В данной работе рассмотрены проблемы своевременного формирования грамматического компонента языковой системы детей с НВОНР (не резко выраженным общим недоразвитием речи). Также представлена система упражнений по совершенствованию грамматического строя речи у дошкольников данной категории.
Логопедические занятия, которые включат в себя систему упражнений по совершенствованию грамматического строя речи оказываются эффективным средством усвоения грамматических средств языка.
Коррекционно-развивающая работа
по совершенствованию грамматического строя речи
старших дошкольников с НВОНР
на логопедических занятиях.
Своевременное формирование грамматического компонента языка ребенка является важнейшим условием для его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей, в проявлении важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмоций.
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении.
Ребенок с нормой речевого развития к школьному возрасту в основном овладевает всей сложной системой практической грамматики.
Дети с НВОНР (нерезко выраженным общим недоразвитием речи) допускают ошибки в согласовании существительных родительного и винительного падежей множественного числа с другими членами предложения, отдельных предлогов.
Особую сложность для детей данной категории представляют конструкции предложений с разными типами придаточных. При их построении ребенок может пропустить или заменить союз.
Стойкими остаются ошибки при употреблении: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами единичности, прилагательных, образованных от существительных и др.
Оптимизация содержания логопедических занятий обеспечивается их комплексностью, когда параллельно реализуются и дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы, а также обеспечивается развитие психических функций.
Опора на игру как на ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных процессов, составляющих психологическую базу речи.
Основываясь на современных представлениях о грамматическом строе речи и его развитии в онтогенезе, а также учитывая структуру дефекта детей с НВОНР разработана система упражнений по формированию грамматического строя речи у данной категории детей.
Были включены различные задания по совершенствованию и закреплению навыков словообразования, словоизменения, синтаксической структуры предложения.
Подобраны игры и упражнения различного содержания с учётом того, чтобы одни и те же грамматические формы в разных упражнениях и играх были представлены по-разному, что способствовало бы закреплению знаний детей, применению ими знаний в любых обстоятельствах.
Направления работы
по формированию и совершенствованию
для детей старшего дошкольного возраста с НВОНР
Умения | Направления работы |
Словообразование | - образование существительных, прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;- образования глаголов с различными приставками;
- образования относительных и притяжательных прилагательных. |
Словоизменение | - образование единственного и множественного числа имен существительных;- образование глаголов прошедшего, настоящего времени;
- согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; - образование и употребление существительных в косвенных падежах. |
Синтаксическая структура предложений | - составление простых предложений вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении;- построения простого предложения с однородными членами. |
Эффективность коррекционных упражнений зависит от соблюдения следующих условий:
- систематическое проведение занятий;
- размещение упражнений в порядке нарастающей сложности;
- подчинённость заданий выбранной темы;
- вариативность упражнений.
Система упражнений по совершенствованию грамматического строя речи составлена в соответствии с перспективным планированием, рассчитана на восемь недель.
Неделя | Лексическая тема | Система упражнений |
1. | Зимующие птицы. | «Назови как можно больше признаков»Цель: согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.
Оборудование: предметные картинки. Логопед предлагает детям посмотреть на каждую птицу. Просит назвать как можно больше характерных для каждой птицы признаков, учитывая ее форму, величину, цвет. Лексический материал: Зимующие птицы: ворона, воробей, синица, снегирь.
«Ласковая девочка» Цель: образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -к-, -чк-. Оборудование: не требуется. Логопед рассказывает детям небольшую сказку: «Давным-давно, в одной деревне жили две девочки. Одна была очень злой — путнику воды не подаст, слова ласкового не скажет. А вторая девочка была доброй. Она всех на свете любила, словом ласковым привечала. Встретит заплутавшего путника, потерявшуюся зверюшку — всех накормит, напоит и словом ласковым одарит». Логопед предлагает детям подумать и сказать, как бы назвала залетевших к ней птиц добрая девочка. Лексический материал:
«Один — много» Цель: образовывать множественное число имен существительных. Оборудование: предметные картинки. Логопед предлагает детям поиграть: будет показывать картинки с изображением птиц, а детям предлагает называть из так, если бы этих птиц было много. Например: утка — утки. Лексический материал:
«Что делает птица!» Цель: образовывать слова с помощью приставок. Чему учится ребенок: образовывать слова с помощью приставок. Оборудование: не требуется. Логопед предлагает детям поиграть: «Я буду называть слова, а вы скажите, что оно обозначает». («Чем одно слово отличается от другого?») Полетела, прилетела, вылетела, залетела, подлетела, улетела, перелетела, слетела. Предложите ребенку пары глаголов, спросите, чем они отличаются.
