Уважаемые коллеги!
С 1 января 2014 г. вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, Закон об образовании РФ, Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 г.г.».
Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет каким должно быть дошкольное образования, Содержание Программы должно обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы (образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ). Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления.
Именно интегративность образования позволяет вносить в содержание образования (за счёт интеграции знаний) усвоение фундаментальных идей и концепций, которые являются основой формирования ценностного отношения к окружающему миру.
Реализацию процесса интеграции не возможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Именно поэтому в дошкольном учреждении, разработано комплексно-тематическое планирование, которое помогает решить задачи интеграции. Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть отлажен как по форме (наличие партнерского общения, понимания интересов и профессиональных задач сторон), так и по содержанию (создание совместных программ для оптимизации развития детей).
Процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства, диалогичности, а также взаимодополняемости и преемственности. Поэтому воспитатели и педагоги должны обмениваться мнениями о формах и содержании совместной работы. Спорные вопросы должны решаться в ходе диалога с желанием понять и принять позиции другой стороны.
В дошкольных образовательных учреждениях с детьми работает сразу несколько специалистов, поэтому проблема взаимодействия всех участников педагогического процесса ДОУ очень актуальна в наше время.
Интегрированный подход к образовательной деятельности возможны двух типов:
- Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель, логопед – физкультурный работник).
- Использование одних специалистов методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музработника и др).
Интеграция участников педагогического процесса ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка является на наш взгляд значимой и необходимой в работе с детьми.
Суть интеграции специалистов и воспитателей ДОУ состоит в воспитании, коррекции и развитии детей, в ее межпредметной и междеятельностной основе.
Наибольший эффект интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система взаимодействия всех специалистов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей.
Рассмотрим интеграцию на примере взаимодействия специалистов при коррекции речи в условиях ДОУ.
Главная цель взаимодействия специалистов – повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ.
Все чаще дети, зачисленные на логопункт, нуждаются не только в коррекции речевых нарушений, но также и в развитии интеллектуальных способностей и личностных качеств. Однако времени на проведение полноценной коррекционно-развивающей работы недостаточно. Поэтому взаимодействие с психологом считаю неотъемлемой частью своей коррекционной работы.
Основными направлениями работы психолога взаимодействия являются:
- Развитие познавательной сферы.
- Развитие личностных качеств, эмоционально – волевой сферы.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Формирование произвольности (умение планировать свою деятельность).
У детей, имеющих речевые нарушения, наблюдаются недостаточное развитие общей и мелкой моторики, двигательной активности, быстрая утомляемость. Поэтому взаимосвязь логопеда и инструктора по физической культуре также необходима.
Инструктор в ходе непосредственной образовательной деятельности включает игры по профилактике речевых нарушений.
С целью развития основных движений, мелких мышц руки, слухового восприятия, двигательной памяти, музыкального слуха, воспитания чувства музыкального ритма а также развития основных компонентов звуковой культуры речи (интонации, ритмико – мелодической стороны).
Музыкальный руководитель включает в занятия специально подобранные упражнения:
- хороводы,
- игры с пением,
- шумовые оркестры.
- музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания,
- ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве,
- упражнения на различение музыкальных звуков по высоте,
- распевки, на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях,
- этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.
Выделены основные этапы взаимодействия специалистов при построении коррекционно – образовательного процесса в ДОУ.
Этапы | Основное содержание | Результат |
Подготовительно-ознакомительный | Первичная психологическая, педагогическая и логопедическая диагностики детей, обследование физического развития и музыкальных способностей.Заполнение индивидуальных карт развития детей.Организация и проведение ПМП консилиума. | Создание индивидуальных коррекционных маршрутов помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье.Разработка программ подгрупповой и индивидуальной работы с детьми.Проектирование программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей. |
Основной | Решение задач, заложенных в индивидуальных и подгрупповых коррекционных программ.Осуществление логопедического мониторинга.Корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса. | Устранение у детей отклонений в речевом, психическом развитии, повышение уровня физических и музыкальных способностей. |
Заключительный | Оценка результативности коррекционной работы с детьми. Определение коррекционно-образовательных перспектив выпускников ДОУ. | Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком.Изменение характера коррекционной работы или корректировка ндивидуальных и подгрупповых маршрутов. |
Так же можно выделить следующие формы интегративного процесса: совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и т. д.
Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников.
Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности
В своей педагогической деятельности, мы реализовали проект «Волшебный мир театра».
Проект: краткосрочный, групповой, творческий.
Целью проекта было: внедрение в логопедическую работу театрализованных игр, как средство всестороннего развития речи детей.
В ходе реализации проекта мы провели:
- Беседа «Что такое театр? Какой бывает театр?»
- Беседа – рассуждение «Что такое сказки?»
- Сюжетно – ролевая игра «Мы играем в театр»
- Чтение сказки Сутеева В. «Кто сказал мяу?»
- Презентация «Кто такой Владимир Сутеев, что он написал» Рассматривание иллюстраций Сутеева.
- Проигрывание этюдов «Важный петух; Пугливая мышка; Злая собака; Сердитая кашка» Игра (пантомима) «Угадай кто я?». Пересказ сказки по опорным картинкам.
- Лепка героев сказки. Диалоги с использованием самостоятельно изготовленных фигурок. Примерные темы: «Знакомство. Расскажи какой ты?», «Твоя любимая игра»
- Изготовление декораций и атрибутов для постановки спектакля. Распределение ролей.
- Презентация проекта: Драматизация сказки «Кто сказал мяу?»
Результатом работы над проектом стало:
- Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
- Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
- Развитие диалогической и монологической речи.
- Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.
Сегодня в дошкольном учреждениях, в том или ином виде, осуществляется деятельность по взаимодействию всех участников образовательного процессы. Используются традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной информации, проводятся специальные педагогические советы, разнообразные мероприятия и т.д. Современными исследователями дошкольного образования разработаны и апробированы формы, методы, определено содержание деятельности по взаимодействию.
Поэтому перед педагогическим коллективом можно поставить следующие задачи:
- формирование единого понимания целей и задач сотрудничества с родителями воспитанников, их соотнесение с личными целями;
- развитие ответственного отношения к педагогической деятельности, формирование профессиональной позиции и самооценки;
- формирование умений построения успешных коммуникаций, улучшения психологического климата в коллективе;
- повышение мотивации и стремления к командному взаимодействию;
- профилактика профессионального выгорания
Только выполнение педагогами этих задач, целенаправленная, систематическая работа позволит достичь результатов в интеграции деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Следует отметить, что организованное таким образом взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса позволит обеспечить положительную динамику развития ребенка.
![]() |
Еремеева Н.В., учитель-логопед |