Логопедическая работа по восстановлению речи у пациентов с тотальной афазией

Логопедическая работа при семантической афазииАннотация: Данная статья адресована практикующим логопедам и другим специалистам, занимающихся реабилитацией больных с нарушениями высших психических функций, а также родственникам пациентов. В статье представлен практический материал по восстановлению речи у пациентов с тотальной афазией.

Логопедическая работа по восстановлению речи у пациентов с тотальной афазией

Инсульт — повреждение ткани головного мозга в результате острого нарушения мозгового кровообращения.

Различают два основных типа инсульта: геморрагический (кровоизлияние в мозг) и ишемический — развивается при спазме или закупорке кровеносного сосуда головного мозга.

Так пишут в большинстве медицинских справочниках. И порой непонятно, что же это значит. Я бы сказала проще – это катастрофа, случившаяся в головном мозге, в результате которой повреждаются жизненно важные функции, в том числе и речь. Речь – это высшая психическая функция.

Как отмечает академик Шкловский В.М. основная функция речи – это коммуникативная. И правда, без речи человек не сможет полноценно жить в социуме. Поэтому на помощь таким пациентам приходит логопед. Речевые нарушения делятся на дизартрию и афазию. В афазии выделяют 6 видов по нейропсихологической классификации Лурии А.Р.

1. Эфферентная моторная афазия.

2. Афферентная моторная афазия.

3. Динамическая афазия.

4. Сенсорная (акустико-гностическая),

5. Акустико-мнестическая афазии,

6. Семантическая афазия.

Вид речевого нарушения зависит от очага и размера поражения головного мозга.

Я предлагаю Вам рассмотреть занятие по восстановлению речи у пациента с тотальной афазией. Начнем с характеристики речевого статуса.

Характеристика речевого статуса данной категории больных заключается в том, что у пациента полностью отсутствует экспрессивная речь, или она представлена отдельными непродуктивными звукокомплексами. Импрессивная речь, то есть понимание, также сильно страдает, пациент не может выполнить даже простых инструкций. Часто пациенты дезориентированы в пространстве – это делает их беспомощными.

Программа восстановительного обучения в таких случаях направлена на:

1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

- показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их названиям, категориальным и прочим признакам;

- классификация слов по темам с опорой на предметную картинку.

3. Растормаживание произносительной стороны речи:

- сопряжённое произнесение автоматизированных речевых рядов, оканчивание пословиц и фраз с «жестким» контекстом, моделирование ситуаций, стимулирующих произнесение звукоподражательных местоимений;

- сопряженное и отраженное произнесение простых слов и фраз.

4. Стимулирование простых коммуникативных видов речи:

- ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге;

- моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых слов («да», «нет», «хочу», и т.д.);

- ответы на ситуативные вопросы и составление фраз простых моделей (субъект-предикат).

5. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения:

- письмо и чтение наиболее привычных слов;

- заполнение в текстах при чтении и письме пропущенных слов, отрабатываемых в устной речи.

Конспект занятия по восстановлению речи у пациентов с тотальной афазией

Оснащение: Лист с цифрами от1 до 10, картинный материал по теме «фрукты», надписи по теме «фрукты».

1. Вводная беседа.

- Здравствуйте, Как Вас зовут?

(Специалист помогает пациенту ответить на вопросы, путем договаривания последнего слова)

Меня зовут ….Коля

- Как Ваша фамилия?

Моя фамилия …..Иванов.

- Как Ваши дела?

Мои дела…. Хорошо (данный ответ можно подкрепить жестом)

- Вы сегодня ели?

Я сегодня…ел или ДА (данный ответ можно подкрепить жестом).

2. Основная часть занятия.

* Инструкция произносится специалистом четко и медленно, немного нараспев, чтобы пациент смог понять, что нужно делать:

- Дай мне руку. Давай считать пальцы вместе*.

Один, два, три, четыре, пять , шесть, семь, восемь, девять, десять.

Давай повторим еще раз.

- Теперь я буду читать эти цифры, а ты следи глазами и пытайся повторять.

* Инструкция: — Я начну предложение, а ты заканчивай.

  • Тише едешь, дальше ….будешь.
  • Семь раз отмерь, один раз …. отрежь.
  • Что упало, то ….. пропало.
  • Семеро одного не ….ждут.
  • Делу время, а потехе … час.
  • Первый блин …. комом.
  • В небе летит реактивный …. самолет.
  • По дороге едет гоночная ….. машина.
  • На небе ярко светит ….. солнце.
  • Я ем гороховый ….. суп.
  • Мама сварила гречневую …… кашу.

* Инструкция: Покажи, где у тебя НОС, УХО, ЛОБ, ЯЗЫК, ЗУБЫ, ВОЛОСЫ, БРОВИ

* Инструкция: Посмотри на картинку. Что это?

Это антоновское …. яблоко.

Это сочная груша.

Красная ….. вишня.

Оранжевый …. апельсин.

Кислый ….. лимон.

Сочный …… персик.

* Инструкция: Посмотри на картинку и найди надпись к ней.

(Пациенту дается одна картинка и две надписи на выбор. Также продолжаем со всеми картинками).

* Инструкция : Ответь на вопрос : «да» или «нет»

- Ты сегодня ел кашу?

- Ты сегодня пил чай?

- Сегодня врач был?

- Сейчас утро? (Показываем на окно)

- Тебя зовут Вася, Саша…Коля?

- Ты лекарства принимал сегодня?

- Это яблоко? (Показываем настоящее яблоко)

- Это ложка?

- Это вода?

-Устал заниматься?

3) Заключительная часть.

Николай Иванович (называем пациента по имени отчеству), Вы сегодня занимались хорошо. Вы молодец! На сегодня занятие закончено. Отдыхайте. До свидание!. Попрощайтесь со мной.

- «Пока!» (данный ответ можно подкрепить жестом).

Важное замечание: логопедическую нагрузку важно определить совместно с лечащем врачом или реабилитологом.

Логопедические занятия должны быть регулярными и ежедневными. Именно эти параметры залог успешной реабилитации речевой функции.

На данном этапе восстановления допустимо обращаться к пациенту на «ты» в выполнениях заданий, потому что в этой форме пациенту удобнее воспринимать и пытаться отвечать.

Список литературы:

1. Лифляндский Владислав Геннадьевич Энциклопедия диагностики и лечения от А до Я. Олма Медиа Групп, Просвещение, 2013. 2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга М.: Изд-во Московского Университета, 1962.

3. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии —— М.: «Ассоциация дефектологов», В Секачев, 2000.

Локшина Татьяна Алексеевна,
логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 3,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Использование игровых приёмов в развитии слухового восприятия дошкольников и младших школьников с нарушением слуха Использование игровых приёмов в развитии слухового восприятия дошкольников и младших школьников с нарушением слуха
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.