Среди детей, относящихся к категории обучающихся с недоразвитием или нарушением речи различной этиологии и степени выраженности, особую группу представляют двуязычные дети.
Проект «Мой второй язык»
для учащихся 1 класса (дети-билингвы)
Проблема обучения детей с нарушением речи, овладевающих русским языком как вторым, становится все более актуальной в связи с расширением культурно-экономических контактов между народами, притоком иммигрантов, беженцев, переселенцев и переездами населения. Растёт число смешанных браков, в которых родители говорят на разных языках.
У логопедов, работающих в общеобразовательных учреждениях, возникают трудности в организации коррекционно-развивающего процесса, в дифференциальной диагностике речевых нарушений, в выборе методических приемов коррекции речи детей, воспитывающихся в условиях двуязычия.
В Югре, мультикультурном и мультилингвальном регионе в школе, на улице, в магазине можно услышать многоязычную речь.
Но преподавание в образовательных учреждениях ведётся на русском языке и дети должны в полной мере овладеть государственным языком, языком межнационального общения.
В связи с этим на логопункте нашего МБОУ разработан коррекционно-логопедический проект, при реализации которого создаются ситуации так называемого учебного билингвизма, когда происходит целенаправленное обучение второму (неродному) языку под руководством учителя-логопеда с использованием специальных методов и приемов.
В проекте «Мой второй язык» представлены подробные конспекты занятий по основным лексико-грамматическим темам и домашние задания по рекомендации учителя-логопеда.
Вниманию читателей предлагается конспект одного из занятий.
Тема «Школа и школьные принадлежности»
Программное содержание |
Ход занятия |
Цель: Развить лексико-грамматический строй речи, расширить и систематизировать знания и представления об окружающей действительности.Задачи:
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме «Школа и школьные принадлежности», инд. зеркала, Аудиозапись песни «Чему учат в школе», простые карандаши, листы бумаги в клетку, графические упражнения, цифры, азбука, школьные принадлежности, игрушки, Буратино, геометрические фигуры.
|
1.Мотивация.Звучит песня «Чему учат в школе?», появляется Буратино (кукла), в руках держит Азбуку.
2.Артикуляционная гимнастика «Азбука» Цель: развитие орального праксиса и фонематического слуха 3.Дидактическая игра «Сосчитай-ка» Цель: упражнять в количественном и порядковом счёте в пределах 10. 4.Динамическая пауза «Кто самый внимательный?» Цель: развитие зрительного внимания. 5 – хлопать в ладоши от радости 2 – топать ногами от огорчения 5.Дидактическая игра «Весёлый счёт» Цель: упражнять детей в прямом и обратном счёте до 10, образование числительных. Цифровой рад с «окошками». 6.Дидактическая игра «Узнай фигуру и расскажи о ней» Цель: образование качественных прилагательных и превосходной степени прилагательных (большой, больше, самый большой). 7.Пластический этюд Покажи: - с каким настроением идёшь в школу 1 сентября. 8.Дидактическая игра «Собери портфель» Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация номинативного словаря по теме «Школьные принадлежности», классификация предметов. 9.Рассказ по сюжетной картинке «Идём в школу» 10. Упражнения для развития речевого дыхания и голоса «Ура-ура-ура» — перемена. 11.Дидактическая игра «Хлопни в ладоши, если услышишь школьное слово» Цель: развитие слухового внимания, классификация предметов, активизация и пополнение словаря, развитие общей моторики. 12. Логоритмическое упражнение Прозвенел звонок у нас, 13.Графический диктант Цель: развитие мелкой моторики, ориентировка на листе бумаги, закрепить умение правильно держать карандаш, развитие слухового внимания и логического мышления. 14.Рефлексия 15.Домашнее задание Скопировать графический рисунок и фразу, написанную письменными буквами. |
Павлюк Елена Николаевна,
учитель-логопед,
МБОУ «Фёдоровская СОШ №1»,
пгт. Фёдоровский,
Сургутский район, ХМАО-Югра