Использование инновационных методов в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Современный образовательный процесс, внедрение программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» требует от педагогов нового подхода к собственной деятельности, использование новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения детей. Важная особенность этой программы – смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребёнка, который находится в центре воспитательного процесса.

Именно поэтому особенно актуальна проблема оптимизации познавательной деятельности детей как одного из главных средств умственного развития [1].

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям. Речь становится основным механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи принимает глобальный характер.

Основная задача педагогов, работающих с дошкольниками, — формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи.

Достаточное количество детей испытывают трудности в усвоении  как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с  общим недоразвитием речи  (ОНР).  У таких детей проявляются следующие речевые недостатки: ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение фразы, фонетико-фонематическое несовершенство. Наряду с недоразвитием всех компонентов языковой системы, большинство таких детей имеют нарушение внимания, словесно-логического мышления, и это, в свою очередь, ведёт к трудностям овладения связной речью, что выражается в разной степени – от полного отсутствия развёрнутого высказывания до речи с рядом недочётов, ошибок, неточностей [2].

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогам в логопедической группе приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми  нового материала. Одним из таких средств, является моделирование.

В современной научно – педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научное исследование и практика подтверждают, что наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного  возраста [4].

Порождение речевого высказывания начинается с формирования мотива высказывания. Психолог Л.С. Выготский  рассматривал весь процесс порождения речевого высказывания как движение от мотива, порождающего какую-либо мысль, к развёртыванию самой мысли во внутренней речи, а затем в значениях слов внешней речи и, наконец, в словах.

Учёные (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.) утверждают, что метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память [3].

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Речевое высказывание можно определить как речевое действие, включенное в целостный акт деятельности в целом. В речевом действии выделяется содержательная сторона, связанная с задачей действия, и операционная сторона структуры речевого акта, обусловленная условиями действия. А.А.Леонтьев в своей работе  представил следующую схему модели порождения речевого высказывания: мотив – мысль – внутреннее программирование – лексическое развёртывание – грамматическое конструирование – моторная реализация – внешняя речь [5].

У детей логопедической группы в работе этого механизма происходит сбой. Поэтому в их высказываниях отсутствует чёткость, последовательность, точность. Предложения грамматически не оформлены, в то время как связная речь -  это именно смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений.

По мнению Т.А. Ткаченко, традиционно принятые в логопедической работе виды упражнений, как пересказ объёмного текста без наглядной опоры, описание предметов и объектов, придумывание конца к рассказу педагога, составление рассказа по опорным словам, оказываются недоступными большинству воспитанников. Поэтому необходимо найти вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребёнка развёрнутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, с помощью которой происходит речевой акт.  [6].

В настоящее время существуют различные приёмы и методы развития речемыслительной деятельности детей. В своей работе педагогам целесообразно использовать ряд приёмов на основе наглядного моделирования, т.е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Реализуя данную технологию, педагогам логопедической группы необходимо ставить перед собой следующие задачи:

- обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

- учить последовательности, логичности, полноте изложения;

- развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную  память;

- снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении;

- развивать мелкую моторику у детей.

На разных возрастных этапах, в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приёмы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители,  таблицы с элементами мнемотехники.

Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в качестве средства, облегчающего развитие общения, а также как подготовительный этап к усвоению письма и чтения детьми с проблемами в речевом развитии.

В своей работе я использую пиктограммы с изображением слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, схемы  предлогов. Вариантов применения пиктограмм разнообразно. Детям предлагаются задания типа: исправить ошибку и произнести правильное предложение, составить из пиктограмм произнесённую фразу и.т.д. Эти задания вызывают у детей большой интерес и желание выполнять их.

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадраты, круги, овалы, различающиеся по цвету и величине.

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с народных сказок (лиса оранжевая, медведь большой коричневый и.т.д.). Сначала достаточно, чтобы ребёнок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки. Данный приём моделирования обеспечивает единство речевой и мыслительной деятельности.

Приёмы  мнемотехники («мнезис» в переводе с латинского означает «память») призваны облегчить запоминание  и увеличить объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.

Таблицы с элементами мнемотехники служат дидактическим материалом в работе по развитию речи. Их использование очень эффективно при составлении описательных рассказов, заучивании стихов,  отгадывании загадок.

В своей работе я использую методику обучения связной речи Т. Ткаченко (обучение рассказыванию по схемам). Она основана на непроизвольном запоминании. При обучении составлению рассказов я пользуюсь схемами  Т.А.Ткаченко, которые видоизменяю и дополняю, также использую в работе по развитию связной речи приёмы мнемотехники.  Использую схемы при обучении детей не только составлению описательных рассказов, но и пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании  связной речи. При пересказе совершенствуется структура речи, произношение, выразительность речи, углубляется умение строить предложения в целом.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом  возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (наглядные модели, схемы, таблицы и.т.д.). Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо использовать в системе коррекционной  работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, метод наглядного моделирования. Который  помогает нам задействовать зрительную, слуховую, двигательную память, совершенствует мышление и речь, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес детей к активной речевой деятельности.

Вихрова С. В.,
учитель-логопед МДОУ «Детский сад №79 комбинированного вида»,
Республика Мордовия, город  Саранск

Литература

1.    Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство».- СПб.: Детство — Пресс, 2000. –  С. 5-6.
2.    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. -  М.: Айрис-пресс, 2004. –  С. 5-7.
3.    Венгер Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? – М.: Знания, 1994.- С.156.
4.    Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста  с общим речевым недоразвитием.- М.: АРКТИ, 2004.- 168 с.
5.    Леонтьев А.А. Язык, речь и речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. –  С. 214 .
6.    Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении рассказов. // Дошкольное  воспитание №10, 1990.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом

Посмотрите ещё:

Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»

Один комментарий к материалу: "Использование инновационных методов в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

  1. Ольга:

    Интересная статья. Попробую тоже использовать мнемотехнику в работе.
    Пиктограммы я использую для характеристики звуков.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.