Для того, чтобы игра была более интересной, логопед может надеть шапочки птиц и попросить детей выполнять движения. Также можно предложить детям угадать и сказать, что делает птица.
«Ответь на вопросы» Цель: закрепить умение отвечать распространенными предложениями. Задание: посмотрите на картинку, ответь на вопросы - Кого ты видишь на картинке? - Что дети делают? И т.д.
|
2. | Дикие и домашние животные. | «Странное животное»Цель: образование притяжательных прилагательных.
Оборудование: предметные картинки. - Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у них всё перепутано: и головы, и хвосты, и уши. Расстроились звери. Разве подходит зайцу волчий хвост, а лисе — заячья голова? - Давайте поможем зверям найти их хвосты, головы и уши. - А это что за странное животное нарисовал художник? Чья у него голова? (Львиная.) Чьё туловище? (Коровье.) Чей хвост? (Петушиный.)
«Чем угостишь» Цель: обучение употреблению имен существительных в творительном падеже. Предлагаем закончить предложения, ответив на вопрос «Чем угостишь?» Медвежонка угощу медом.
«Охотник и пастух» Цель: обучение употреблению имен существительных в форме винительного падежа. Оборудование: предметные картинки. На доске картинки: слева — «охотник», справа «пастух». Внизу под этими картинками картинки с изображениями диких и домашних животных. - Кто изображен на картинках вверху (Охотник, пастух.) - Что делает пастух? (Пастух пасёт домашних животных.) - Что делает охотник? (Охотник охотится на диких животных.) Логопед предлагает детям поставить картинки с изображением домашних и диких животных под соответствующими картинками пастуха и охотника. Затем логопед задаёт вопросы, указывая на картинку с изображением животных. - Пастух пасёт кого? (Корову, козу, овцу, свинью … Коров, коз, овец, свиней … ) - Охотник охотится на кого? (На медведя, зайца, лису, волка … На медведей, зайцев, лис, волков … )
«Кому что дадим?» Цель: обучение употреблению имен существительных в форме дательного падежа. Оборудование: предметные картинки. На доске расставлены картинки с изображением корма для животных (сено, яблоко, орехи, грибы, малина, мёд, косточка, овощи, молоко и др.). На столе – игрушечные животные (корова, лошадь, ёж, белка, медведь, кошка, собака, свинья). В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут её около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?» (Образцы ответов):
«Составь предложение» Цель: составление предложений по разным моделям. Задание: Попробуйте составить такое предложение, в котором будет говориться о том, Кто? Что делает? Что? Например:
|
3. | День защитника отечества. | «Кто такие военные!»Цель: образовывать множественное число имен существительных; употреблять существительные в творительном и родительном падежах; изменять глаголы будущего времени по числам, образовывать существительные с помощью суффиксов.
