Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
На начальном этапе работы проводятся нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем — закрепление словоизменения в связной речи.
Программа формирования словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Формирование словоизменения существительных.
1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа:
— формы множественного числа с окончаниями -ы, -и, -а, -йа.
2. Формирование беспредложных конструкций существительных единственного числа:
- винительный падеж;
- родительный падеж;
- дательный падеж;
- творительный падеж.
3.Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.
4.Закрепление беспредложных форм множественного числа:
- дательный падеж;
- творительный падеж;
- родительный падеж;
- винительный падеж.
5. Предложно-падежные конструкции множественного числа.
Формирование словоизменения существительных
1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.
Закрепление формы множественного числа проводится в такой последовательности:
- с окончанием -ы (стол — столы);
- с окончанием -и (мяч — мячи);
- с окончанием -а (дом — дома);
- с окончанием -йа (стул — стулья).
Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа проводится на основе игры «Один — много». В этой игре ребенок должен обязательно сопровождать речь жестом.
- Это рот, а это … (рты).
- Это ухо, а это … (уши).
- Это пень, а это … (пни).
- Это лев, а это … (львы).
- Это брат, а это … (братья).
- Это дом, а это … (дома).
2. Формирование беспредложных конструкций существительных единственного числа.
С учетом появления косвенных падежей существительных в онтогенезе рекомендуется такая последовательность: именительный, винительный, родительный, дательный, творительный падежи.
В процессе работы с существительными в именительном падеже следует обратить внимание на дифференциацию значений одушевленности — неодушевленности. Одни слова могут называть живые предметы и поэтому к этим словам ставится вопрос: Кто? Другие слова обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос: Что?
Игра «Живые — неживые слова»
Детям предлагается поставить к предметным картинкам соответствующий вопрос.
Что? (Солнце, цветок, ручей…)
Кто? (Ежик, дедушка, бабушка…)
Игра «Кто? Что?»
Стоит кто? (Мальчик, бабушка, мама, корова.)
Стоит что? (Деревня, дом, дерево.)
Игра «Будь внимателен» — для образования форм винительного падежа
Гладил что? (Юбку.)
Гладил кого? (Котенка.)
Мыл что? (Руки.)
Мыл кого? (Щенка.)
В работе над формами родительного падежа рекомендуется такая последовательность:
- существительные м.р. с окончанием -а, -я (мяча, моста, карандаша, стола);
- существительные ср.р. с окончанием -а,-я (яйца, кольца, ведра);
- существительные ж.р. с окончанием -и,-ы (луны, парты, девочки).
Игра «Нет кого?»
Детям предлагается отвечать на вопросы, употребляя существительные в родительном падеже.
Хозяйка кормила кого? (Щенка, котенка, утенка…)
В лесу волк напугал кого? (Ежа, лисицу, зайца…)
При формировании системы словоизменения существительных дательного падежа рекомендуется такая последовательность:
- существительные м.р. с окончанием -у, -ю (ежу, петуху, коню);
- существительные ср.р. с окончанием -у, -ю (окну, ведру, кольцу);
- существительные м.р. с окончанием -е и ж.р. с окончанием -а, -я (лисе, козе, пчеле).
Игра «Бюро находок»
Кому дать лисью шубу? Гриву и хвост? Пятна и клыки? Рога и копыта?
Наиболее продуктивным окончанием творительного падежа является -ом, окончание -ой появляется позже, поэтому существует такая последовательность:
- существительные м.р. с окончанием -ом, -ем (ключом, ножом, топором, зноем);
- существительные ср.р. с окончанием -ом, -ем (яйцом, кольцом, солнцем);
- существительные м.р. с окончанием -а, -я в в.п. и ж.р. с окончанием -ой, -ей (пилой, косой, лапой, тучей);
- существительные ж.р. с окончанием -ъю (дверью, тетрадью, кроватью).
Игра «Чем я могу помочь?»
Я могу пилить чем? (Пилой.)
Ем котлеты чем? (Вилкой.)
Рисую чем? (Карандашом.)
Вещи я глажу чем? (Утюгом.)
3. Овладение предложно-падежными конструкциями существительных единственного числа.
Винительный падеж
Игра «Закончи предложение»
Продавец встал за … (прилавок).
Солнце спряталось за … (тучи).
Мальчик входит в … (автобус).
Девочка поставила книги на … (полку).
Дательный падеж
Игра «Сказка»
Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в дательном падеже.
