Трудности младших школьников при обучении русскому языку и чтению (шпаргалка для учителей и родителей)
Аннотация: Количество учащиеся начальной школы, испытывающих трудности в овладении чтением и письмом, за последние годы увеличилось. Без выявления причин невозможна эффективная работа по преодолению и повышению школьной успеваемости.
Данная таблица позволяет учителям, родителям распознать специфические ошибки при письме, чтении, а значит своевременно направить ребенка за помощью к логопеду.
Симптоматика |
Причины трудностей |
Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв | Недоразвитие фонематического восприятия.Слабая концентрация внимания. |
Пропуск букв, недописывание слов и предложений | Недостаточность звукобуквенного анализаНеустойчивость вниманияСниженная работоспособность (астеническое состояние) |
Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова, слова из предложения, определение количества названных слов | Несформированность умения производить звукобуквенный анализ, выделять слово из речевого потока |
Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных | Недоразвитие фонематического восприятияНедостаточность звукового анализаОтсутствие ориентации на звуковую структуру слова |
Неразличение на письме сходных по начертанию букв | Недостаточность зрительного анализа |
Недоговаривание, добавление звуков | Недоразвитие фонематического восприятияНедостаточность звукового анализа |
Лишняя вставка букв, удваивание букв | Несформированность звукобуквенного анализаНевнимательность |
При списывании — пропуск букв, слогов, слов; переставление слогов в словах | Недостаточность зрительного анализаНедостаточность звукобуквенного анализа |
Элементы сращивания и расщепления слов; слитное написание с предлогами | Трудности при выделении слова из предложения, разделении словНедостатки в развитии процессов анализа и синтезаПространственные отношения не абстрагируются от предметов |
Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова | Недостаточность процесса синтеза звуковых элементов |
Побуквенное чтение | Несформированность синтеза выделенных звуковых элементов |
Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде.Замена букв по пространственному сходству | Недостаточность зрительного анализаНедостаточное развитие пространственных представленийНе выработана прочная связь между зрительным и двигательным образами буквы
|
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки | Не усвоено понятие «рабочая строка»Нарушена тонкая моторика.Не сформированы зрительно-двигательные координации
Недостаточное развитие пространственных представлений |
При чтении повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней | Не усвоены правила размещения учебного материала в направлении сверху внизНедостаточно развиты пространственные представленияНеустойчивость внимания |
Не усвоено правильное начертание букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр | Недоразвитие микромоторикиНарушение зрительно-моторной координацииНесформированность дифференцированных зрительных образов букв. Неправильный выбор образца при написании буквы |
Неряшливое письмо, неумение правильно «надавливать» на ручку или карандаш | Недоразвитие мелкой моторикиНесформированность определенных личностных качеств |
Очень медленный темп письма | Недостаточное развитие микромоторикиТрудности в произвольном управлении движениямиИнертность нервных процессов |
Искажение почерка (нестабильность графических форм) | Недостатки зрительно-моторной координацииНедостаточность зрительного анализаОтсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы |
Сложности при переводе звука в букву и наоборот | Не усвоены понятия «звук» и «буква», их соотношениеНе выработана ассоциативная связь между звуковой и графической формами буквы |
Неправильное чтение похожих по начертанию букв | Недоразвитие пространственных представлений |
Элементы речи удерживаются в памяти неустойчиво | Недостатки в развитии кратковременной памятиНедостаточное владение произвольным запоминаниемСлабая концентрация внимания |
Трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда | Недостаточное развитие кратковременной памятиНедостаточное владение произвольным запоминанием |
Сложности при переводе печатной графемы в письменную (смешение печатных и письменных букв) | Недостаточность зрительного анализаНедостаточно отдифференцированы зрительные образы печатных и письменных букв |
Тремор (дрожание руки) при письме | Трудности в произвольном управлении микромоторикойФункциональные нарушения нервно-психической сферы (астения) |
Потеря строки при чтении | Неустойчивость произвольного внимания |
Возрастание ошибок к концу работы | Постепенная утрата контроля.Недостаточность саморегуляцииНарушение функции внимания.
Астеническое состояние. |
Ошибки при выполнении конкретных заданий на определенную тему | Не усвоены соответствующие правилаТрудности в применении правила |
Затруднения в употреблении заглавной буквы | Не усвоено правило.Недостаточная гибкость мыслительной деятельности.Широкая иррадиация нервного возбуждения. |
Неумение пользоваться точкой для отделения предложений | Неспособность вычленять предложение из текста.Недостаточное развитие процессов зрительного анализа |
Ограниченный словарный запас | Недостаточное развитие процессов памяти.Слабая познавательная активность. |
Любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само пройдет.
Чтобы исключить неправильное толкование проблем, желательна консультация профессионала.
Захаркина Н.А.,
учитель-логопед