Пересказ рассказа по серии картинок «Зима в лесу»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР.

Тема: Пересказ рассказа по серии картинок «Зима в лесу»

ЗимаЦели: Формирование навыков подробного пересказа рассказа с опорой на серию картинок.

Коррекционно-образовательные задачи:

- продолжать учить последовательно, близко к тексту пересказывать рассказ с опорой на серию картинок;

- формировать навык построения связных монологических высказываний;

- формировать навык контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

- активизировать и актуализировать словарь по теме «Зима»;

- упражнять в выделении родственных слов к слову зима;

- согласовывать прилагательные с существительными в роде;

- обогащать лексику синонимами, действительными причастиями настоящего времени.

Коррекционно-развивающие задачи:

- активизировать речевую деятельность детей;

- развивать монологическую речь;

- развивать умения отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, память;

- развивать мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- формировать положительную установку на участие в занятие;

- приобретать опыт коллективной деятельности, навыков сотрудничества, умения работать в группе.

Оборудование:

-серия картинок к рассказу «Зима»;

- предметные картинки-загадки (снежинка, сосулька, сугроб, иней);

- наборы серии маленьких картинок (на каждого ребёнка раздаточный материал).

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и красоту. А через ротик выдохните все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох).

А теперь, давайте пожелаем, друг другу доброе утро ( дети обращаются друг к другу по имени и желая доброго утра).

Дети: Доброе утро, Дима! Доброе утро, Алина!

Основная часть.

Звучит отрывок из пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро» и демонстрация слайдов с зимними пейзажами.

Логопед: О каком времени года мы будем говорить?

Дети: Мы будем говорить о зиме.

Логопед: К нам сегодня пришла зима (слайд с картинкой зимы в образе девушки). Зима передала письмо с заданиями.

1. Игра «Закончи предложение».

Логопед: Я начну предложение, а вы его закончите.

С неба на землю падают пушистые ….. (снежинки).

Деревья покрылись серебристым ….. (инеем).

На улице стоит трескучий ….. (мороз).

Вьюга намела огромные ….. (сугробы).

С крыш домов свисают ледяные ….. (сосульки).

Всю ночь мела, выла и кружила снежинки ….. (метель).

( При ответах дети полностью проговаривают предложения.Картинки с ответами вывешиваются на доску.)

Логопед: Ребята, давайте к каждой картинке придумаем красивые слова.

Снежинка – нарядная, ажурная, серебристая, холодная, кружевная…

Иней – мохнатый, колючий, игольчатый, холодный…

Мороз – трескучий, бодрящий, безжалостный, беспощадный, злой, колючий, жгучий…

Сугроб — белый, мягкий, пушистый, холодный…

Сосулька – длинная, прозрачная, стеклянная, звенящая, холодная…

Метель – белоснежная, густая, свирепая, шумная, злобная…

Логопед: От зимы ещё задание. Зима спрашивает: «Как меня называют ласково?”

Дети: Зимушка.

Логопед: А как называют одежду, которую носят зимой?

Дети: Зимняя одежда.

Логопед: А теперь послушайте предложения и определите в них слова-родственники.

Наступила лютая зима. Не греет холодное зимнее солнце. Улетели в жаркие страны зимовать перелётные птицы. Зимующие перекочевали поближе к человеческому жилью. Медведь залёг на зимовку в берлогу. В тёплую зимнюю шубу оделись белка и заяц. До весны под снегом спрятались озимые. А дети радостно встречают зимушку-зиму.

Логопед: Зима отправила нам снежный комочек. Ты снежок быстрей поймай – на вопросы отвечай!

Снег блестит на солнце – блестящий на солнце снег.

Снег сверкает на солнце – сверкающий на солнце снег.

Снег искрится под лучами солнца — искрящейся под лучами солнца снег.

Снег серебрится на солнце – серебрящийся на солнце снег.

Снег хрустит под ногами – хрустящий под ногами снег.

Снег падает на землю – падающий на землю снег.

Звучит музыка.

Логопед: В лесу поднялась вьюга. Давайте и мы споём с вьюгой.

