Использование сказок в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Аннотация: Статья посвящена проблеме организации логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи I уровня. В статье рассматриваются основные задачи и направления коррекционно- развивающей работы с данным контингентом детей, а также пути их осуществления посредством работы с народными сказками. Особое внимание уделяется практическим приёмам работы, способствующим повышению эффективности логопедической работы.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, развитие речи, сказкотерапия, коррекционная работа, дети с ограниченными возможностями здоровья, системный подход.

Использование сказок в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Использование сказки в логопедической работеВ последние годы в группы для детей с общим недоразвитием речи все чаще поступают дети, которые, имея сохранный слух и интеллект, обнаруживают крайне низкий – I уровень речевого развития. У этих детей в 4-5 лет практически не сформирована фразовая речь, словарный запас представлен несколькими лепетными словами и звукоподражаниями.

При обследовании у них обнаруживается более низкий, чем у сверстников, уровень развития всех психических процессов: внимания, мышления, памяти, особенно вербальной.

Часто эти дети моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, пальцевый захват, нарушена артикуляционная моторика, не сформирована игровая деятельность. «Безречевые» дети, как правило, имеют отягощенный неврологический статус, что проявляется в виде гипервозбудимости, расторможенности либо пассивности, инфантильности, быстрой утомляемости.

Отсутствие речи затрудняет общение со взрослыми и сверстниками и накладывает отпечаток на становление личности ребенка в целом, а также негативным образом влияет на развитие познавательных функций ребенка.

Дети с недоразвитием речи первого уровня нуждаются в особом, системном подходе в построении коррекционно-логопедической работы. Без целенаправленной педагогической коррекции проявлений общего недоразвития речи, дети с данной формой речевых нарушений не могут овладеть речью в той степени, которая характерна для их нормально развивающихся сверстников.

Основная трудность, с которой сталкивается педагог, начиная работать с неговорящим ребенком — отсутствие мотивации к овладению вербальными средствами общения, а зачастую — выраженный речевой негативизм.

От педагога требуется умение таким образом построить процесс обучения, чтобы вызвать у малыша стойкий интерес к познавательной и речевой деятельности.

Опыт работы в детском саду компенсирующего вида позволяет утверждать, что использование народных сказок в качестве материала для коррекционной работы не теряет своей актуальности и в наше время информационных технологий.

Этому способствуют следующие особенности сказок:

- язык народной сказки, отточенный множеством поколений, является наиболее доступным для восприятия и понимания ребенком с ОВЗ;

- на основе сюжета сказки возможно создание практически неограниченного количества игровых заданий и упражнений, затрагивающих все сферы психического развития ребенка – памяти, мышления, восприятия, воображения, речи;

- любая сказка несет в себе ярко выраженный эмоциональный заряд, который автоматически переносится и на предлагаемые педагогом обучающие и развивающие задачи и способствует созданию устойчивой положительной мотивации к совместной деятельности ребенка и взрослого;

- психологи, изучавшие влияние сказок на сознание человека (Зинкевич- Евстигнеева Т. Д, Фесюкова Л. Б. и др.) , отмечают, что сказка, помимо осознанного восприятия, воздействует и на подсознание, и даже при кажущемся полном внешнем отсутствии результатов работы сказка продолжает воздействовать на ребенка исподволь.

Недаром существует мнение, что жизненный путь во многом определяется теми сказками, которые родители рассказывали малышу в самом нежном возрасте.

На первых этапах развития речи основной является задача развития понимания речи, накопления пассивного словарного запаса существительных, глаголов и некоторых признаков предметов, с которыми ребенок сталкивается в окружающей жизни.

Незатейливый сюжет, многократные повторы действий и слов, возможность включить в повествование звукоподражания («ко-ко», «тук-тук»)- всё это облегчает понимание сказки малышом.

Сюжеты самых первых детских сказок разворачивается как бы по спирали: к уже названным действиям и персонажам добавляются новые- бабка, внучка, Жучка, кошка, которые вновь и вновь повторяют одни и действия («били- били», «тянут- потянут») или слова («Кто-кто в теремочке живёт?»), что позволяет малышу многократно услышать и в ненавязчивой форме усвоить устойчивые лексические обороты.

Облегчить восприятие сказки можно, разыграв сказку с помощью самых простых кукол. Здесь уже ребенок сам активно включается в процесс «сотворения» сказки, выполняя с помощью кукол несложные действия по ходу сюжета, озвучивая персонажей с помощью доступных, эмоционально окрашенных звукоподражаний и междометий («А-а-а!», «Ой!», «Бух!», «Пи-пи»). Так ненавязчиво преодолевается речевой негативизм, вызываются самые первые звуки, полученные навыки ненавязчиво закрепляются в многократных повторах.

Постепенно игрушки и предметы, с помощью которых разыгрывается сказка, заменяются на предметные картинки, а затем- и на схематические изображения героев сказок. Мы учим ребенка узнавать знакомых героев сказки по характерным деталям, выделять в облике персонажа то, что отличает его от других: если у фигурки длинные ушки- это зайка, а хвост «колечком» говорит о том, что перед нами Жучка. Детей учат ориентироваться последовательности сюжета, понимать вопросы типа: «Покажи, где?», «Откуда?», «Куда?», «Что было сначала?»- ответить на них «безречевой» ребёнок может, показав соответствующую картинку.

Одним из условий успешности проводимой работы является комплексное воздействие: одновременно с вызыванием и развитием речи ведётся целенаправленная работа над нарушенными психическими процессами, развитием мелкой, общей и артикуляционной моторики.

