Логопедическая работа над усвоением интонационных структур начинается с самой простой интонации - повествовательной.
Затем осуществляется переход к вопросительной и восклицательной интонации.
На последнем, заключительном этапе, проводится работа по различению всех трех типов.
Усвоение интонационных рисунков в речи проходит последовательные этапы:
1 этап: уточняются голосовые средства изучаемой интонации.
2 этап: называются способы ее обозначения.
3 этап: нужная интонация выделяется последовательно из ряда предложений, из прозаического и стихотворного текста.
4 этап: отработка изучаемой интонации в экспрессивной речи. Сначала — сопряженное произнесение вместе с логопедом, затем — отраженное произнесение вслед за логопедом, и, наконец, самостоятельное воспроизведение нужной интонации.
Логопедическая работа над повествовательным предложением начинается с уточнения голосовых средств повествовательной интонации. Отмечается, что в конце высказывания голос сильно понижается. «Когда мы что-то кому-то сообщаем, мы говорим спокойно, чуть-чуть понижая голос в конце фразы». Для наглядности фраза с повествовательной интонацией обозначается утвердительным жестом рукой, идущей сверху вниз.
Детям предлагается для анализа предложение, которое произносится с повествовательной интонацией. Дошкольники внимательно слушают и стараются определить, что выражает услышанная фраза (обычное сообщение о чем-либо, восклицание или вопрос).
Для обозначения повествовательной интонации используется сигнальная карточка — точка. Логопед рассказывает, что на письме в конце повествовательного предложения ставится точка.
Затем логопед упражняет детей в выделении повествовательных предложений. Предлагаются предложения, различные по структуре: простое нераспространенное, простое с дополнением, простое двусоставное с обстоятельством времени, места. Дошкольники должны постараться выделить повествовательное предложение и показать сигнальную карточку — точку.
На следующем этапе дети учатся выделять повествовательное предложение из текста. Логопед выразительно читает текст целиком, выделяя интонационно мелодический рисунок в каждом предложении. Затем текст читается повторно, а после каждого предложения делается небольшая пауза, чтобы дети успели определить его интонацию. Если услышано повествовательное предложение, то детьми поднимается сигнальная карточка.
Можно использовать и другой прием — выкладывать разноцветные фишки по количеству услышанных предложений и по их интонационному рисунку.
На заключительном этапе дети отрабатывают интонацию повествовательного предложения в экспрессивной речи.
Логопед начинает с простых нераспространенных предложений, начинающихся с указательного местоимения «Это». Подбираются предложения с разной ритмической структурой — ударение на первом, среднем и последнем слогах. Обращается внимание дошкольников на то, что голос в конце предложения понижается. Сначала дети проговаривают фразы вместе с логопедом, затем — отраженно и самостоятельно.
Далее логопедическая работа над повествовательным предложением проходит на основе стихотворных текстов, пересказов коротких прозаических текстов и, наконец, в связных высказываниях.
Естественно, все эти логопедические упражнения направлены и на развитие активного словаря. Параллельно развивается умение детей конструировать сначала простые, а затем и более сложные связные синтаксические структуры.
Учитель-логопед
Семенова Елена Генриховна,
г. Москва