Статья о важности участия родителей в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений.
Известно, что ранний возраст является сензитивным периодом в развитии большинства психических функций. И развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: пополняется словарный запас, улучшается оформление, звучание слов.
Но, к сожалению, большинство детей в этом возрасте говорят не достаточно отчетливо и неправильно произносят отдельные звуки (пропускают, заменяют, либо переставляют звуки местами). В словах переставляют слоги, нарушая слоговую структуру. Особую тревогу вызывает явное преобладание полиморфных форм нарушений над мономорфными.
Важно учитывать, что возрастные своеобразия звукопроизношения в младшем возрасте могут проявляться лишь в трех вариантах:
- В полном отсутствии того или иного звука,
- В его замене другим правильно произносимым звуком,
- Во временном смешении двух разных звуков.
Если же произношение звуков картавое, межзубное, боковое, то это свидетельствует о наличии каких-то патологических причин, которые не позволяют ребенку усвоить нормальную артикуляцию звука.
Поэтому, уже в этом возрасте необходимо учить детей четко и правильно произносить, слышать и различать звуки, пока дефект еще не упрочнен, и значит легче поддается коррекции.
Важную роль в коррекционной работе по устранению речевых нарушений принимают родители. Но как показывает опыт, лишь немногие серьезно занимаются с детьми дома. Очень часто родители не обращают внимания на дефекты речи ребенка и не придают этому особого значения, либо полагают, что «все пройдет с возрастом». А есть и такие, которые даже не слышат нарушений звукопроизношения.
Семья — это те люди, которые постоянно окружают ребенка, и именно семья, оказывает наибольшее влияние на его речевое развитие. В связи с этим задача логопеда заключается в том, чтобы донести до сознания родителей, что дефект можно и нужно исправлять. Для этого необходимо тесное взаимодействие логопеда с родителями.
Привлекая родителей к коррекционно-педагогическому процессу, педагог учит понимать проблемы ребенка, оценивать его возможности и учит относиться к работе как к серьезному, целенаправленному процессу.
Существует много способов взаимодействия с родителями, это:
- Консультации (индивидуальные, либо подгрупповые),
- Беседы,
- Выступления на собраниях,
- «Круглые столы»,
- Открытые занятия,
- Оформление стендов, папок-передвижек и так далее.
Для достижения оптимальных результатов в коррекции речевого нарушения у ребенка, необходимо придерживаться систематичности в выполнении домашних заданий, очень важно, чтобы дети и родители выполняли задания с желанием и удовольствием, рекомендуется проводить все упражнения в процессе игровых ситуаций, обыгрывать любые режимные и бытовые моменты.
Именно такой подход тесного сотрудничества с родителями позволяет успешно осуществлять коррекцию недостатков речи.
Титкова Светлана Викторовна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ № 1098 (детский сад № 487),
г. Москва