С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
Начальная школа начинается с предшкольного образования.
Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, проблема подготовки к школе, особенно актуальна в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма». В связи с этим невозможно переоценить роль учителя на данном этапе жизни ребенка-логопата.
Роль учителя-логопеда в формировании готовности к обучению в школе детей с тяжелыми нарушениями речи.
Быть готовым к школе – не значит уметь читать,
считать, много знать, а значит быть готовым
всему этому научиться.
Л. А. Венгер
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
Начальная школа начинается с предшкольного образования.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка. Пройденное осмысливается на более высоком уровне.
Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на современные требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Вся дошкольная жизнь ребенка – это и есть его подготовка к школе.
Традиционно выделяются несколько аспектов школьной готовности:
- интеллектуальная готовность.
- эмоционально – волевая готовность.
- социально – психологическая готовность.
- физическая готовность.
Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема, проблема подготовки к школе, особенно актуальна в связи с тем, что их развитие отличается от понятия «норма».
«Есть все фактические теоретические основания утверждать,
что не только интеллектуальное развитие ребенка,
но и формирование его характера, эмоций и личности в целом
находятся в непосредственной зависимости от речи».
Л.С. Выготский.
В логопедических группах мы работаем с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Задачи, стоящие перед логопедической группой:
- обеспечить систему средств и условий для устранения у детей речевых недостатков;
- устранить дефекты звукопроизношения и развить фонематический слух;
- развить навыки звукового анализа и синтеза, сформировать навык чтения;
- уточнить, расширить и обогатить лексический запас;
- сформировать грамматический строй речи;
- развить связную речь.
Диагностическое направление
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.
Логопедическое обследование является структурным компонентом системы работы по развитию звукопроизносительной стороны речи и предполагает:
- установление контакта с ребёнком;
- сбор информации об особенностях раннего речевого развития;
- диагностику уровня развития ВПФ: двигательной сферы, слухоречевой и зрительной памяти, наглядно-образного и вербально-логического мышления, импрессивной и экспрессивной речи, зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия;
- разработку перспективного плана индивидуальной коррекционной работы;
- отслеживание динамики в состоянии произносительной стороны речи (фонематического восприятия, речевой моторики) и слухо-зрительно-двигательной координации (сопоставление результатов обследования до начала обучения, в середине цикла и по его завершении: сентябрь, январь, май). Используем пособия С. Д. Забрамной, О. В. Боровик по обследованию психических процессов; по обследованию речевых процессов применяем методику Елены Косиновой «Уроки логопеда» тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет.
Для реализации задачи исследования разработана “Анкета для родителей”, протокол обследования по всем возрастным группам, “Речевая карта”.
Коррекционно-развивающее направление
Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с ОНР включает ежедневное проведение фронтальных (развитие речи, коррекционное — фонематическое восприятие в мл. и ср. группах; развитие связной речи в старшей и подготовительной к школе группах); подгрупповых и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.
Коррекционно-развивающее направление
Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с ОНР включает ежедневное проведение фронтальных (развитие речи, коррекционное — фонематическое восприятие в мл. и ср. группах; развитие связной речи в старшей и подготовительной к школе группах); подгрупповых и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.
Особое место в практике занимает индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения. К школе ребенок должен владеть:
- правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.
Ученые пришли к выводу, что речь — это канал развития интеллекта.
Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим.
На занятиях по развитию связной речи дети учатся не только составлять разные виды рассказов, но и учатся рассуждать, анализировать, решать проблемные ситуации.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте дети учатся выделять звук из состава слова, проводить звуковой анализ и синтез слов разной сложности, знакомятся с буквами.
Наши выпускники знают и правильно употребляют термины «звук», «буква», «слог», «слово, «предложение», различают гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Таким образом, они идут в школу не просто читающими, но и владеющие навыками звукового анализа и синтеза.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Они часто ослаблены физически. Соответственно, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.
В связи с этим широкое применение получила здоровьесберегающая практика.
Основными задачами при подготовке детей к школьному обучению являются следующие:
- развитие умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого (волевая готовность),
- воспитание интереса и желания учиться в школе (мотивационная готовность),
- развитие речи,
- развитие внимания,
- развитие памяти,
- развитие наглядно-образного мышления,
- развитие мелкой моторики (зрительно-моторная координация).
Работа по подготовке детей с ОНР к школе должна включаться в каждое логопедическое занятие. Основными формами этой работы являются упражнения, игровые приемы и игры, т.к. ведущим видом деятельности дошкольников является именно игра.
Логопед должен также создать доброжелательную обстановку на своих занятиях, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Чтобы усилия педагога были эффективными необходимо:
• нe допускать, чтобы ребенок скучал во время занятии. Если ребенку весело учиться — oн учится лучше. Интерес — лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий,
• повторять упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, нужно сделать перерыв, вернуться к нему позднее или предложить ребенку более легкий вариант,
• не проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса,
• быть терпеливым, не спешить, не давать ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности,
• в занятиях с ребенком нужна мера. Не нужно заставлять ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен,
• дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия, поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму,
• развивать в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научить ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы,
• избегать неодобрительной оценки, находить слова поддержки, чаще хвалить ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивать его слабости в сравнении с другими детьми. Формировать у него уверенность в своих силах.
Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает комплексная система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом. Необходимо активно включать педагогов ДОУ и родителей в процесс комплексной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в период подготовки детей с ОНР к школе, мы создаем коррекционно-педагогические условия для полного общего развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Благодаря этому, наши выпускники оказываются полностью адаптированными и подготовленными к школьному обучению.
Лысогор И.В.,
учитель-логопед