Краткая аннотация: данное фронтальное логопедическое занятие по теме: «Звук [Ш]. Буквы: Ш, ш» проводилось в старшей группе компенсирующей направленности (дети с ОНР). При составлении занятия упор делался на развитие у детей фонетико-фонематической стороны речи. Данное занятие будет полезно как логопедам, так и воспитателям ДОУ.
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Звук [Ш]. Буквы: Ш, ш»
Цель: Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуком «Ш».
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- познакомить детей со звуком [Ш] и развивать умение характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам;
- познакомить с буквой Ш. Коррекционно – развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- развивать фонематические процессы;
- упражнять в анализе слогов, слов и предложений.
Коррекционно — воспитательная:
- воспитывать у детей самоконтроль за звуком [Ш].
Оборудование:
- зеркала, картинки для звукоподражания; кукла Маша, предметные картинки, в названии которых присутствует звук [Ш]; буква Ш. Картинки для артикуляционной гимнастики. Звуковая линейка, фишки – символы звука. План-схема для анализа артикуляции звука.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед проговаривает чистоговорку:
В камышах шушукались крошечные мыши.
Шустрый жук шипел на них:
«Тише, мыши, тише!»
2. Объявление темы занятия.
Логопед:
«Какой звук чаще всего вы слышали в чистоговорке?» … «Правильно звук [Ш]. Тема нашего занятия: звук [Ш]. Буква: Ш»
3. Артикуляционная гимнастика.
«Бублик»: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд.
«Блинчик»: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Считаем до 10.
«Вкусное варенье»: рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения.
«Чашечка»: расслабить язык внутри ротовой полости, края приподнять и удерживать под счет до 10. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать.
4. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед выставляет на доску картинки: змейка, гусь: Кто это? Как шипит змея? Как шипит гусь? (ш-ш-ш)
Произнесение изолированного звука Ш с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Наблюдение за положением артикуляции в зеркале. Звук Ш — согласный, глухой, всегда твердый, обозначаем фишкой синего цвета.
5. Связь звука и буквы.
Рассматривание буквы Ш.
Буква Ш, как гребешок. Куклу причеши, дружок! Три зубца рядочком ставим И внизу соединяем. 6. Развитие фонематического слуха. Помогаем Маше выбрать предметы, в названии которых есть звук [Ш].
7. Физминутка «Гриша шел»
Гриша шел — шел — шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два — грибок, (Наклоны вперед.)
Три — грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте.)
8. Закрепление звука в слогах.
Звуковой анализ слогов АШ, ША. Логопед выкладывает схемы слогов на доске, а дети говорят, какая из схем к какому слогу подходит.
9. Закрепление звука в словах.
Логопед вывешивает на доске картинки, в названии которых есть звук Ш. Дети должны разложить эти картинки на 3 группы: звук Ш в начале слова, в середине слова и в конце слова (используется звуковая линейка и фишка-символ звука). После этого слова делятся на слоги.
10. Закрепление звука в предложениях.
Дидактическая игра «Путаница»:
- Мышка поймала кошку.
– Шапка вяжет бабушку.
- Шарик надувает Мишу.
10. Закрепление звука в тексте.
Выделение слов со звуком Ш из текста.
Маша шьёт штанишки
Плюшевому мишке.
У плюшевого мишки
Будут новые штанишки.
11. Итог занятия.
- с каким новым звуком сегодня познакомились? -вспомните и назовите слова со звуком Ш.
Анна Николаевна Лебедева,
учитель-логопед