Оборудование: предметные картинки. Логопед рассказывает детям о празднике — Дне защитника Отечества. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили наши отцы, деды и прадеды. День защитника Отечества — это праздник всех военных. А кто такие военные? Военные — это люди, которые защищают нас, наш народ, нашу страну, наше Отечество, нашу Родину. Мы называем Родиной то место, где мы родились и живем. Когда мы вырастем, то сможем защищать свою Родину. Логопед предлагает детям изменить слова в рассказе так, чтобы вместо слова «мы» звучало «я». («Родной свой край я Родиной зову…») «Кого защищают военные?» (Меня, маму, братика и т. д.) Логопед говорит, что военные имеют разные специальности. Говорит детям, что они сами смогут их назвать, если научатся образовывать новые слова по образцу: танк — танкист, десант —десантник, артиллерия — артиллерист, море — моряк, граница — пограничник, связь — связист, телефон — телефонист. Логопед предлагает детям посмотреть на картинки и показать, где десантник, где моряк, где пограничник, где зенитчики и т. д. Рассказывает, что у моряков особая форма. У матросов бескозырки с ленточками, полосатые тельняшки, матросские воротники. Про пограничника с собакой и десантника попросите ребенка рассказать самостоятельно. Следующее задание: детям предлагается изменить слово так, чтобы оно звучало во множественном числе: моряк — моряки, летчик — летчики, пограничник — пограничники, танкист — танкисты, десантник — десантники. Можно предложить детям ответить на вопрос, кем он будет, когда вырастет. (Моряком, летчиком…) Попросите его посчитать, сколько на картинках нарисовано летчиков, танкистов…
«Отгадай» Цель: согласовывать имена прилагательные с существительными. Оборудование: предметные картинки. Логопед предлагает детям прослушать словосочетания: отважный пограничник; отважная собака; отважные солдаты. Просит их угадать, о ком (или о чем) говорит — отважный …, отважные …. отважная … Затем логопед предлагает детям послушать словосочетания: солдатские сапоги; солдатская каска; солдатский котелок. Предлагает им угадать, о чем говорит: солдатские …, солдатская …, солдатский … Затем можно попросит детей ответить на вопросы: Чья каска? (Солдатская каска) Кто отважный? (Отважный солдат) и т.д.
«Покажи картинку» Цель: учить ребенка правильно употреблять глаголы с разными приставками. Оборудование: сюжетная картинка. Логопед предлагает детям рассмотреть картинку и показать того, кто входит в палатку, выходит из палатки, подходит к палатке, отходит от палатки, обходит палатку. Затем просит рассказать, кто что делает, правильно употребляя глаголы с приставками.
|
4. | Перелетные птицы. | «Назови как можно больше признаков»Цель: согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.
Оборудование: предметные картинки. Логопед предлагает детям посмотреть на каждую птицу. Просит назвать как можно больше характерных для каждой птицы признаков, учитывая ее форму, величину, цвет. Лексический материал: Перелетные птицы: журавль, скворец, ласточка.
«Помоги мне рассказать» Цель: учить правильно подбирать нужные по смыслу приставки под-, при-, пере-. Оборудование: не требуется. Логопед предлагает детям внимательно прослушать рассказ. Просит помочь подобрать нужные по смыслу приставки. «Наступила весна. Пригрело солнышко. Стали возвращаться домой из теплых стран птицы. Первым на дачу (при)…летел скворец. Он (под)…летел в своему скворечнику. Сел на жердочку. И запел радостную весеннюю песенку. Потом вдруг кого-то испугался, взлетел, (пере)…летел через скворечник и (у)…летел куда-то вдаль. Мы стояли расстроенные и огорченные. На следующее утро мы снова увидели скворца, сидящего на скворечнике и распевающего радостную весеннюю песню. Вся семья была рада весеннему гостю!»
«Ласковая девочка» Цель: образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -к-, -чк-. Оборудование: не требуется. Логопед рассказывает детям небольшую сказку: «Давным-давно, в одной деревне жили две девочки. Одна была очень злой — путнику воды не подаст, слова ласкового не скажет. А вторая девочка была доброй. Она всех на свете любила, словом ласковым привечала. Встретит заплутавшего путника, потерявшуюся зверюшку — всех накормит, напоит и словом ласковым одарит». Логопед предлагает детям подумать и сказать, как бы назвала залетевших к ней птиц добрая девочка. Лексический материал:
«Какая это птица!» Цель: согласование имен существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Оснащение: предметные картинки с изображением птиц. Логопед кладет перед детьми картинку, изображающую ту птицу, о которой собирается рассказать. Читает краткий рассказ о внешнем виде птицы. - Начните игру с описания внешнего вида двух контрастных по внешнему виду птиц (трясогузка и журавль). Кладет перед детьми по картинке с изображением птиц. Предлагает им хлопать в ладоши, когда они услышит слово, подходящее описанию той птицы, картинка с изображением которой лежит перед ними. Например: Длинные, как ходули, ноги (журавль), серебристо-серое оперенье (журавль), ослепительно белое оперенье (лебедь)… СОЛОВЕЙ У соловья волшебное пение, да скромное оперенье. Снизу оперенье светло-серое, а спинка — более темная. Грудка и горлышко — белые, а хвост красновато-бурый. Ни одного яркого пятнышка в опереньи! СКВОРЕЦ Довольно крупная и красивая птица. У нее блестящее черное оперенье с красивыми пестринами. Скворец может подражать пению других птиц. Клюв длинный. ЛЕБЕДЬ Прекрасная, гордая птица. Оперенье ослепительно белое. Клюв красный, на лапах — перепонки, чтобы было легче плавать. Плещут крыльями, промывают каждое перышко и кожу под ними. Клювом отжимают перья. ЖУРАВЛИ Длинные ноги, как ходули, длинный клюв. Оперенье серебристо-серое, на голове темная шапочка, украшенная красным пятнышком. Осенью готовятся к отлету в жаркие страны. Журавли курлычут. УТКА Окраска селезня — яркая, нарядная: шея сине-зеленая. Утиная семья ныряет, плавает, поднимает брызги. Смазывают перышки жиром. Смазанное жиром перо надувается воздухом и помогает летать и плавать. С грязными перьями птица не может плавать и летать.