Пятачок пришел в гости к …
Старик пришел к …
Принц торопится к …
Творительный падеж
Игра «Кто с кем? Кто с чем?»
Мальчик идет с … (папой).
Девочка идет с … (мамой).
Девочка играет с … (котом).
Мальчик играет с … (машиной).
Предложный падеж
Игра «Еда для животных»
Медведь мечтает о … (рыбе).
Кошка мечтает о … (молоке).
Собака мечтает о … (косточке) и т.д.
4. Закрепление беспредложных форм существительных множественного числа.
Дательный падеж
Игра «Угости зверей»
Морковку дадим… (зайцу).
Косточку предложим … (щенку).
Молоко нальем … (котенку).
Зерна насыплем … (курице).
Творительный падеж
Игра «Путешествие»
В Австралию мы отправимся за … (крокодилами, кенгуру…).
В Евразию мы поедем за … (слонами, тиграми…).
В Арктику мы поедем за … (белыми медведями, тюленями…).
Родительный падеж
Игра «Кто где живет?»
На севере много … (медведей, тюленей, моржей).
В тайге много …
В степи много …
Винительный падеж
Игра «Здравствуйте!»
Здравствуйте, я вижу … (Колю).
Привет, я вижу … (Лену).
Добрый день, я вижу … (Тамару).
5. Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.
Предложно-падежные конструкции с существительными множественного числа представляют собой мало употребительные формы и являются очень сложными для дошкольников с ОНР, их усвоение происходит в течение длительного времени по тем же закономерностям, что и усвоение предложно-падежных конструкций существительных единственного числа.
Формирование словоизменения глаголов
1. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными:
—дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа.
2.Дифференциация глаголов настоящего времени 1-, 2-, 3-го лица:
дифференциация в единственном числе;
дифференциация во множественном числе;
дифференциация 1-, 2-, 3-го лица единственного и множественного числа.
3.Согласование глаголов прошедшего времени с существительным в роде, числе:
- согласование глаголов и существительных в мужском роде;
- согласование глаголов и существительных в женском роде;
- согласование глаголов и существительных в среднем роде.
Формирование словоизменения глаголов
Формированию словоизменения глагола и его согласованию с существительным уделяется большое внимание, так как глагол в предложении чаще всего выступает сказуемым. В связи с этим в работе по формированию словоизменения глагола у дошкольников с ОНР используется следующий речевой материал.
1. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными в числе.
Дифференциация глагола 3-го лица единственного и множественного числа
Речевой материал: идет — идут, стоит — стоят, говорит — говорят, молчит — молчат, поет — поют.
2. Дифференциация глаголов настоящего времени 1-, 2-, 3-го лица.
Дифференциация глаголов в единственном числе
Игра «Послушный ребенок» (1-е лицо, единственное число)
Логопед. Сейчас я попрошу тебя что-то сделать, а ты — послушный ребенок — отвечаешь, что делаешь, показывая картинку.
Иди! — Я иду!
Стой! — Я стою!
Беги! — Я бегу!
Читай! — Я читаю! и т.д.
Игра «Что спросила мама?» (1—2-е лицо, единственное число)
Логопед задает вопросы, а ребенок отвечает.
Ты бежишь? (Я бегу.)
Ты несешь? (Я несу.)
Ты ешь? (Я ем) и т.д.
Игра «Расскажи о нем» (1—3-е лицо, единственное число)
Логопед читает детям первое двустишие и показывает, как его надо изменить, затем произносит лишь двустишие из первого столбика, предлагая ребенку самому его изменить.
Я бегу, бегу, бегу,
Я на месте не стою.
Он бежит, бежит, бежит,
Он на месте не стоит и т.д.
Дифференциация глаголов во множественном числе
Игра «Дружные ребята» (1—2-е лицо, множественное число)
Мы идем, и вы идете …
Мы поем, и вы … (поете).
Мы берем, и вы … (берете).
Мы несем, и вы … (несете).
3. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
Игра «Он, она, они»
Согласование глаголов прошедшего времени в роде и числе. Задавая вопрос, например, «Что делал мишка?» или «Что делала кукла?», логопед указывает на соответствующую картинку. Когда же задается вопрос с местоимениями он, она они, логопед жестом показывает сразу две картинки.
— Что делал мишка? — Он спал.
Что делала кукла? — Она спала.
Что они делали? — Они спали.
Что делал автобус? — Он ехал.
