Метод стабилизации психо-эмоционального состояния дошкольников в работе логопеда

Аннотация: Нами была разработана система психологической подготовки детей, разгрузки нервной системы и стабилизации внутреннего состояния. Особенность метода в том, что он разработан с опорой на основы психологии личности и, проводя ребенка по всем пунктам, мы автоматически выстраиваем, как пирамидку, систему внутренней организации эмоционального и ментального состояния. При этом, педагогу не нужно вникать в азы психологии, не нужно проходить курсы, а достаточно пройти с ребенком по этапам метода и, стабилизировав его внутреннее состояние, приступить уже к своим непосредственным обязанностям.

Методическая разработка:

Метод стабилизации психо-эмоционального состояния дошкольников в работе логопеда

Нейрогимнастика, мозгВ последние годы становится всё больше детей, имеющих нарушение речи. Проводя таким детям комплексную диагностику, мы можем выявить у них более глубокие причины речевых нарушений, которые скрыты в психологии личности: гиперактивность, нарушение внимания и концентрации, нестабильное психологическое состояние и другое.

Зачастую логопеду приходится работать не только узко в своих компетенциях, но и выполнять работу психолога, нейропсихолога или дефектолога, но не все знают с чего начать, как помочь ребенку и придать эмоциональную и психологическую устойчивость.

Нами была разработана система психологической подготовки детей, разгрузки нервной системы и стабилизации внутреннего состояния. Особенность метода в том, что он разработан с опорой на основы психологии личности и, проводя ребенка по всем пунктам, мы автоматически выстраиваем, как пирамидку, систему внутренней организации эмоционального и ментального состояния. При этом, педагогу не нужно вникать в азы психологии, не нужно проходить курсы, а достаточно пройти с ребенком по этапам метода и, стабилизировав его внутреннее состояние, приступить уже к своим непосредственным обязанностям.

Почему это так важно? Зачем работать над эмоциональным состоянием ребенка?

Вспомните себя перед экзаменом – вы волнуетесь, переживаете, в голове много мыслей, пытаетесь судорожно запомнить содержание билетов, но ничего не запоминается, а, отвечая преподавателю, волнение нарастает еще больше, мысли начинают путаться, дыхание сбивается, правильный ответ вспомнить сложно.

С ребенком происходит аналогичное – у него есть свои переживания, комплексы, вопросы, детские проблемы, он озабочен этим и, если не брать это во внимание, наши обучающие занятия будут ребенка раздражать, он будет быстро утомляться, желать быстрее закончить занятие и тому подобное.

Как выполнять задания?

Нами приведены 12 заданий в форме вопросов или утверждений. Если ребенок остаточно осознанный, то можно проводить тренинг в формате беседы, если еще мал – в форме игры, арт-терапии и песочной терапии. Также, в каждом задании приведено несколько вопросов, сколько именно задать – ориентируйтесь на ребенка: если тема задела его, остановитесь на этом, если ответил не задумываясь – можно перейти к следующему заданию.

Задание 1

Знакомство и обмен контактами (рассказать о себе).

Цель: заключение контракт на дальнейшую психокоррекционную работу

Тренинги на знакомство, конкурсы, игры (см.лагерные конкурсы).

При работе в коллективе, сразу же показать правила, обсудить их, обговорить, что кого устраивает и для чего.

Задание 2

Эмоции.

Цель: осознание образа «я – чувствующий»

  • Какое настроение обычно у меня?
  • От чего оно зависит?
  • Почему оно меняется?
  • Какое настроение мне нравится у меня?
  • В каком мне комфортно?
  • Какое настроение мне нравится у других?
  • Настроение бывает только у человека? Природа? Животные?
  • Скука. Тревога. Кайф. Много ли плачу? Почему?
  • Что может меня расстроить?
  • Что может обрадовать?
  • Как моё настроение влияет на моих близких?

Задание 3

Знакомство с телом

Цель: осознание источника телесного напряжения (упражнений – йога, танцы, адаптивные единоборства)

  • Нравлюсь ли я себе?
  • Какие есть у меня недостатки во внешности? Какие преимущества?
  • Что хочу в себе изменить?
  • Считаю ли себя красивее других? Хуже других? Таким же?
  • Считают ли меня привлекательным мои друзья? Меня считают все некрасивым? Я не выделяюсь вреди других?

Задание 4

Работа с самооценкой. Принятие себя

Цель: нахождение критериев оценки себя.

  • Другие в моих глазах?
  • Я в глазах других?
  • Понимаю ли я чувства других?
  • Я такой же как все? Хуже? Лучше?
  • Чем я хуже? Лучше?
  • Если у меня особенности?
  • Есть ли плюсы, хорошие качества?
  • Есть ли минусы? То, что мне в себе не нравится.
  • Я никому никогда не скажу, что…
  • Вру ли я самому себе?
  • Чему я хочу научиться?
  • Что мне в себе нужно развить?
  • Что хочу от других?
  • Что мне важно видеть в своих друзьях?
  • Мне нужно много в себе изменить, чтобы меня любили близкие.
  • Я такой, какой есть и близкие любят меня таким!

