Игровые упражнения с визуально-графической опорой для развития слухового внимания и восприятия у детей с КИ на логопедических занятиях

Аннотация: В статье рассмотрены специальные приемы работы в комплексе реабилитации ребенка с кохлеарной имплантацией для использования на логопедических занятиях. Описываются упражнения с визуальным альбомом, целью которых является закрепление условно-двигательной реакции на звук, формирование слуховой дифференциации различных неречевых звуков, формирование и закрепление навыка слухового сосредоточения и умение запоминать нужный звук, отличать его от других, соотносить его с графическим изображением и определять локализацию звука в пространстве.

Данные упражнения могут быть использованы специалистами на занятиях в условиях образовательного учреждения, а также родителями в домашних условиях.

Игровые упражнения с визуально-графической опорой для развития слухового внимания и восприятия у детей с КИ на логопедических занятиях

Фонематический слухДети после кохлеарной имплантации нуждаются в специализированном сопровождении специалистами-логопедами, которое включает в себя проведение коррекционно-развивающих занятий, консультирование родителей и членов семьи для наиболее эффективной работы по формированию и развитию речи ребенка.

Слуховое восприятие чрезвычайно важно для развития устной речи ребенка. Только научившись слышать и различать речь других людей, ребенок с КИ сможет благополучно развивать собственное вербальное продуцирование.

Поэтому так важно научить ребенка слушать и слышать. Эта работа проводится длительное время и требует большого внимания и упорства как со стороны родителей, так и со стороны педагогов.

Автором статьи разработаны и апробированы на практике игровые упражнения с использованием визуально-графической опоры. Данные упражнения могут быть использованы на начальном этапе работы с ребенком для закрепления навыка произвольного слушания, закрепления навыка условно-двигательной реакции на звук, навыка дифференциации неречевых звуков между собой. Используя визуальный альбом “Ушки слушают”, специалист получает возможность формировать, развивать и закреплять у ребенка навык прислушиваться и различать неречевые звуки между собой, что в свою очередь послужит базисом для дальнейшей работы по слуховому восприятию речевых звуков и их успешной постановки и автоматизации.

При работе с визуальным альбомом “Ушки слушают” ребенку предлагается поэтапно дифференцировать звуки простых музыкальных инструментов, имеющих яркое и специфически окрашенное звучание.

Набор инструментов для работы: пластиковый молоточек, колокольчик, бубен, барабан, ксилофон.

Альбом для упражнений “Ушки слушают” представляет собой комплект листов формата А4 с реалистичными черно-белыми изображениями данных инструментов, сгруппированных в определенном порядке. Количество и расположение изображений на каждом листе варьируется в зависимости от этапа работы, вида задания и его сложности.

Задача ребенка: послушать внимательно инструмент и обвести ту картинку, которая соответствует звучащему инструменту. Если ребенок еще не умеет удерживать фломастер в руке, то педагог помогает ребенку обводить картинки, удерживая фломастер в его руке своей рукой.

Каждый лист альбома отличается от другого и рассчитан на 1 упражнение в структуре логопедического занятия. При желании изображения можно раскрасить. Для того, чтобы листы альбома служили много раз, их можно поместить в файлы или заламинировать.

Работа проводится поэтапно, опираясь на принцип “от простого к сложному”. В зависимости от степени нарушения слуха и индивидуальных особенностей ребенка, работу можно начинать с одним или сразу двумя звуками. Ребенок во время упражнений сидит на стульчике за столиком, перед ним лежит лист альбома с одним видом задания.

Методика проведения упражнений с визуальным альбомом “Ушки слушают”

Этап 1. Вводное занятие по обучению приемам работы с альбомом.

Упражнения с использованием многоразовых файлов и фломастеров.

Для данного вида работы ребенку предлагается заламинированный лист с изображениями звучащих инструментов и один фломастер яркого цвета. Педагог показывает ребенку инструмент, звучит им, дает ребенку “позвучать” тем же инструментом, а потом обводит соответствующую картинку на листе-заготовке. Далее ребенку предлагается послушать «что звучит?» и, по аналогии, самому обвести нужное изображение.

Этап 2. Учим определять наличие и отсутствие звука.

Для данного вида работы ребенку предлагается заламинированный лист с изображениями инструмента и его зачеркнутого изображения (“звука нет”), фломастер яркого цвета. Педагог берет в руки один из инструментов и совершает с ним движения так, чтобы ребенок вынужден был прислушиваться: есть звук или нет. Педагог может совершать движения-обманки, но звук не издавать. Ребенку предлагается обвести нужное изображение:
есть звук — обводим изображение нужного инструмента, нет звука — обводим перечеркнутое изображение инструмента.

Этап 3. Учим определять и дифференцировать звуки инструментов на слух.

Упражнения с использованием многоразовых файлов, фломастеров и ширмы.

Для данного вида упражнений педагог использует ширму или загородку. Ребенок не видит, какой инструмент звучит и должен определить на слух и обвести нужную картинку на листе.

Постепенно материал для упражнения усложняется путем добавления количества новых инструментов.

Этап 4. Учим определять локализацию звука в пространстве.

Упражнения с использованием многоразовых файлов, фломастеров и дополнительного оборудования для определения локализации звука в пространстве.

Для данного вида упражнений педагог использует тот же набор инструментов, что на предыдущих этапах, но звуки извлекаются в разных местах помещения: рядом с ребенком, за дверью кабинета (для этого потребуется помощь другого взрослого), внутри картонной коробки, внутри объемной кастрюли или таза, над головой ребенка (для отработки понятия “вверху”), под стульчиком ребенка (для отработки понятия “внизу”).

Таким образом, имея визуальную опору, ребенок учится прислушиваться к звучанию различных шумов, запоминать их, дифференцировать между собой, закрепляет навык слухового сосредоточения, развивает слуховое внимание и восприятие, развивает графо-моторные навыки и навыки ориентировки в пространстве и на листе бумаги.

Альбом доступен для распечатывания по ссылке: https://docs.google.com/presentation/d/1fsIXlo2tGi25kdHNpJkxFF7y7pywHMkqi-kAH9YRKg0/edit#slide=id.g11ac51c6ecc_0_26

Учитель-логопед
И.В. Малкова.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.