Что делала машина? — Она ехала.
Что они делали? — Они ехали и т.д.
Формирование словоизменения прилагательных
1. Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного числа и существительных множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.
2. Обучение правильному согласованию слов.
Автоматизация речевого навыка, т.е. закрепление умения правильно согласовывать слова.
Формирование словоизменения прилагательных
Отсутствие правильного согласования прилагательных с существительными в роде и числе прослеживается у всех детей с ОНР без исключения. При этом согласование слов женского рода единственного числа обычно нарушается редко, но заметно страдает согласование с существительными среднего рода («небо голу-боя»), мужского рода («зайчик белы» вместо белый), множественного числа («флажки белы» или «шарики воздушны»).
Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с ОНР осуществляется в более поздние сроки, когда дети в основном овладели системой словоизменения существительных, так как прилагательные «принимают» то или иное грамматическое значение, ту или иную форму в зависимости от формы существительного.
Трудности усвоения системы словоизменения прилагательных связаны с поздним их появлением в речи детей. Работу по обучению детей правильному согласованию слов-признаков с существительными в роде и числе можно разделить на три этапа:
1) подготовительный — учить соотносить существительные мужского, женского, среднего рода единственного числа с местоимениями он, она, оно, они; закрепить слитное произнесение сочетаний типа -ный, -мый и др.;
2) основной — обучать детей правильному согласованию слов;
3) заключительный — закреплять умение правильно согласовывать слова.
На подготовительном этапе работа ведется с помощью предметов и игрушек в такой последовательности.
1. Логопед. Дети, все названия предметов можно разделить на несколько групп, для этого нужно научиться подбирать к названиям подходящее слово: он, она, оно или они.
Сначала разложим картинки на две группы. (Показывает образец.) Вот груша. Слово «груша» можно заменить словом она. Предметы, о которых мы говорим она, будут составлять первую группу. А вот мяч. Это слово можно заменить словом он. Предметы, о которых мы говорим он, будут составлять вторую группу.
Далее делятся на две эти группы существительные женского и мужского рода единственного числа. Первоначально, чтобы помочь детям в правильном соотнесении существительных с местоимениями он, она, можно обратить внимание на то, что если слово как бы «обрывается» (мяч, зайчик, шкаф и т.д), то его можно заменить словом он (которое тоже как будто «обрывается»). Если же слово можно «тянуть» (мама-а-а, крыша-а-а), то его заменяем словом она.
2. Когда дети усвоят соотнесение существительных женского и мужского рода со словами он, она, подобная работа проводится с существительными среднего рода (оно), т.е. образуется третья группа названий. Для начала следует подбирать картинки, в названиях которых окончание стоит под ударением (колесо, ведро, окно), а затем добавлять и остальные.
3. После того как дети будут без ошибок делить предметы на эти три группы (он, она, оно), логопед объясняет, что, когда предметов два и больше, про них можно сказать они.
Последовательность работы на основном этапе.
1. Перед детьми сначала поставляют две группы картинок (он, она). Логопед берет картинку из группы предметов она (например, тарелку) и спрашивает, выделяя голосом окончание -йа: «Тарелка. Она какая?» В целях зрительного подкрепления нужно использовать условно-графическую запись ____я, объясняя,
что полоса — это слово, а в конце написана буква я, так как в слове какая слышится йа. Логопед просит запомнить эту букву, затем помещает полоску бумаги с буквой я под картинками группы она.
2.Такая же работа проводится с группой предметов он и буквой й (___ й) с теми детьми, которые не запомнили используемые буквы. Вне занятий необходима специальная работа по их быстрому узнаванию (чтению). Важно отметить, что на каждом занятии сначала отрабатывается весь ряд картинок одной группы, например, он, затем ряд картинок группы она. Только после этого дети научатся быстро находить нужную форму прилагательного. Картинки этих двух групп можно показывать вперемешку. Такой прием позволяет, лучите освоить систему согласования.
3. Работа с группой картинок оно проводится по прежнему образцу (_____ е). Логопед, убирает слово-полоску и продолжает работу на материале одних картинок.
4. Аналогичная работа проводится и с картинками группы они.
Автоматизация навыка правильного согласования прилагательных с существительными в роде и числе составляет задачу заключительного этапа.
1.Сначала отрабатываются названия цветов.
Игра «Разложи картинки»
Дети складывают разные предметные картинки соответственно цвету на игровом поле.
