В последние годы стремительно растёт количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью. Вот уже на протяжении 17 лет я работаю учителем-логопедом в МОБУ «Саракташская СОШ №1». Все эти годы в нашей школе действует система коррекционно-развивающего обучения. Практически все обучающиеся, имеющие задержку психического развития или интеллектуальную недостаточность посещали логопедические или коррекционно-развивающие занятия, а по необходимости – и то, и другое.
Направления работы
Свою работу с детьми, занимающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида и специальной (коррекционной) программе VIII вида, как учитель-логопед веду по трем направлениям:
1. Коррекция нарушений звукопроизношения (эти занятия посещают только те дети, у которых имеются дефекты звукопроизношения).
2. Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи:
- нарушения лексики;
- нарушения грамматического строя речи;
- нарушения словоизменения и словообразования;
- нарушения связной речи.
3. Коррекция нарушения чтения и письма.
Занятия с детьми
С детьми, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида ежегодно в начальной школе провожу коррекционно-развивающие занятия. Такие занятия входят в учебный план (если это специально сформированный класс, где все дети обучаются по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида). Если же дети обучаются интегрированно, то на логопедические и коррекционно — развивающие занятия они приглашаются индивидуально или подгруппами перед уроками (2-я смена) или после уроков (1-я смена).
В процессе логопедической работы предусмотрены индивидуальные занятия. Коррекция нарушений устной речи проводится на индивидуальных или подгрупповых занятиях. Продолжительность индивидуальных занятий — 20 минут, групповых – 40 минут.
Логопедическая работа с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида занимает важное место в системе развивающей работы. Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи.
Особенности работы с учащимися, имеющими речевые отклонения
Учитель-логопед и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями.
При этом необходимы:
- учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
- учет возрастных особенностей детей;
- предъявление программных требований к обучающимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;
- осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
- закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;
- придание обучению воспитывающего характера;
- всестороннее развитие личности учащегося.
Как показывает практика, подобные требования способствуют повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала данными детьми.
Для своевременного предупреждения, выявления нарушений письма периодически провожу анализ письменных работ детей и обращаю внимание учителя на ошибки, обусловленные речевыми отклонениями, которые следует отличать от простых грамматических ошибок.
Цели работы при ЗПР
Цели коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками, имеющими задержку психического развития:
- Активизация познавательной деятельности обучающихся.
- Повышение уровня их умственного развития.
- Коррекция специфических нарушений письменной речи (чтения и письма).
- Развитие различных видов мышления.
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Планирование работы
Занятия с детьми, обучающимися по специальной (коррекционной) программе VIII вида вот уже на протяжении нескольких лет проходят по курсу «Логопедическая коррекция». Эти занятия введены в учебный план и в расписание. В этом году занятия проходят с обучающимися 5- x — 8-x классов 1 раз в неделю, прошлые годы – 2 раза в неделю. В начале учебного года провожу логопедическое обследование детей с целью определения структуры и степени выраженности речевых нарушений.
Затем разрабатываю календарно-тематическое планирование и рабочую программу с учётом возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей. Эти занятия направлены на развитие устной и письменной речи. Работаю на занятиях над обогащением у ребят активного словарного запаса, над грамматическим строем речи (учимся конструировать распространённые предложения), а также устраняем дисграфические (специфические ошибки на письме) и дислексические (специфические ошибки при чтении).
Одна из главных задач, стоящих передо мной — правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма и чтения, поскольку от этого зависят методы и продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения. Логопед не дублер учителя и не репетитор. Выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, я должна создать платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению детьми материала по русскому языку в целом.
Взаимодействие логопеда с педагогами
Чтобы работа учителя-логопеда стала более эффективной, мне необходима тесная связь с учителями начальных классов. Все мы стремимся к общей цели — дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый обучающийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Моя задача, как учителя — логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
В целях пропаганды логопедических знаний провожу индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи обучающихся. Неоднократно выступала на семинарах, курсах базового повышения квалификации для учителей начальных классов, воспитателей МДОБУ, учителей, работающих с детьми, имеющими задержку психического развития и интеллектуальную недостаточность. Периодически информирую учителей школы о специфике и содержании логопедической работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получаю информацию об их успеваемости (в течение учебного года).
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителей начальной школы осуществляется также на совместных методических объединениях, совещаниях, где решаются разнообразные организационные вопросы, изучается передовой опыт. Также вхожу в состав школьного ПМП консилиума и творческой группы педагогов системы КРО.
Дети с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью нуждаются в коррекции психических процессов: внимания, памяти, мышления. Поэтому работу с этими детьми осуществляю совместно с педагогом-психологом, который проводит индивидуально – групповые занятия с детьми. Также сотрудничаю с социальным педагогом и фельдшером школы.
Взаимодействие логопеда с родителями
Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и школы. Огромное значение в работе учителя-логопеда с родителями и учителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система взаимодействия.
Дети — логопаты нуждаются в постоянной помощи. Посильную помощь могут оказать родители. Поэтому одним из направлений моей деятельности является работа с родителями, самой эффективной формой работы считаю индивидуальную. Её чаще всего я использую в работе. Также по необходимости выступаю на родительских собраниях в школе и детских садах.
Использую в своей работе и здоровьесберегающие технологии: через дозированную нагрузку на занятии, своевременные двигательные разминки, смену видов деятельности.
Таким образом, взаимодействуя с учителями, специалистами школы и родителями осуществляю логопедическое сопровождение детей, обучающихся по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида и специальной (коррекционной) программы VIII вида в условиях общеобразовательной школы.
Лапина Елена Викторовна,
учитель-логопед,
МОБУ «Саракташская СОШ №1»,
Оренбургская область,
посёлок Саракташ