Словарный запас ребенка

Словарный запасТермин «словарный запас» стал пониматься очень широко. Он обозначает любую работу над словом: подбор слов для иллюстрации грамматического правила, морфологический анализ слов, образование определенных форм или новых слов из этих слов и аналогичные упражнения, независимо от задачи изучения сложных для них слов.

К началу школы ребенок испытывает активную нехватку лексических средств. Ребенок несет с собой в класс довольно большой запас расплывчатых, красочных, непродуманных, но часто переживаемых идей, запас настолько велик, что можно справедливо сказать, что у ребенка едва ли достаточно языковых ресурсов, чтобы передать это внутренний запас.

Такое противоречие в характере словарного запаса ребенка этого возраста объясняется тем, что к началу обучения в школе он учится использовать язык для целей общения и мышления. Он бессознательно овладевает языком (и его словарным запасом) в пределах повседневных потребностей. С приходом ребенка в школу начинается новый этап в его языковом развитии. На этом этапе он начинает осознавать языковые средства, которые усвоил в дошкольном возрасте.

Однако зачастую словарного запаса, который ребенок слышит и использует в повседневной жизни, недостаточно для выражения чувств, мыслей, а при обучении в школе — для понимания изучаемого материала, поскольку в условиях общения в семейном кругу только можно достичь самого первого, элементарного уровня владения языком.

Обогащению словарного запаса дошкольников способствует словарная работа, в процессе которой они понимают значение слов и используют их в своей речи. Чтобы словарный запас детей старшего дошкольного возраста действительно обогатился, работа со словом должна вестись систематически и на междисциплинарном уровне.

Понятие «словарный запас» в научно-методической литературе

Лексика человека характеризуется как количественно, так и качественно. К моменту поступления в школу, в старшем дошкольном возрасте, словарный запас ребенка составляет в среднем от 3000 до 7000 слов.

Ребенок старшего дошкольного возраста уже имеет словарный запас, достаточный для общения, и до такой степени овладевает всей сложной системой грамматики, в том числе тончайшими схемами синтаксического и морфологического порядка в русском языке, а также твердым и безошибочным использованием множества необычных явлений, которые стоят особняком, что освоенный русский язык становится для него поистине родным, а ребенок получает в нем совершенный инструмент общения и мышления.

К началу школы ребенок испытывает активную нехватку лексических средств. Ребенок несет с собой в класс довольно большой запас расплывчатых, красочных, непродуманных, но часто переживаемых идей, запас настолько велик, что можно справедливо сказать, что у ребенка едва ли достаточно языковых ресурсов, чтобы передать это внутренний запас.

Такое противоречие в характере словарного запаса ребенка этого возраста объясняется тем, что к началу обучения в школе он учится использовать язык для целей общения и мышления. Он бессознательно овладевает языком (и его словарным запасом) в пределах повседневных потребностей. С приходом ребенка в школу начинается новый этап в его языковом развитии. На этом этапе он начинает осознавать языковые средства, которые усвоил в дошкольном возрасте.

Однако зачастую словарного запаса, который ребенок слышит и использует в повседневной жизни, недостаточно для выражения чувств, мыслей, а при обучении в школе — для понимания изучаемого материала, поскольку в условиях общения в семейном кругу только можно достичь самого первого, элементарного уровня владения языком. Описывая речь ребенка к моменту поступления в начальную школу, Н.И. Жинкин отмечает, что в окружающей среде ребенок понимает больше, чем может передать словами. Психолог объясняет этот факт тем, что лексическая и грамматическая подсистемы язык ребенка остается далеко не развитым.

Активный словарный запас особенно мал, а умение выстраивать логически последовательную речь не формируется, поэтому необходимо обогащать активный словарный запас учащихся и развивать умение выстраивать логически последовательную речь. Исследователи речи дошкольников старшего возраста считают, что следствием несовершенства их словарного запаса являются: частое повторение одних и тех же слов; неадекватность слов и понятий; неточность употребления слов в речи; невозможность стилистически дифференцировать подбор лексики при построении текста; неумение использовать тропы и другие образные средства языка.

Замечено, что плохой словарный запас постоянно сочетается с плохим синтаксисом. Плохой словарный запас часто мешает успешной орфографии. При проверке орфографии безударных гласных дошкольники старшего возраста часто не находят нужных проверочных слов, поскольку их нет в активном словарном запасе.

Количественное обогащение предполагает, прежде всего, узнавание человеком новых слов и их предметно-концептуальную релевантность для данного языка. По данным М.Р. Львова, словарный запас учащихся с ускорением увеличивается количественно более или менее равномерно, и каждый день в старшем дошкольном возрасте он пополняется в среднем на 4-5 слов. Работа над количественным аспектом словаря позволяет устранить следующие из отмеченных выше недостатков в усвоении ребенком значения слова: не запоминает слово, но знает его значение, не знает значения слова, слово отсутствует в его активном словаре.

