Аннотация: Данная статья адресована практикующим логопедам и другим специалистам, занимающихся реабилитацией больных с нарушениями высших психических функций, а также родственникам пациентов. В статье представлен практический материал по восстановлению речи у пациентов с тотальной афазией.
Логопедическая работа по восстановлению речи у пациентов с тотальной афазией
Инсульт — повреждение ткани головного мозга в результате острого нарушения мозгового кровообращения.
Различают два основных типа инсульта: геморрагический (кровоизлияние в мозг) и ишемический — развивается при спазме или закупорке кровеносного сосуда головного мозга.
Так пишут в большинстве медицинских справочниках. И порой непонятно, что же это значит. Я бы сказала проще – это катастрофа, случившаяся в головном мозге, в результате которой повреждаются жизненно важные функции, в том числе и речь. Речь – это высшая психическая функция.
Как отмечает академик Шкловский В.М. основная функция речи – это коммуникативная. И правда, без речи человек не сможет полноценно жить в социуме. Поэтому на помощь таким пациентам приходит логопед. Речевые нарушения делятся на дизартрию и афазию. В афазии выделяют 6 видов по нейропсихологической классификации Лурии А.Р.
1. Эфферентная моторная афазия.
2. Афферентная моторная афазия.
3. Динамическая афазия.
4. Сенсорная (акустико-гностическая),
5. Акустико-мнестическая афазии,
6. Семантическая афазия.
Вид речевого нарушения зависит от очага и размера поражения головного мозга.
Я предлагаю Вам рассмотреть занятие по восстановлению речи у пациента с тотальной афазией. Начнем с характеристики речевого статуса.
Характеристика речевого статуса данной категории больных заключается в том, что у пациента полностью отсутствует экспрессивная речь, или она представлена отдельными непродуктивными звукокомплексами. Импрессивная речь, то есть понимание, также сильно страдает, пациент не может выполнить даже простых инструкций. Часто пациенты дезориентированы в пространстве – это делает их беспомощными.
Программа восстановительного обучения в таких случаях направлена на:
1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:
- показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их названиям, категориальным и прочим признакам;
- классификация слов по темам с опорой на предметную картинку.
3. Растормаживание произносительной стороны речи:
- сопряжённое произнесение автоматизированных речевых рядов, оканчивание пословиц и фраз с «жестким» контекстом, моделирование ситуаций, стимулирующих произнесение звукоподражательных местоимений;
- сопряженное и отраженное произнесение простых слов и фраз.
4. Стимулирование простых коммуникативных видов речи:
- ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге;
- моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых слов («да», «нет», «хочу», и т.д.);
- ответы на ситуативные вопросы и составление фраз простых моделей (субъект-предикат).
5. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения:
- письмо и чтение наиболее привычных слов;
- заполнение в текстах при чтении и письме пропущенных слов, отрабатываемых в устной речи.
Конспект занятия по восстановлению речи у пациентов с тотальной афазией
Оснащение: Лист с цифрами от1 до 10, картинный материал по теме «фрукты», надписи по теме «фрукты».
1. Вводная беседа.
- Здравствуйте, Как Вас зовут?
(Специалист помогает пациенту ответить на вопросы, путем договаривания последнего слова)
Меня зовут ….Коля
- Как Ваша фамилия?
Моя фамилия …..Иванов.
- Как Ваши дела?
Мои дела…. Хорошо (данный ответ можно подкрепить жестом)
- Вы сегодня ели?
Я сегодня…ел или ДА (данный ответ можно подкрепить жестом).
2. Основная часть занятия.
* Инструкция произносится специалистом четко и медленно, немного нараспев, чтобы пациент смог понять, что нужно делать:
- Дай мне руку. Давай считать пальцы вместе*.
Один, два, три, четыре, пять , шесть, семь, восемь, девять, десять.
Давай повторим еще раз.
- Теперь я буду читать эти цифры, а ты следи глазами и пытайся повторять.
* Инструкция: — Я начну предложение, а ты заканчивай.
- Тише едешь, дальше ….будешь.
- Семь раз отмерь, один раз …. отрежь.
- Что упало, то ….. пропало.
- Семеро одного не ….ждут.
- Делу время, а потехе … час.
- Первый блин …. комом.
- В небе летит реактивный …. самолет.
- По дороге едет гоночная ….. машина.
- На небе ярко светит ….. солнце.
- Я ем гороховый ….. суп.
- Мама сварила гречневую …… кашу.
* Инструкция: Покажи, где у тебя НОС, УХО, ЛОБ, ЯЗЫК, ЗУБЫ, ВОЛОСЫ, БРОВИ
* Инструкция: Посмотри на картинку. Что это?
Это антоновское …. яблоко.
Это сочная груша.
Красная ….. вишня.
Оранжевый …. апельсин.
Кислый ….. лимон.
Сочный …… персик.
* Инструкция: Посмотри на картинку и найди надпись к ней.
(Пациенту дается одна картинка и две надписи на выбор. Также продолжаем со всеми картинками).
* Инструкция : Ответь на вопрос : «да» или «нет»
- Ты сегодня ел кашу?
- Ты сегодня пил чай?
- Сегодня врач был?
- Сейчас утро? (Показываем на окно)
- Тебя зовут Вася, Саша…Коля?
- Ты лекарства принимал сегодня?
- Это яблоко? (Показываем настоящее яблоко)
- Это ложка?
- Это вода?
-Устал заниматься?
3) Заключительная часть.
Николай Иванович (называем пациента по имени отчеству), Вы сегодня занимались хорошо. Вы молодец! На сегодня занятие закончено. Отдыхайте. До свидание!. Попрощайтесь со мной.
- «Пока!» (данный ответ можно подкрепить жестом).
Важное замечание: логопедическую нагрузку важно определить совместно с лечащем врачом или реабилитологом.
Логопедические занятия должны быть регулярными и ежедневными. Именно эти параметры залог успешной реабилитации речевой функции.
На данном этапе восстановления допустимо обращаться к пациенту на «ты» в выполнениях заданий, потому что в этой форме пациенту удобнее воспринимать и пытаться отвечать.
Список литературы:
1. Лифляндский Владислав Геннадьевич Энциклопедия диагностики и лечения от А до Я. Олма Медиа Групп, Просвещение, 2013. 2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга М.: Изд-во Московского Университета, 1962.
3. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии —— М.: «Ассоциация дефектологов», В Секачев, 2000.
Локшина Татьяна Алексеевна,
логопед