В статье рассмотрен вопрос о важности комплексного обследования пациентов с нарушениями голоса.
Голос является главным звеном сложного коммуникативного процесса. С развитием общества, образования, культуры искусства постоянно увеличивается число людей речевых и голосовых профессии. Голосовая функция является важнейшим компонентом экспрессивной речи.
Нарушение голоса в настоящий момент привлекает все больше внимания специалистов, работающих в различных сферах культуры образования и медицины.
Не всегда, простудные заболевания являются причиной ухудшения голоса, по этой причине необходимость комплексного обследование с привлечением фониатров, фонопедов, неврологов, эндокринологов, терапевтов является главной составляющей при постановке верного диагноза и реабилитации пациентов.
Ключевую роль в оказании специализированной помощи имеют фониатры и фонопеды.
Врач фониатр занимается диагностикой голоса и развитием его функциональных возможностей. Именно он после первичного осмотра терапевтом доложен принять участие в диагностике реабилитации пациента. В процессе восстановления голоса должен проводится не только медикаментозный курс, а так же специальная голосовая реабилитация-фонопедия.
Использование медикаментов и фонопедических упражнений дает быстро восстановить утраченный голос.
Фонопедия — это раздел логопедии занимающийся восстановлением и профилактикой голоса специальными педагогическими техниками.
Фонопедия является основным, высокоэффективным и не инвазивным методом реабилитации голосовой функции.
Курс занятий делиться на следующие этапы:
- подготовительный , включающий рациональную психотерапию;
- коррекция физиологического дыхания ;
- функциональные тренировки голосового аппарата специальными упражнениями;
- тренировки координации фонации и дыхания;
- закрепление коммуникативных навыков восстановленного голоса.
Целью фонопедических занятий является привить и закрепить правильные голосодыхательные навыки и восстановить нарушение баланса между отделами голосового и дыхательного аппарата, которые принимают участие в голосообразовании.
Восстановительное обучение следует начинать в ранние сроки. Это обеспечит лучший прогноз.
При реабилитации голоса, важно уделить особое внимание выработке костно-абдоминального дыхания — установления дыхательной опоры -осознанного замедления выдоха в момент речи. Далее работа осуществляется по методикам соответствующая диагнозу пациента.
Знамений итальянский тенор Э.Карузо говорил, что на умении набрать достаточного воздуха и умении его правильно и экономно использовать держится все искусство пения. Это можно отнести и к речевому голосу , который без хорошего дыхания малопродуктивен.
Садыкова Алсу Федаилевна,
логопед-фонопед