Краткая аннотация: Нашу школу, как и многие другие школы, накрыла волна мигрантов. Большая часть детей не владеет русским языком или владеет им на очень минимальном уровне (0 уровень). Уже третий год наша школа учувствует в Региональном проекте «Одинаково разные» с поддержкой Министерства Образования Калужской области. В проекте принимают участие дети-инофоны. Ведутся занятия по социализации (психолог) и обучение русского языка как иностранного (моя группа).
Хочу представить вам фрагмент занятия с детьми 1 классов (8-9 лет), с 0 уровнем. Основная задача этого занятия пополнить и расширить словарный запас детей. По содержанию, оно очень близко к логопедическим занятиям по лексическим темам в детским саду (6-7 лет).
Конспект фрагмента занятия по теме «Транспорт»
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Транспорт» (обобщающее занятие)
Задачи:
- коррекционно-образовательные: расширить словарный запас детей по теме «Транспорт»; изучить понятия «наземный», «водный», «воздушный», «подземный» транспорт; умение образовывать: уменьшительно-ласкательную форму слов, согласование числительных с существительными, антонимы.
- коррекционно-развивающие: развитие познавательных процессов детей (внимания, мышления, памяти); развитие зрительного и слухового восприятия; развитие мелкой моторики рук.
- коррекционно-воспитательные: формировать навыки активности, самостоятельности, доброжелательности, умения работать в команде.
Оборудование: общая картинка с различными видами транспорта; разрезные картинки с водным, наземным, подземным, воздушным транспортом; изображения воды, неба, дороги, листы с графическими заданиями.
Ход занятия:
Организационный момент
Посмотрите все на меня!
Сегодня экскурсоводом работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
(Улыбнемся друг другу)
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
Учитель: Настроение хорошее? Чувствуете тепло в груди от солнечного лучика?
Дети: Даа!
Учитель: — Ребята, тема нашего урока зашифрована, что бы ее разгадать, нужно очень постараться… (определи первую букву каждого слова, собери буквы в нужной последовательности и получится слово – тема урока)
Дети: собирают из букв слово транспорт – ТРАНСПОРТ!
Учитель: — Правильно, тема урока транспорт
Расширение словаря детей по теме «Транспорт»
Повторяем с детьми названия видов транспорта, попросить детей показать/назвать различные части транспорта: колёса, фары, сидения, крылья, вёсла…
• Дидактическая игра «Что? Где?»
На доске карточки с изображением дороги, моря, неба.
Учитель поочерёдно демонстрирует картинки с транспортом. Дети должны определить, какой транспорт движется по земле, какой по воде, какой по небу и прикрепить карточки под соответствующее изображением.
Лодка, пароход, яхта, катер – вода.
Самолет, вертолёт – воздух.
Автобус, трамвай, троллейбус, легковой автомобиль – дорога.
Учитель: — Дети, как мы назовём одним словом транспорт, который движется по воде?
Дети: — Водный.
Учитель: — А транспорт, который летит по небу (который мы можем увидеть в воздухе)?
Дети: — Воздушный.
Учитель: А как мы назовем транспорт, который движется по дороге (по земле)?
Дети: — Наземный.
Учитель: — Ребята, а кто-нибудь катался на метро? Где движется этот транспорт?
Дети: — Под землёй.
Учитель: — Правильно. И такой вид транспорта называется подземный.
• Дидактическая игра «Назови ласково»
Учитель: — Сейчас я буду назвать вам виды транспорта(или его часть) а вы должны назвать его ласково.
Самолет — самолетик
Грузовик – грузовичок
Машина – машинка
Вертолет – вертолетик
Вагон – вагончик и т.д.
• Загадки про транспорт:
Чудесный длинный дом, Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины И питается бензином… (Автобус) |
Удивительный вагон! |
Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает Отправляется в полет быстроходный… (Вертолёт) |
Вот стальная птица, В небеса стремится, А ведёт её пилот. Что за птица? (Самолёт) |
Это конь не ест овса, Вместо ног — два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (Велосипед) |
Пьет бензин, как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей, Ты знаком, конечно, с ней! (Машина) |
Чудо-птица – алый хвост, Полетела в стаю звезд. (Ракета) |
• Дидактическая игра «Светофор»
Машин на наших улицах много, и мы с вами должны быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
Учитель: — Что помогает нам перейти дорогу?
Дети: — Светофор.
Учитель: — Правильно. Предъявляется предметная картинка с изображением светофора.На какой сигнал светофора мы можем переходить дорогу? А на какой сигнал нельзя? Дети: — На красный переходить дорогу нельзя. А на зелёный можно.
• Дидактическая игра «Сколько слогов»
Учитель раздает детям карточки с изображением транспорта и предлагает детям определить количество слогов в этих словах. Количество слогов определяется хлопками.
• Дидактическая игра «Найди слово»
Учитель раздает детям карточки-ребусы, в которых нужно найти слова по теме.
• Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Поезд длинный – автобус короткий
Пароход большой – катер маленький
Самолет быстрый – велосипед медленный
Грузовик высокий – автомобиль низкий
Вертолет тяжелый – самокат легкий
Трактор шумный – велосипед тихий
• Дидактическая игра «Посчитай–ка »
Учитель предлагает картинки с изображением транспорта, нужно сосчитать их до 5, обращаем внимание на меняющиеся окончания
1 машина, 2…5 – машин
1 самолет, 2…5 – самолетов
1 лодка, 2…5 – лодок
1 велосипед, 2…5 – велосипедов
1 автобус, 2…5 – автобусов
• Дидактическая игра «Жадина» (мой, моя, моё)
• Развитие мелкой моторики (межполушарное взаимодействие)
Ребята аккуратно двумя руками одновременно обводят по контору ракету
• Игры с пальчиками на межполушарное взаимодействие
Итог занятия
Учитель: «Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили (о транспорте)? А о каком транспорте (наземном, водном, воздушном)? Что помогает регулировать движение на дороге?
Марина Александровна Матюшина,
учитель-логопед