«Один — много» Цель: образовывать множественное число имен существительных. Оборудование: предметные картинки. Логопед предлагает детям поиграть: будет показывать картинки с изображением птиц, а детям предлагает называть из так, если бы этих птиц было много. Например: утка — утки. Лексический материал
«Чье перо!» Цель: образовывать притяжательные прилагательные от имен существительных. Оборудование: не требуется. Логопед просит детей ответить, чье это перо. Рифмовка: Я начну, а ты скажи,
|
5. | Восьмое марта | «Делаю — сделал»Цель: изменения глаголов по временам.
Оборудование: не требуется. Логопед предлагает детям закончить начатую фразу по образцу: Мама стирает белье.— Мама уже … выстирала белье. Лексический материал:
Усложнение возможно за счет увеличения лексического материала.
«Мама печет пироги» Цель: образование имен прилагательных от существительных Оборудование: не требуется. Логопед предлагает детям прослушать рифмовку: Пирогов мы напечем, Логопед рассказывает детям о том, что мама любит печь пироги с разной начинкой. Предлагает помочь и назвать пироги, которые напекла мама к празднику. Например:
Усложнение возможно за счет увеличения лексического материала.
«Отгадай загадку» Цель: развитие абстрактного мышления, отгадывание загадок в винительном падеже. Оборудование: не требуется. Логопед читает загадку, предлагает детям сказать отгадку. Просит рассказать, почему они так решили. Целует, обнимает, Добрая, седая, Доктора не бойтесь, дети! Усложнение возможно за счет увеличения количества загадок о маме, бабушке, женщинах.
«Ответь на вопросы» Цель: учить детей отвечать полным простым предложением. Задание: Посмотри на картинку, ответь на вопросы: (бабушка вяжет) - Кто изображен на картинке? - Что бабушка делает? - Как ты думаешь, что бабушка вяжет?
«Задай вопрос» Цель: учить задавать вопросы по картинке. Задание: Задай мне вопросы по этой картинке. (например: Какие цветы дарит девочка?) Картинка: девочка дарит цветы маме.
|
6. | Профессии. | «Кому что?»Цель: обучение образованию формы дательного падежа имен существительных.
Логопед предлагает закончить начатые предложения. Можно провести это упражнение и в форме игры с мячом. Логопед бросает мяч, и начинаете предложение; ребенок
«Что в магазине?» Цель: дифференциации существительных единственного и множественного числа. Оборудование: игрушечные фрукты и овощи. Ход игры: У взрослого и других детей один предмет, у ребенка («на прилавке магазина») — несколько предметов. Потом меняются. Логопед: «У меня яблоко, а в магазине?» Ребенок (образец ответа): «А в магазине – яблоки.» Логопед: «У меня огурец, а в магазине?» Ребенок (образец ответа): «А в магазине — огурцы.» И т. д. Другой вариант игры: Логопед: «У меня яблоко, а в магазине много … (?)» Ребенок: «А в магазине много яблок.»
