Работа над словарными словами на логопедических занятиях с детьми, страдающими нарушениями письменной речи

Данная статья адресована, прежде всего, учителям-логопедам, работающим в начальной школе, но я надеюсь, что она будет полезна и родителям, и учителям начальной школы.

Речь пойдет о способах работы над словарными словами с детьми-дисграфиками.

Изучению причин и механизмов различных видов дисграфий посвящено большое количество работ зарубежных и отечественных авторов. Дети-дисграфики с большим трудом запоминают правильное написание словарных слов. Это во многом связано с недостаточной внимательностью, а также с проблемами запоминания.

Таким образом, при работе над словарными словами, учитель-логопед ставит перед собой сразу несколько задач.

Первая задача – преодоление базисного (первичного) дефекта, того патологического механизма, мешающего нормальному освоению письменной речи.

Вторая задача – выявление индивидуальных особенностей запоминания конкретного учебного материала и проблем, связанных с сосредоточением и самоконтролем.

В этой статье я бы хотела поделиться своими практическими наработками в сфере коррекции дисграфических ошибок в ракурсе проблемы запоминания словарных слов.

Виды работ над словарными словами.

1. «Мэмо»

Это игра-задание для развития зрительной памяти, материалом в которой служат словарные слова.

Материал: 5 карточек, на каждой – 1 словарное слово, напечатанное или написанное крупным шрифтом.

Ход игры:

Ученику предлагаются разложить на столе 5 карточек со словами, которые надо прочитать и запомнить. Затем карточки переворачиваются, считаем вслух до 10. После этого ребенок указывает на конкретную карточку, называет ее и переворачивает. Если все карточки названы правильно – задание усложняется путем увеличения количества карточек. Сложность и объем материала зависит от возраста ученика и специфики его ошибок. Если у ребенка имеются большие трудности с чтением – лучше начинать с 2 — 3 слов, постепенно модифицируя материал задания и его количество.

Слова для запоминания можно подобрать по ассоциативному признаку, по темам. Это могут быть названия городов, животных, профессий и т.д. Ребенок может предложить свою тему или ассоциацию, и подобрать слова для игры самостоятельно.

2. «Кроссворды»

Материал: тетрадь в клетку, простой карандаш, ластик, ручка.

Выполнение:

Логопед «загадывает» слово — рисует в тетради несколько квадратов подряд — длиною в загаданное слово и вписывает первую и последнюю букву. Ученик должен отгадать слово, вписать его карандашом, затем ручкой. Дети с удовольствием выполняют задания такого рода, поэтому я использую его как поощрение в конце занятия.

3. Это задание – сочетание двух предыдущих, «Мэмо» и «Кроссворды».

Материал: тот же, что для двух предыдущих заданий.

Выполнение:

Ученику предлагается 5 карточек со словарными словами разной длины. Первая часть задания – это игра «Мэмо», вторая – вписывание этих слов по буквам в заранее заготовленные логопедом квадраты. (1 квадрат – 1 буква, 1 квадрат – 4 клеточки) Ребенок должен определить, сколько букв в каждом слове и вписать их в соответствующие «заготовки».

Это задание можно усложнить, предложив ученикам составить кроссворд из заданных слов.

Методические рекомендации.

При работе над словарными словами с детьми, страдающими различными видами дисграфий, я советую придерживаться позитивного настроя и определенного темпа. В начале занятий для каждого ученика строится свой алгоритм работы. Приходя на следующее занятие, ребенок уже знает, что он должен делать и как. При этом я стараюсь идти «от простого к сложному», постепенно увеличивая объем и сложность заданий.

В дальнейшем, используя изученные словарные слова, дети могут составлять предложения и тексты. Но перед этим, я рекомендую уделить как можно больше времени работе на уровне слова. При чтении словарных слов на карточках, я приучаю детей утрированно артикулировать гласные. Таким образом мы проговариваем слово «как написано», подключая к запоминанию слухоречевой анализатор. При наличие фонетических дефектов утрированное проговаривание способствует закреплению артикуляционных навыков, то есть автоматизации поставленных звуков.

Малкова Ирина Владимировна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ № 1384,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Использование игровых приёмов в развитии слухового восприятия дошкольников и младших школьников с нарушением слуха Использование игровых приёмов в развитии слухового восприятия дошкольников и младших школьников с нарушением слуха
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.