Но количественное улучшение словарного запаса — это не только увеличение детского словарного запаса новых лексем, но и новых сем в словах, которые они знают. Поэтому знакомство детей старшего дошкольного возраста с разными значениями одного и того же слова, в том числе переносными, также является элементом количественного обогащения их словарного запаса. Такая работа поможет детям избавиться от слишком прямолинейного, поверхностного понимания значения слова, позволит понять механизм возникновения переносных значений в словах.

Количественный рост словарного запаса невозможен без его качественного улучшения. И наоборот, качественное улучшение словарного запаса и речи учеников возможно только при наличии достаточного словарного запаса.

Под качественным улучшением словарного запаса понимается уточнение семантики общеизвестных слов, замена литературных слов в лексике учеников эквивалентными и литературными словами, раскрытие словосочетания, установление смысловых связей между словами (на основе ассоциаций). К.Б. Бархин, Е.С. Истрина подчеркивают необходимость именно такого направления в пополнении словарного запаса дошкольников, поскольку у детей много слов, но беда в том, что слово, заимствованное из книги, из разговоров других, часто опережает мышление ребенка и часто это не соответствует степени его понимания, способности полагаться на ассоциации.

Неслучайно Л.П. Федоренко называет принцип понимания языковых значений важнейшим принципом обучения русскому языку. Словарь может меняться не только по ширине, но и по глубине. Движение в этой последней плоскости чрезвычайно важно, так как оно связано со все более полным пониманием семантики слов детьми, которые они уже используют.

Более точное понимание ребенком значения слова, его сочетаемости поможет избавиться от огромного количества речевых ошибок, возникших на основе этого.

Только знакомство с семантикой слова еще не делает его частью активного словарного запаса дошкольника. Слово невозможно выучить, не употребляя его в речи, еще К.Д. Ушинский выделял, прежде всего, функциональную сторону работы со словом, что у детей запас слов и форм родного языка обычно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом.

Умение подбирать и употреблять то или иное слово в его характерном значении в зависимости от цели высказывания, это соседство с другими словами — один из первых и важнейших шагов в развитии лексической культуры и, в целом, речевая культура детей. Таким образом, конечной целью пополнения словарного запаса старших дошкольников является использование детьми слов в их собственных высказываниях, поэтому методика говорит об активации слова в словаре дошкольников.

Активация означает перевод слова из пассивного словаря дошкольников в активный. Активная и пассивная части словарного запаса различаются в речи каждого носителя языка с точки зрения употребления слов в речи [22].

Основная долговременная память на слова формируется в моторном анализаторе речи. В этой памяти хранится активная лексика, а слуховой и зрительный анализаторы образуют память для распознавания слов в звуковых и буквенных кодах — это пассивный словарь, по мнению Н.И. Жинкина.

M.T. Баранов указывает на главное отличие активной лексики от пассивной, которое проявляется, прежде всего, в уровне усвоения слова: владеть словом — значит не только соотносить его с действительностью или понятием. Знание слова предполагает знание его семантики, совместимости и объема. Если доктрина понимает значение слова, знает, как правильно сочетать его с другими словами и соответствующим образом использовать в своей речи, то это слово включается в его активный словарь.Если слово в сознании учащегося соответствует реальности или концепции, и он понимает ее, по крайней мере, в ее наиболее общей форме (знает общие характеристики реальности или концепции), то такое слово включается в пассивный словарь учащегося.

Вероятность употребления такого слова в речи невелика. M.T. Баранов подчеркивает, что в период детства между активной и пассивной лексикой в активной лексике достаточно подвижно: активная лексика увеличивается за счет новых слов, а также за счет перехода пассивных слов в активную лексику. Задача преподавателя — помочь учащимся освоить совместимость и объем пассивных слов, тем самым переведя их в активный словарный запас.

M.T. Баранов называет социальные, психологические и методологические причины того, что определенные слова в речи дошкольников входят в активную или пассивную лексику. Также имеется в виду социальное табу, запрет на использование определенных слов (вульгаризмов, жаргона), хотя в ситуациях общения друг с другом их довольно активно используют даже старшие дошкольники. К психологическим — застенчивость детей употреблять определенные общеизвестные слова и подсознательное стремление сэкономить языковые усилия.

Среди методических причин — необразованность детей старшего дошкольного возраста в словосочетании, выборе слов в зависимости от области общения. Все вышеперечисленные причины в той или иной степени увеличивают или уменьшают вероятность употребления слов в речи учеников.

Баранов М.Т. в методике обогащения словарного запаса дошкольников однозначно выделяются два направления: парадигматическое (пополнение и улучшение словарного запаса учащихся) и синтагматическое (использование необходимых слов из их словарного запаса в процессе построения связных высказываний).

Парадигматическое обогащение словарного запаса учеников происходит на количественном и качественном уровне. Количественное увеличение происходит за счет перемещения некоторых слов из пассивного словаря дошкольников в активный словарь. Качественное улучшение словарного запаса дошкольников происходит за счет уточнения значения уже известных им слов, раскрытия их смысловых отношений в языке, а также за счет замены нелитературных слов в лексике детей старшего дошкольного возраста эквивалентными и литературными словами. Обогащение словарного запаса учеников по синтагматическому направлению предполагает обучение их сочетанию слов, умению правильно и точно использовать слово в своей речи.

