Речевые игры являются одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативной компетентности дошкольников с нарушениями речи.
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека, которое строится в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, где основным результатом деятельности образовательной организации становится не система знаний, умений, навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. В дошкольном возрасте начинают закладываться ключевые компетентности, основной из которых является коммуникативная. Проблема формирования коммуникативной компетентности находится в центре внимания педагогов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.
Формирование коммуникативной компетентности у детей с нарушениями речи затруднено, т.к. речевое недоразвитие является первичным в структуре дефекта данной категории детей. Наблюдения за воспитанниками в детском саду позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Они не умеют выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, спокойно отстаивать свою точку зрения. Также отмечается недостаточность общей культуры поведения. Дошкольники не могут вести разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме. С учетом этого очевидна актуальность проблемы формирования у дошкольников с речевыми нарушениями коммуникативной компетентности.
Однако в педагогической практике на современном этапе образования обозначился ряд противоречий:
- противоречия между традиционными подходами к воспитанию детей с речевыми нарушениями и новыми требованиями к образовательному процессу, изложенными в ФГОС ДО;
- организация образовательного процесса предполагает активное включение в социально-коммуникативное развитие ребёнка родителей, однако позиция современного родителя демонстрирует равнодушное отношение к образовательному процессу;
- современной идеологией образования, ориентирующего личность на самостоятельный поиск новых решений, непрерывное образование «через всю жизнь», и недостаточно развитой мотивацией общения, низким уровнем самостоятельной познавательной, речевой деятельности у детей с нарушением речи.
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях.
Условиями, необходимыми для развития коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями являются:
- социальная ситуация развития ребенка;
- совместная деятельность (ведущая игровая);
- обучение (на основе игровой деятельности).
На основе проведенного анализа, можно сформулировать проблему: самостоятельно у детей с нарушениями речи не формируется коммуникативная компетентность, следовательно, необходима систематическая работа по овладению коммуникативными универсальными учебными действиями. А учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативной компетентности дошкольников с нарушениями речи.
Таким образом, целью деятельности педагога (логопеда, воспитателя) является формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с речевыми нарушениями в игре.
Данная цель реализуется в следующих задачах:
- использование новых форм работы по формированию коммуникативной компетентности;
- привлечение внимания и активное включение в образовательный процесс родителей дошкольника;
- создание условий для реализации коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения.
В процессе совместной образовательной деятельности у дошкольников с нарушениями речи необходимо сформировать следующие коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения;
- умение оформлять коммуникативное намерение высказывания в соответствии с определенным видом общения и речевым жанром;
- умение ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета;
- умение позитивно реагировать, используя средства невербального общения в речевой ситуации, для достижения положительного результата;
- умение корректировать собственное речевое поведение.
Коммуникативная деятельность осуществляется в процессе использования ситуаций реального общения; при организации активной творческой деятельности; в коллективных формах работы; в проблемных ситуациях; в речевых играх; в творческих заданиях, предусматривающих вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.
Этапы работы по формированию коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи.
Основная задача первого этапа – вызвать коммуникативную потребность. Данная задача реализуется при соблюдении следующих условий:
- смена авторитарного стиля общения на демократический;
- соблюдение определенной системы правил, постепенно вводимых в образовательный процесс;
- активное участие детей в организации совместной деятельности, выборе вида деятельности;
- проведение рефлексии – обсуждение с детьми основных моментов деятельности, выяснение их мнения.
Первый этап работы включает:
- формирование положительного настроя на совместную деятельность;
- привлечение внимания к сверстникам;
- обучение осознанию собственных эмоций и ощущений;
- введение невербальных средств общения.
Основная задача второго этапа – формирование представлений о правилах и способах эффективного общения.
Второй этап работы включает:
- дальнейшее развитие невербальных средств общения;
- обогащение способов эмоционального реагирования;
- формирование представлений о правилах общественного поведения и умения осознавать и воссоздавать различные типы взаимоотношений.
Задача третьего этапа – автоматизация выработанных умений в игровой и свободной деятельности.
Коммуникативные умения третьего этапа работы:
- активно вступать в диалог;
- уметь задавать вопросы, слушать и понимать речь;
- строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт;
- ясно и последовательно выражать свои мысли;
- пользоваться формами речевого этикета;
- регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.
У детей дошкольного возраста с нарушениями речи не сформирована коммуникативная компетентность, недостаточно определены и целевые ориентиры. Поэтому педагогу необходимы новые формы работы.
Одной из таких форм являются речевые игры. Игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Организация игровой деятельности в образовательном процессе является требованием ФГОС ДО. Использование речевых игр в коррекционно-развивающей работе имеет свои особенности и преимущества:
- соответствие дидактическим принципам:
- развивающего образования;
- практической применимости;
- полноты, необходимости и достаточности (речевой материал подобран с учетом возраста детей);
- интеграции образовательных областей;
- комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- наглядность (картинки, презентации);
- эффективное использование полученных знаний;
- возможность удерживать внимание и интерес дошкольников;
- подходят для использования в совместной деятельности взрослых и детей;
- возможность учитывать индивидуальные особенности детей.
Речевые игры могут быть направлены на:
- развитие умения устанавливать контакт с собеседником: «Как можно нас назвать по-разному?», «Комплимент»;
- своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»;
- развитие умения выслушать собеседника: «Испорченный телефон»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- развитие умения понимать эмоциональное состояние собеседника: разговор по телефону со сказочными персонажами; произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично;
- развитие умения подмечать желания другого человека: «Подари подарок другу»
- развитие умения вести диалог с взрослым или сверстником: диалог с дежурным, диалог с поваром;
- развитие умения получать необходимую информацию в общении: «Составь рассказ по плану».
Следует отметить, что наиболее результативной будет та деятельность, в которой отмечается преемственность между педагогами и родителями.
Таким образом, речевые игры должны быть включены в образовательный процесс, так как они являются средствами формирования коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, в обществе. Формирование данных компетентностей — важное условие нормального психического развития ребенка с нарушением речи, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Литература:
- Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы //Дошкольное воспитание. 1998. № 6, с.86 — 89.
- Волков Б.С. Воспитание в ребенке самостоятельности, решительности и ответственности //Воспитатель. 2011. № 4, с. 114-120.
- Ворошинина Л.В. Совершенствование творческого рассказывания детей шестого года жизни // Воспитатель. 2011. № 5, с. 73-76.
- Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О.Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. 2003. №2, с.12-16.
- Ельцова О. Детское речевое творчество как условие полноценного общения // Дошкольное воспитание. 2009. № 12, с. 21-24.
- Емельянова Н.И. Воспитание положительного отношения детей к школе // Воспитатель. 2010. № 10, с. 61-67.
- Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2010.
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2005.
- Меркулова О.Н. Игровые задания по развитию речи и плоскостному ориентированию // Ребенок в детском саду. 2012. № 2, с.9-10.
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – СанПиН 2.4.1.3049-13.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Программно-методические рекомендации. – М., 2009.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М., 2008.
- Чаладзе Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи / intel. innovation in education /
Савачаева А.А.,
учитель-логопед