2. С помощью специальных речевых упражнений отрабатываются относительные прилагательные.
Игра «Поваренок»
Из вермишели сварим суп какой? — вермишелевый, из гороха — гороховый, из риса — рисовый и т.д. Далее отрабатывается употребление прилагательных с противоположным значением (игра «Все наоборот»).
3. Отрабатываются притяжательные прилагательные с использованием для образования словосочетаний существительных: хвост (мужской род), морда (женский род), ухо, перышко (средний род), следы (множественное число).
4. Закрепляется навык согласования существительных с прилагательными в связной речи. Например, детям дается схема описания яблока:
«Это яблоко. Оно красное. Маленькое. Круглое. Твердое. Вкусное. Ароматное».
Наглядный материал для формирования словоизменения подбирается с учетом лексико-грамматической темы, грамматические блоки распределяются от простого к сложному и по принципу концентричности.
Пособие «Волшебный кубик» (для детей 5-6 лет).
Игра «Кто больше?»
Цели: обогащать глагольный и предикативный словарь; закреплять умение согласовывать слова в роде и числе.
Оборудование: кубик, предметные картинки.
Содержание: дети подбирают к изображенному предмету как можно больше слов-действий или слов-признаков.
Игра «Подбери предмет по форме»
Цель: закреплять умение согласовывать имя существительное с прилагательным.
Оборудование: кубик, карточки с изображением геометрических фигур.
Содержание: дети называют предметы, имеющие такую же форму, как фигура на карточке, и саму геометрическую форму, согласовывая ее с названием предмета.
Игра «Составь предложение»
Цели: закреплять умение строить предложения, правильно употреблять предлоги.
Оборудование: кубик, сюжетные картинки.
Содержание :дети называют предложение, опираясь на выпавшую картинку.
Игра «Кто в домике живет?» (для детей 5-6 лет).
Вот стоит домик.
Кто в нем живет? Гномик?
А может в нем живет игра?
Нам заглянуть сюда пора.
Содержание: ребенок, не называя цвета, должен сказать, где находится выбранный им кубик (справа от зеленого, над синим и т.д.) Остальные играющие определяют, какого цвета выбрал кубик первый игрок. Выбранный им кубик вынимается из домика, затем из него достается игровой кубик.
Какие здесь дара!
Слушай правила игры!
Варианты игр:
Игра «Чья голова? Чей хвост?» (оранжевый, большой кубик)
Цель: совершенствовать навык образования притяжательных прилагательных.
Игра «Скажи правильно» (желтый, большой кубик)
Цель: учить правильно, согласовывать существительные с числительными.
Игра «Придумай слова-действия» (розовый, большой кубик)
Цель: учить образовывать глаголы от существительных.
Игра «Расскажи сказку» (красный, большой кубик)
Цель: развивать связную речь.
Игра «Кто что делает?» (малиновый, большой кубик)
Цель: расширять глагольный словарь по теме «Профессии».
Игра «Кто как передвигается?» (синий, большой кубик)
Цель: расширять глагольный словарь по теме «Транспорт».
Игра «Ромашка» (для детей 5—6 лет)
Цель: закреплять обобщающие понятия — овощи, фрукты.
Содержание: дети собирают ромашку, выбирая картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Времена года» и др.
Игра «Поваренок» (для детей 4—6 лет)
Цели: формировать навык словообразования; активизировать словарный запас; расширять представления об окружающем мире.
Содержание: логопед раздает «кастрюли», дети рассматривают различные виды круп, уточняют названия продуктов и блюд, которые можно из них приготовить; сравнивают, чем вермишель отличается от макарон, горох — от фасоли и т.д., затем образуют прилагательные, например: вермишелевый, пшенная, рисовая, гороховый. Эти прилагательные вводятся в предложения различных моделей: «Из гороха можно сварить гороховый суп», «Я положу рис в кастрюлю и сварю рисовую кашу» и т.п.
Игра «Разложи по цвету»
Цели: закрепить название цветов; учить согласовывать существительные с прилагательными.
Содержание: дети раскладывают предметные картинки на игровом поле соответственно цвету, правильно согласовывая существительные с прилагательными.
Игра «Умный поезд»
Цель: учить заменять существительные словами он, она, оно; различать слова женского, мужского и среднего рода.
Содержание: дети расселяют предметные картинки по вагонам (он, она, оно, они).
Шамсутдинова Л.А.,
учитель-логопед