Сказка представляет собой благоприятный материал для создания практически неограниченного количества игровых упражнений, направленных на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания.

Предлагая ребенку узнать знакомых ему героев сказки по силуэтному изображению или звукоподражанию, мы развиваем зрительное и слуховое восприятие.

Развитию тактильного восприятия и памяти способствует работа с тактильными дощечками.

Сначала ребенка знакомят с карточками, одна сторона которых имеет поверхность различной фактуры — гладкая, колючая, шерохоаптая, покрытая длинной или короткой шерстью и т.д.

Малыш с помощью взрослого соотносит каждую тактильную дощечку с определенным животным — героем народной сказки: у медведя шерсть короткая, густая, плотная, а у зайчика – короткая, но мягкая, пушистая.

На следующем этапе работы педагог, рассказывая знакомую ребенку сказку, героями которой являются животные, например, «Теремок», предлагает по ходу повествования прикоснуться рукой к соответствующим карточкам, создает «тактильный образ» сказки.

Также можно поиграть с ребенком в игру «Кто спрятался в теремке?» — узнать героя сказки, дотронувшись до определенной тактильной дощечки, или попросить разложить карточки в той последовательности, в которой животные появлялись по ходу сюжета.

Работа с тактильными дощечками и тактильными дорожками способствует развитию мелкой моторики и обогащению сенсорного опыта малыша, а воздействие различных поверхностей на кончики пальцев ребенка косвенным образом стимулирует речевые зоны коры головного мозга.

Практический опыт работы с детьми с задержкой речевого развития показывает, что. раннее обучение чтению не только стимулирует появление первых слов и фраз, но и улучшает внимание, облегчает произнесение слов, приучает к их более чёткому проговариванию.

Наибольшую эффективность при этом имеет так называемый метод глобального чтения, когда ребенок узнает слово целиком, не вычленяя отдельных букв.

Например, после того, как ребенок прослушал сказку и рассмотрел картинки с изображением её героев, взрослый показывает малышу карточки со словами «дед», «баба», «Ряба», «мышка» и предлагает найти соответствующего персонажа.

Затем на один поднос складываются все карточки, а на другой — все фигурки.

По ходу рассказывания сказки ребенок выбирает одновременно фигурку названного персонажа и карточку с записью соответствующего слова.

Можно составить коллаж по мотивам знакомой сказки: наклеить на плотный лист бумаги в произвольной порядке картинки, изображающие персонажей сказки и используемые ими предметы, а рядом крупно написать слова и буквы, обозначающие звукоподражания («а-а-а», «у», «пи», «ко-ко»).

Эффективным методом при работе со сказкой является использование мнемотаблиц, мнемодорожек, а также логико-смысловых моделей, предложенных В. Э. Штейнбергом.

Взрослый при этом знакомит ребенка с приёмами «записи» сюжета при помощи схематичных картинок, учит самостоятельно подбирать мнемокарточки по ходу повествования и составлять мнемотаблицу к сказке.

На основе мнемотаблиц, собранной из отдельных карточек, можно предложить ребенку множество упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, мышления, например, выложить картинки в правильной последовательности, догадаться, какой карточки на хватает или разобрать «перепутавшиеся» карточки к двум сказкам — всё это вполне доступно даже «безречевому» ребенку.

Можно предложить ребенку и создать свою сказку, включая в сюжет новых героев: например, в сказочном теремке по очереди селятся дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка, причём каждый новый персонаж традиционно спрашивает: «Кто, кто в теремочке живёт?».

При работе с неговорящим малышом озвучивать сказку, естественно, будет взрослый, ребенок же может принимать посильное участие в придумывании сказки, подбирая карточки с изображением героев.

Развитие артикуляционной моторики является необходимым направлением коррекционно-логопедической работы с неговорящими детьми. Артикуляционные упражнения проводятся с целью воспитания умения чувствовать и контролировать движения органов артикуляционного аппарата, нормализации мышечного тонуса, а также формирование в речевых зонах коры головного мозга соответствующих кинестетических образов.

Взрослый может предложить изобразить каждый персонаж сказки с помощью характерного движения: например, надуть щёки- «дед», вытянуть губы «трубочкой»- «Маша», высунуть язык- «Собачка».

Артикуляционные упражнения можно выполнять либо по ходу рассказывания сказки, либо изображая героев, нарисованных на отдельных карточках.

Логопедический массаж как метод активного механического воздействия на мимическую и артикуляционную мускулатуру, также доказал свою эффективность в комплексной работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

В практике детского сада в основном используется массаж лицевой мускулатуры, выполняемый либо самим ребенком, либо логопедом, при помощи несложных движений- поглаживания, поколачивания, лёгких щипков. Массаж, сопровождаемый сказкой, придаёт процедуре особую привлекательность.

Выводы

Таким образом, использование сказок в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи I уровня позволяет решить ряд задач:

- формирование у ребенка устойчивой положительной мотивации к совместной со взрослым познавательной деятельности;

- профилактика или преодоление «речевого нагативизма» и формирование потребности в речевой деятельности;

- комплексность воздействия: развитие познавательных психических процессов (внимания, памяти, речи, восприятия), а также общей, мелкой и артикуляционной моторики;

- обогащение жизненного и эмоционально-чувственного опыта ребенка, благотворное влияние на эмоционально– волевую сферу.

Широкова Елена Вячеславовна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом, ОНР Метки: ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.