«Кто чем работает?» Цель: обучение употреблению имен существительных в форме творительного падежа. Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник, садовник и др.). Логопед просит детей ответить на вопрос: «Кто чем работает?» (Образцы ответов):
«Много» Цель: обучение употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе. Оборудование: предметные картинки Логопед рассматривает картинки вместе с детьми. Просит назвать профессии изображенных людей и показывать их на картинках. Например: «Вот врачи, а это—врач». Если ребенок затрудняется, логопед показывает и называет профессию в единственном числе, а ребенок образует множественное. Материал: Врач—врачи, пожарный — пожарные, капитан — капитаны, почтальон—почтальоны, маляр — маляры, балерина—балерины, художник — художники, шофер — шоферы, летчик—летчики, строитель—строители.
«Кто чем управляет?» Цель: обучение употреблению имен существительных в форме творительного падежа. Оборудование: предметные картинки с изображением различных видов транспорта. На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Кто управляет автобусом, самолетом … ?» Дети должны ответить полным предложением. (Образцы ответов):
«Ответь на вопросы» Цель: учить детей отвечать полным простым предложением. Задание: Посмотрите на картинку, ответь на вопросы: (художник рисует картину) - Кто изображен на картинке? - Что художник делает? - Где художник рисует картину? |
7. | Мебель | «Раз, на даче вечерком»Цель: употреблять в активной речи имена существительные единственного и множественного числа в предложном падеже.
Оборудование: сюжетная картинка. Логопед предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку. Просит детей рассказать о том, кто где сидит. Детям предлагают закончить фразу. Рифмовка: Раз, на даче вечерком Мамочка — … (на стульчике), После логопед предлагает перечислить все предметы мебели, о которых говорится в рифмовке.
«Как я накрывал на стол» Цель: изменение имен существительных по падежам. Оборудование: не требуется. Логопед спрашивает детей: «Чем мама накрывает стол?» (Скатертью) «Кто накрывает скатертью стол у тебя дома?». Логопед читает рифмовку, а детей просит продолжить фразу после многоточия. Рифмовка: Утром в кухню я пришел,
«Назови ласково» Цель: образовывать имена существительные и прилагательные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Оборудование: мяч. Логопед берет мяч, кидает детям по очереди и произносит фразу. Предлагает ребенку вернуть мяч обратно, сказав фразу так, чтобы слово имело уменьшительно-ласкательное значение. Например: «Новый стул – новенький стульчик».
«Один- много» Цель: образование множественное число имен существительных. Оборудование: предметные картинки, изображающие предметы мебели. Логопед складывает картинки в стопку. Дети по очереди берут из стопки картинку и называют изображенный на ней предмет мебели. Логопед просит закончить начатую фразу. Например: «Это стул. В магазине много…(стульев)».
«Составь предложение» Цель: образование предложений из слов. Задание: Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? 1. Кресло, дедушка, сидит. |
8. | Деревья и кустарники. | «Измени слово»Цель: образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: не требуется. Логопед предлагает детям изменять слова по образцу: береза – березка, осина — …(осинка), сосна — …(сосенка), рябина — …(рябинка), липа — …(липушка), ива — …(ивушка), рябина – …(рябинушка), береза — …(березонька).
«Выбери слово» Цель: согласование имен прилагательных с существительными. Оборудование: предметные картинки. Логопед показывает детям картинки. Предлагает выбрать сначала те, про изображения на которых можно сказать «высокая», затем «высокий», потом «высокие» (рябина, дуб, деревья, дерево). Предлагает составвить предложения со словосочетаниями.
«Доскажи словечко» Цель: изменять глаголы настоящего времени по числам. Логопед предлагает детям закончить начатое предложение по образцу: Деревья цветут. Липа цветет. Лексический материал:
Логопед предлагает детям заменить два предложения одним.
«Узнай, о чем я говорю» Цель: учить ребенка угадывать слова по описанию; согласование прилагательных с существительными. Оборудование: предметные картинки. Логопед предлагает детям, глядя на рисунки, догадаться, о каком растении говориться.
Затем детям предлагается самим описать растение.
|
Построение комплексного коррекционного процесса дает успешно сформировать не только грамматический строй языка, но и всю речевую деятельность, также скорегировать отставание всей психической сферы ребенка. Ранняя целенаправленная коррекционная помощь детям с нерезко выраженным общим недоразвитием речи является решающим условием их успешного развития и обучения в дальнейшем.
Вольманова Елена Анатольевна,
МАДОУ №60, г. В. Новгород