок.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь – это ………(снегири).
Синяя косынка,
Тёмненькая спинка.
Маленькая птичка.
Звать её ……….(синичка).
Чик – чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей).
*По мере отгадывания открываются изображения птиц*
3. Игра «Узнай по голосам».
(Узнавание птиц по голосам).
- А теперь послушайте и скажите, чей голос звучит? На ноутбуке включается запись голосов воробья, синицы, снегиря по очереди, а дети называют, чей это голос, и на экране появляется фото соответствующей птицы. После прослушивания и называния птиц дети имитируют их голоса по заданию педагога:
- Как поёт синичка? (Тень — тень).
- Как чирикает воробей? (Чик – чирик).
- Как свистит снегирь? (Фью – фью).
4. Игра: «Подберём корм для птиц».
- Зимой птичкам холодно. Чтобы согреться, им нужно много кушать. А где птицы возьмут еду? Везде снег, зёрнышек не найдёшь, комаров и мух зимой нет. Поэтому надо зимой птичкам помогать, давать им разную птичью еду.
- Давайте выберем корм для птиц.
Детям предлагается выбрать корм для птиц из нескольких вариантов. На стол выставляется поднос с мисочками: с семечками, с хлебными крошками, с морковкой, с сухой травой.
5. Беседа.
- Мы подобрали с вами корм для птиц. А куда мы его положим? (В кормушку).
Детям предлагается вспомнить, из каких частей состоит кормушка (дно, крыша, верёвка) и назначение каждой части (дно – это место, куда кладут корм; крыша – защита от снега; за верёвку кормушку прикрепляют к дереву).
Сегодня мы с вами откроем столовую для птичек. Для этого мы выйдем на улицу, повешаем кормушки и насыплем туда птичью еду.
*2 часть занятия проводится на улице*
6. Открытие «Птичьей столовой».
Дети подводятся к дереву, которое заранее подготовлено к открытию «Птичьей столовой»:
На ствол прикреплены:
- вывески:
1. «Мимо не проходите!
Птичек угостите!
Дайте семечек, пшена:
для красавца снегиря, для синички-
невелички,
озорного воробья!».
7. «Птичья столовая».
- красочная картинка с изображением снегиря.
На ветках развешаны маленькие серебристые шарики.
- Посмотрите, как красиво украшено дерево.
- Что это? (Шарики).
- А здесь написано (читается текст).
- Дерево такое красивое, чтобы нашим друзьям — птичкам было приятно к нам прилетать. Сейчас мы повесим кормушки.
- Как вы думаете, что мы сейчас с вами сделаем? (будем насыпать семечки, хлебные крошки).
- Кто прилетит на наши кормушки? (Воробьи, синички, снегири).
- Что будут делать птички? (Варианты ответов: клевать, есть, кушать).
8. Рассказывание отрывка из стихотворения
З. Александровой «Мы столовую открыли».
(Совместное рассказывание стихотворения с дефектологом).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
9. Итог занятия.
- Сегодня мы с вами сделали доброе дело: мы открыли «Столовую для птиц». Теперь птички не замёрзнут, будут сытыми, будут петь нам свои песенки и нас веселить. Молодцы, ребята!
- Смотрите, на ветке спрятан красивый мешочек. Что это? Наверное, птички оставили вам подарок.
Хохлюк Н.Ю.,
учитель-дефектолог высшей категории