Трудности младших школьников при обучении русскому языку и чтению (шпаргалка для учителей и родителей)

Готовность к чтениюТрудности младших школьников при обучении русскому языку и чтению (шпаргалка для учителей и родителей)

Аннотация: Количество учащиеся начальной школы, испытывающих трудности в овладении чтением и письмом, за последние годы увеличилось. Без выявления причин невозможна эффективная работа по преодолению и повышению школьной успеваемости.
Данная таблица позволяет учителям, родителям распознать специфические ошибки при письме, чтении, а значит своевременно направить ребенка за помощью к логопеду.

Симптоматика

Причины трудностей

Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв Недоразвитие фонематического восприятия.Слабая концентрация внимания. 
Пропуск букв, недописывание слов и предложений Недостаточность звукобуквенного анализаНеустойчивость вниманияСниженная работоспособность (астеническое состояние)
Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова, слова из предложения, определение количества названных слов Несформированность умения производить звукобуквенный  анализ, выделять слово из речевого потока
Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных Недоразвитие фонематического восприятияНедостаточность звукового анализаОтсутствие ориентации на звуковую структуру слова
Неразличение на письме сходных по начертанию букв Недостаточность зрительного анализа
Недоговаривание,  добавление звуков Недоразвитие фонематического восприятияНедостаточность звукового анализа
Лишняя вставка букв, удваивание букв Несформированность звукобуквенного анализаНевнимательность 
При списывании — пропуск букв, слогов, слов; переставление слогов в словах Недостаточность зрительного анализаНедостаточность звукобуквенного анализа
Элементы сращивания и расщепления слов; слитное написание с предлогами Трудности при выделении слова из предложения, разделении словНедостатки в развитии процессов анализа и синтезаПространственные отношения не абстрагируются от предметов
Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова Недостаточность процесса синтеза звуковых элементов
Побуквенное чтение Несформированность синтеза выделенных звуковых элементов
Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде.Замена букв по пространственному сходству Недостаточность зрительного анализаНедостаточное развитие пространственных представленийНе выработана прочная связь между зрительным и двигательным образами буквы

 

Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки Не усвоено понятие «рабочая строка»Нарушена тонкая моторика.Не сформированы зрительно-двигательные координации

Недостаточное развитие пространственных представлений

При чтении повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней Не усвоены правила размещения учебного материала в направлении сверху внизНедостаточно развиты пространственные представленияНеустойчивость внимания
Не усвоено правильное начертание букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр Недоразвитие микромоторикиНарушение зрительно-моторной координацииНесформированность дифференцированных зрительных образов букв. Неправильный выбор образца при написании буквы
Неряшливое письмо, неумение правильно «надавливать» на ручку или карандаш Недоразвитие мелкой моторикиНесформированность определенных личностных качеств
Очень медленный темп письма Недостаточное развитие микромоторикиТрудности в произвольном управлении движениямиИнертность нервных процессов
Искажение почерка (нестабильность графических форм) Недостатки зрительно-моторной координацииНедостаточность зрительного анализаОтсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы
Сложности при переводе звука в букву и наоборот Не усвоены понятия «звук» и «буква», их соотношениеНе выработана ассоциативная связь между звуковой и графической формами буквы
Неправильное чтение похожих по начертанию букв Недоразвитие пространственных представлений
Элементы речи удерживаются в памяти неустойчиво Недостатки в развитии кратковременной памятиНедостаточное владение произвольным запоминаниемСлабая концентрация внимания
Трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда Недостаточное развитие кратковременной памятиНедостаточное владение произвольным запоминанием
Сложности при переводе печатной графемы в письменную (смешение печатных и письменных букв) Недостаточность зрительного анализаНедостаточно отдифференцированы зрительные образы печатных и письменных букв 
Тремор (дрожание руки) при письме Трудности в произвольном управлении микромоторикойФункциональные нарушения нервно-психической сферы (астения)
Потеря строки при чтении Неустойчивость произвольного внимания
Возрастание ошибок к концу работы Постепенная утрата контроля.Недостаточность саморегуляцииНарушение функции внимания.

Астеническое состояние.

Ошибки при выполнении конкретных заданий на определенную тему Не усвоены соответствующие правилаТрудности в применении правила
Затруднения в употреблении заглавной буквы Не усвоено правило.Недостаточная гибкость мыслительной деятельности.Широкая иррадиация нервного возбуждения.
Неумение пользоваться точкой для отделения предложений Неспособность вычленять предложение из текста.Недостаточное развитие процессов зрительного анализа
Ограниченный словарный запас Недостаточное развитие процессов памяти.Слабая познавательная активность.

Любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само пройдет.

Чтобы исключить неправильное толкование проблем, желательна консультация профессионала.

Захаркина Н.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.