Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»

ЗимаМетодическая разработка: Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе с детьми с ФФН на тему: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана».

Цель:

  • закреплять умение составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Зима».
  • закреплять умение составлять простые предложения по картине;
  • упражнять в употреблении предлогов;
  • упражнять в употреблении существительных в Р. п.;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать связную речь, формировать целостное впечатление о изображенном на картине, диалогическую и монологическую речь дошкольников;
  • коррегировать направление длительного выдоха посредством игры «Оживляем снежинки»;
  • развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

  • формировать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии;
  • воспитывать доброжелательное отношение, желание помочь в трудной ситуации.

Оборудование:

  • карточки –отгадки к загадкам с изображением: вьюги, льда, рукавички, снеговика, кормушки (приложение 1);
  • снежинки на ниточках (приложение 2);
  • сюжетная картина «Зима» (приложение 3),
  • 4 схемы картинно-графического плана рассказа (приложение 4);
  • снеговики по количеству детей (приложение 5);
  • заготовки для снеговиков (приложение 6);
  • цветные карандаши.

Форма занятия:

  • подгрупповое.

Методы:

  • наглядный, словесный, практический.

Литература:

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе.-М., 2013.
  2. Бардышева Т.Ю., Е.Н. Моносова. Комплект наглядных пособий «Обучение связной речи детей 5-6 лет». Картинно-графические планы рассказов.-М.,2014.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед встречает детей в кабинете и приветствует их.

Логопед: — Здравствуйте, ребята!

– Давайте начнем наше занятие с улыбки. Какой может быть улыбка? (Доброй, красивой, открытой, привлекательной, яркой…).

– Улыбнитесь себе, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

- А сейчас я загадаю вам загадки, а отгадки на них вы найдете сами. Каждый из вас по очереди выберет подходящую картинку.

Загадки:

Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья… (вьюга)

Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот —
Не вода в ручье, а… (лед)

Свяжет бабушка их внучке,
Чтоб зимой не мерзли ручки.
Сохранят тепло сестрички —
Шерстяные… (рукавички)

Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло — заплачет вмиг
И растает… (снеговик)

Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз
Акробатка-крохотулька,
Зимний леденец… (сосулька)

Всякая здесь может птица
В зимний холод угоститься.
На сучке висит избушка,
Называется… (кормушка)

Игра «Оживим снежинки»

Логопед: — Пока мы с вами отгадывали загадки, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

(Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.)

Логопед:- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

(Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.)

Сообщение темы:

Логопед: — Ребята, а каком времени года мы отгадывали загадки?

Дети: — Мы отгадывали загадки о зиме.

Логопед:- Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине «Зима».

Составление предложений о зиме в городе по картине. (Логопед помещает на наборное полотно картину)

Логопед:- Какое время года изображено на картине?

Дети: — На картине изображена зима.

Логопед:- Почему вы так думаете?

Дети: — Потому что на улице идет снег. На земле и на крышах домов намело много снега.

Логопед:- Верно. На картине изображена зима. А скажите, пожалуйста, где лежит снег?

Дети:- Снег лежит на тротуарах и дорогах.

Логопед:- Откуда дворники сгребают снег?

Дети: — Дворники сгребают снег с тротуаров.

Логопед:- Откуда убирают снег снегоуборочные машины?

Дети: — Снегоуборочные машины убирают снег с дорог.

(Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями)

Динамическая пауза: «Зимушка-зима»

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Логопед: — А сейчас, чтобы нам было легче составить рассказ по картине «Зима в городе», я предлагаю использовать опорные схемы предложений к этому рассказу. На прошлых занятиях мы с вами уже составляли предложения по этим схемам.

- В тексте нам встретится схема маленького слова-предлога.

- Вспомните, пожалуйста, какой предлог обозначает эта схема?

Дети: — Это схема предлога «С».

(Логопед вывешивает схему предлога «С»)

Логопед: — Что обозначает на схеме «стрелочка»?

Дети: — «Стрелочка» обозначает — действие.

Логопед:- Послушайте мой рассказ по этому плану.

(Логопед составляет рассказ по опорным схемам)

  1. Наступила зима.
  2. Снег лежит на тротуарах и дорогах.
  3. Дворники сгребают снег с тротуаров.
  4. Снегоуборочные машины убирают снег с дорог.

Логопед:- Ребята, составьте теперь вы предложения по изображенным схемам.

(Дети составляют по одному предложению)

Логопед: — Ребята, а кто хочет самостоятельно рассказать весь рассказ по опорным схемам.

(Дети составляют рассказ по плану)

Логопед:- Ребята, а что вы все любите лепить из снега на улице зимой?

Дети: — Мы лепим снеговика.

Логопед:- А сейчас посмотрите, что у меня есть. Что это?

Дети: — Это снеговики.

Логопед:- А что не хватает нашим снеговикам?

Дети:- У них не дорисованы глаза, нос, рот, ведро и т.п.

Логопед: — Как мы можем помочь этим снеговикам ?

Дети: — Мы можем дорисовать им недостающие детали.

(Дети рисуют)

Итог занятия:

Логопед:- Ребята, о каком времени года мы сегодня составляли рассказ? Вы любите зиму? А за что вы ее любите?

Ответы детей. Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.

Оценка работы детей:

Логопед:- За ваши хорошие рассказы и полные ответы на занятии получите в подарок и этих веселых снеговиков.

Ульяновская Светлана Геннадьевна,
учитель-логопед
МБДОУ №14 поселка Андреевское
Александровского района Владимирской области

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическая викторина Логопедическая викторина
Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР Звуки С-Ш — конспекты логопедических подгрупповых занятий для детей ФФНР
Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов» Конспект открытого логопедического занятия по связной речи на тему «Дикие животные наших лесов»
Логопедическое занятие в 1 классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков» Логопедическое занятие в 1 классе на тему «Путешествие Буратино по стране звуков»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.