Обогащению словарного запаса дошкольников способствует словарная работа, в процессе которой они понимают значение слов и используют их в своей речи. Чтобы словарный запас детей старшего дошкольного возраста действительно обогатился, работа со словом должна вестись систематически и на междисциплинарном уровне.

Содержание лексической работы на занятиях по развитию речи определяется тем, что она вызывает затруднения у детей в усвоении того или иного слова. Так называемые «сложные» слова — предмет особого внимания учителей. В методике существует широкий и узкий взгляд на эту группу слов. В самом широком смысле «трудный» относится к словам, вызывающим у детей различные затруднения, чаще всего орфографические (слова с безударной гласной в корне слова).

Н.Н. Альгазина предложила разделить их на следующие группы: слова, трудные для дошкольников с точки: письмо (велосипед, отлично); орфография и произношение (комбайнер, с глазу на глаз); написание и значение (жокей, без удержу); написание и общение с другими словами (перила); написание, значение и связь слов с другими словами (реагировать); написание, значение, произношение и связь с другими словами (гантель). На основе такой классификации легче проводить дифференцированный подход к словам, вызывающим различные трудности в знакомстве с ними.

К сожалению, чаще термин «сложные слова» понимается более узко: это просто слова, написание которых в современном языке не поддается проверке и которые трудно проверить. В основе написания таких слов лежит исторический принцип правописания, согласно которому морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их с помощью современного литературного языка невозможно, поэтому рекомендуется запомнить их написание. По данным Д. Н. Богоявленского, ошибок в написании сложных слов почти в 6 раз больше, чем легких (24% И 3,6%). Непроверяемые написания составляют 30-35% по сравнению с проверяемыми. Эти числа демонстрируют необходимость и важность работы с такими словами.

Однако, несмотря на бесспорную необходимость формирования орфографической грамотности учащихся, всю словарную работу превратить в лексику и орфографию невозможно. Работа по орфографии учащихся имеет смысл только в общем контексте развития их речи. Об этом писали известные методисты: В.И. Чернышев, К.Д. Алферов, М.А.Рыбникова, К.Б. Бархин, Э. Истрина и др.

Термин «словарный запас» стал пониматься очень широко. Он обозначает любую работу над словом: подбор слов для иллюстрации грамматического правила, морфологический анализ слов, образование определенных форм или новых слов из этих слов и аналогичные упражнения, независимо от задачи изучения сложных для них слов.

Столь широкое понимание терминологической лексики труд приводит к стиранию специфики произведения, обозначаемого этим термином, а потому, по мнению В.А. Добромыслова, не оправдано. Он пытается четко определить круг задач, которые могут быть решены в рамках словарной работы, под которой под словарной работой понимается систематическая, целенаправленная работа в области словарного запаса, проводимая с целью овладения учениками незнакомыми или знакомыми, но сложная для них лексика. Особое внимание ученый уделяет работе над семантикой слова.

Объект лексической работы — слово в лингвистике определяется как «важнейшая структурно-смысловая единица языка, которая тесно связана со всеми его уровнями» (Энциклопедия «Русский язык»). Слово сложное и многогранное. Каждое значащее слово отличается своей звуковой (а в письменной форме — буквенно-цифровой) оболочкой, составляющей «естественную материю» слова, его лексическим значением и грамматическим значением, которое выражается в слове через формальные показатели. Слово как наименьшая языковая единица, имеющая самостоятельное лексическое и грамматическое значение, входит в состав более крупных языковых единиц, составляющих синтаксический уровень языка: фразы, предложения, текста.

Таким образом, в языке, по мнению известного современного лингвиста и методиста М.Ю. Максимова с одной (внутренней) стороны все в слове и для слова, а с другой (внешней) стороны — все, от слова до предложения, в синтаксис.

Столь центричное понимание языковой системы Л.Ю. Максимов называет его логоцентрическим по аналогии с гелиоцентрической структурой нашей вселенной. Он отмечает, что действительно, слово — это Солнце языковой системы: в нем, как и на Солнце, при огромном давлении и температуре сочетание и происходит распад элементов, и исходящее от него излучение достигает самых отдаленных уголков языковой вселенной, обеспечивая движение, гармонию и жизнь всего, что движет в ней живые существа. Л.С. Выготский назвал это слово прямым выражением исторической природы человеческого сознания.

Исходя из современного понимания термина «словарная работа», все разнообразие его приемов можно разделить на две группы: приемы, предназначенные только для запоминания написания так называемого «трудного» слова и техники, разработанные для осознанного понимания значения и написания слова. Основным среди этих приемов является использование этимологии.

Меликова Мария Владимировна,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Организация совместной работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у детей Организация совместной работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у детей
Методическая разработка «Чудо-дерево» Методическая разработка «Чудо-дерево»
Клинический случай из практики логопеда отделения медицинской помощи на дому Клинический случай из практики логопеда отделения медицинской помощи на дому
Игровая дидактика как средство обучения детей с ОВЗ Игровая дидактика как средство обучения детей с ОВЗ

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.