Самоанализ фронтального логопедического занятия по сюжетной картинке «Снеговик».
Занятие представлено здесь.
Тема занятия соответствовала перспективному плану и программе обучения и воспитания.
Целью занятия являлось составление детьми рассказов о конкретных объектах картины с использованием метафор, представляя их в прошлом, настоящем и будущем времени.
На занятии решались:
1. Образовательные задачи: закрепить знания детей о зиме, ее признаках, зимних развлечениях детей;
2. Развивающие задачи:
- закреплять умение определять состав картины, моделировать его,
- устанавливать взаимосвязи между объектами на картине, моделировать их,
- упражнять в образовании и употреблении относительных и качественных прилагательных,
- согласовывать их с существительными,
- создавать образные характеристики объектов путем составления метафор,
- работать над составлением рассказов о конкретных объектах, представляя их прошлое и будущее,
- работать над четкостью дикции,
- интонационной выразительностью речи,
- развивать внимание, воображение, творческое мышление;
3. Воспитательные задачи: воспитывать умение сопереживать героям картины, понимать их чувства.
Технология построения занятия с точки зрения деятельностного подхода состоит из следующих аспектов.
Занятие проходило в несколько этапов. Положительных психологический настрой был создан в начале занятия, в процессе которого дети приветствовали присутствующих, используя разные формулировки приветствия, что создавало психологическую готовность их заниматься, общаться с педагогом, друг с другом, принять на занятии незнакомых людей.
Вводно–организационный этап содержал загадки зимнего содержания, которые подготовили детей к теме занятия и организовали их произвольное, направленное внимание.
Содержанием мотивационно – побудительного этапа стало создание сюрпризных моментов: появление волшебников Дели, Давай, Отставай и Забегай, проведение игр «Подзорная труба», «Волшебный гость», «Что может быть таким же», «Угадай волшебника», «Как можно назвать». Это создало у детей внутреннюю мотивацию на деятельность. Они участвовали в моделировании связей слов в предложениях с использованием таблицы объектов картины.
На этапе актуализации проходила тренировка мыслительных операций, присутствующих во многих заданиях: например, предлагалось представить, что было раньше с воронами, снеговиком, Машей, Викой, Аней, что с ними случится потом (игра «Что было и что будет?»). Применяя такие приемы, мы развивали умение осмысливать предметы и явления окружающей действительности, учили детей осознавать преобразования объектов во времени.
На этапе получения новых знаний дети закрепляли известные им и знакомились с новыми свойствами и качествами предметов, учились их сравнивать, находили похожие, общие признаки. Дети составляли метафоры, используя карточки с изображениями предметов, имеющих общие качества и признаки. Происходило расширение объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов картины, их связях.
Во время динамической паузы мы продолжали работу по упражнению детей в подборе похожих по определенному признаку объектов, связанных с темой занятия: дети двигались и отвечали на вопросы, составляя метафоры. Они упражнялись в умении работать по образцу, слушать взрослого, выполнять его инструкции.
На этапе практического применения полученных знаний и умений дети составляли рассказ об определенном герое, используя схему рассказа, выполняя определенные инструкции педагога к нему: например, обязательным являлось упомянуть, что было с героем до изображенного на картине, что будет после, а также использование метафор. Дети старались выполнить инструкции, пользовались схемой, формировали навыки самоконтроля при оценке своих рассказов. Они взаимодействовали с другими детьми: помогали, договаривали, дополняли рассказы.
На заключительном этапе занятия прошло обсуждение рассказов, объяснение оценок, данных рассказам в соответствии с выполнением инструкции логопеда. Дети демонстрировали осознание себя как участников творческого процесса, сформированность элементарных навыков самооценки.
Развитию любознательности и активности, заинтересованности и концентрации внимания способствовали яркая и обширная наглядность, сюрпризный момент, встреча с волшебниками, быстрая смена заданий и упражнений, что не давало детям возможности отвлекаться и уставать. Несмотря на насыщенность занятия играми и заданиями, оно продолжалось 30 минут. Использовались здоровьесберегающие методики: смена статичных и динамичных поз, подвижная игра речевого характера, упражнения для коррекции мелкой и общей моторики.
В процессе занятия реализовался принцип индивидуально-дифференцированного подхода на основе интеграции образовательных областей «Познание» (расширение знаний о зимних явлениях), «Коммуникация» (дети упражнялись в речевом общении взаимодействии со сверстниками, логопедом, незнакомыми людьми).
На занятии соблюдался главный принцип деятельностного подхода – принцип психологической комфортности. В результате цель занятия была достигнута, задачи решены.
![]() |
Митина Людмила Алексеевна, |
Давно не видела такого подробного и качественного самоанализа! Очень хорошо разобран и расписан каждый этап занятия. Большое спасибо.
Всеобъемлющий конспект, детальный самоанализ. Огромное спасибо! Есть чему поучиться начинающему специалисту.