Задание 5

Развитие стрессоустойчивости

(на этом занятии важное значение имеет музыка – поможет высвободить внутренние зажимы).

Цель: освоение психотехник устранения, видоизменения, ослабления стрессовых переживаний (тема «напряжение»)

(проанализировать то, что вызывает у ребенка стресс и относительно этого составлять вопросы)

  • Что ты делаешь, когда себе не нравишься?
  • Каким ты должен быть, чтобы нравиться окружающим?
  • Что в себе нужно изменить, чтобы ты считал себя идеальным?
  • Если ты останешься таким, как есть сейчас, как сложится твоя жизнь?
  • Считаешь ли ты, что тебе нужно меняться?
  • Родители любят меня меньше, чем…
  • Мне нужно быть особенным, чтобы родители меня любили
  • Я самый лучший в семье
  • Меня ругают, потому что я плохой и меня не любят
  • Я нужен родителям, потому что…

Задание 6

Работа с внушаемостью

(большую роль играют светоэффекты – они позволяют говорить о внушаемости не вообще, а как о реальных ощущениях и переживаниях)

Цель: осознание причин зависимости

Зависимость – подчинение чьей-нибудь воле, обусловленность. Чьего-нибудь поведения волей кого-нибудь; — обусловленность чего-нибудь чем-нибудь, отношение чего-нибудь к чему-нибудь другому, как следствие к причине.

  • Что я могу сам?
  • Чему я научился сегодня? За неделю? За год?
  • Много ли делают за меня родители?
  • Часто я помогаю другим?
  • Если родители не будут мне помогать, справлюсь ли я сам?
  • Что такое самостоятельный?
  • Я смогу помочь кому-нибудь?
  • В чем лучше всего могу помочь?
  • Если я останусь один дома, что я смогу?
  • А что я уже должен уметь?
  • Чему хочу научиться?

Задание 7

Снижение деструктивной конфликтности

Цель: осознание собственной конфликтности.

Конфликтность – степень готовности человека к развитию и завершению проблемных ситуаций социального взаимодействия путем конфликта.

Конфликт – столкновение между спорящими несогласными сторонами.

Ссора – состояние взаимной вражды.

  • Часто ли я ссорюсь?
  • Чего хочу, когда спорю?
  • С кем чаще всего спорю?
  • Иду ли я на уступки или хочу победить?
  • Какая тема самая конфликтная для меня?
  • Лучше пойти на конфликт или избежать его?

Задание 8

Тренинг коммуникативной компетентности

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми.

Цель: развитие навыков социальной ориентации.

  • Строю ли я планы на день?
  • Удаётся ли следовать своему плану?
  • Я часто ошибаюсь
  • Я часто прошу о помощи
  • Слежу ли я за своим временем? Распорядком дня?
  • Умею ли я без слов передать мысль?
  • В игре всё так же как и в жизни?
  • В чем отличие игры от жизни?
  • С кем ты можешь расслабиться, отдохнуть?
  • Ошибка – просто указывает мне на то, что мне нужно подучить.
  • Кто победит: жертва или хищник?
  • Я боюсь ошибиться.

Задание 9

Трансовые переживания

Цель: рефлексия «особых» состояний

  • О чем ты сейчас переживаешь?
  • Что тебя тревожило?
  • Часто ли тебе снятся страшные сны?
  • Часто ли тебе снятся хорошие сны?
  • Какой самый хороший сон?
  • О чем я мечтаю?
  • Я вижу мир, какой он есть или могу многое придумать?
  • Я фантазер (ка)
  • Мне нравится придумывать несуществующие истории
  • Я играю с несуществующими героями
  • Я разговариваю с несуществующими людьми/животными…

Задание 10

Тренинг чувства юмора

Цель: развитие чувства юмора, как защитного механизма.

  • Часто ли у меня хорошее настроение?
  • Часто ли я смеюсь?
  • Я умею рассмешить других.
  • Мне нравится всех смешить.
  • Мне больше нравится, когда смешат меня.

Задание 11

Работа с конкретными личностными проблемами.

Цель: проработка конкретных проблем в групповом процессе.

  • Что меня беспокоит?
  • Что нужно сейчас решить?
  • Мне нужен совет о…
  • Я не знаю, как поступить…
  • Меня тревожит, что…
  • Я всегда боялся (лась), когда…
  • Мне не страшно, что…

Задание 12

Заключение

Цель: закрепление навыков.

  • Я хочу узнать новое!
  • Мне интересно узнать о себе и мире вокруг меня
  • Хочу много всего увидеть и попробовать
  • Я многому хочу научиться!
  • Чему я научился на занятиях?
  • Мне понравились уроки?
  • Хорошо ли я справлялся с заданиями?
  • Что было самое интересное? Что хочется повторить?
  • Сейчас я уже смогу сделать…

Гостева Тамара Алексеевна,
логопед-дефектолог, нейропсихолог

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Словарный запас ребенка Словарный запас ребенка
Организация совместной работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у детей Организация совместной работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у детей
Методическая разработка «Чудо-дерево» Методическая разработка «Чудо-дерево»
Клинический случай из практики логопеда отделения медицинской помощи на дому Клинический случай из практики логопеда отделения медицинской помощи на дому

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.