Дыхательно-голосовое упражнение «Вьюга». Логопед поднимает

руку вверх – дети поют звук у-у-у-у с повышением силы голоса, логопед опускает руку – дети поют звук у-у-у-у с понижением голоса.

Логопед: Вьюга разыгралась ещё сильнее, всё завьюжила и что-то нам принесла.

На столах перед детьми разрезные картинки. Дети собирают картинки.

Логопед: А теперь расскажите о своей картинке, но не называйте её. А мы отгадаем что это.

Рассказы детей о своих картинках.

«Он белый, мягкий, пушистый и похож на большую снежную кучу». (Сугроб)

«Она, как маленькая снежная звёздочка, подает с неба на землю. А поймаешь её на ладошку, она растает».(Снежинка)

«Его можно увидеть зимой на деревьях. Это очень тонкий слой снега, который образуется при охлаждении». (Иней)

«Это очень холодная погода зимой. Про него говорят: сильный, злой, трескучий». (Мороз)

«Они свисают с крыш домов, висят на деревья. А когда пригревает солнышко, начинают таять. Сами прозрачные, стеклянные». (Сосульки)

«Это сильный ветер со снегом. Про неё говорят: воет, метёт». (Метель)

Логопед: Давайте прогуляемся по зимнему лесу.

Дети под музыку выполняют упражнения на координацию речи с движением.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ямки и пенёчки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали

Сейчас сядем, отдохнём,

А потом гулять пойдём.

Логопед: Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в лесу. Что мы увидим и услышим, что почувствуем в зимнем лесу? Послушайте звуки зимнего леса. Расскажите о своих ощущениях?

Дети: Воздух в зимнем лесу свежий и холодный. Щеки пощипывает мороз. Глаза слепит от блеска снега и инея. В лесу тихо. Только где – то вдалеке стучит дятел, изредка тенькают синицы

Логопед: Как красиво в зимнем лесу. Давайте составим рассказ о зимнем лесе.

Рассказ читается с выставлением картинок.

Зима укутала белым снегом все вокруг. Уснула подо льдом река. Голые деревья стынут на морозе. Только сосны и ели распушили свои зеленые иголки. Красногрудые снегири, похожие на румяные яблоки, сидят на ветвях деревьев. Хитрая рыжая лисица распутывает на снегу цепочку заячьих следов. Как маленький сугроб замер у раскидистой елки заяц-беляк. Рыщет по лесу в поисках добычи голодный серый волк. А медведь спит себе в берлоге, не страшн.а ему зимняя стужа, он и не заметит, как зима пролетит.

Беседа по тексту рассказа.

Логопед: О каком времени года этот рассказ?

Дети: Этот рассказ о зиме.

Логопед: Что сделала зима?

Дети: Зима укутала белым снегом всё вокруг.

Логопед: Что значит укутать?

Дети: Укутать — значит закрыть со всех сторон.

Логопед: Кого можно укутать?

Дети: Укутать ребёнка в одеяло. Укутать шею шарфом.

Логопед: Что произошло с рекой?

Дети: Уснула подо льдом река.

Логопед: Что значит « река уснула»?

Дети: Это, значит, река не движется, она застыла, замерла подо льдом.

Логопед: Какие деревья зимой?

Дети: Деревья зимой голые.

Логопед: Как вы понимаете выражение зимой «голые деревья».

Дети: Это значит деревья зимой без листьев.

Логопед: Что, значит, деревья стынут на морозе?

Дети: Деревья стынут на морозе, значит, мёрзнут.

Логопед: Какие деревья распушили свои зелёные иголки?

Дети: Сосны и ели распушили свои зелёные иголки.

Логопед: Что, значит, распушили свои зелёные иголки?

Дети: Распушили, значит, сделали пышными.

Логопед: Что можно распушить?

Дети: Можно распушить пёрышки. Снегирь распушил пёрышки. Можно распушить шерсть. Котёнок распушил шерсть.

Логопед: Как вы понимаете выражение «красногрудые снегири»?

Дети: Это значит, что у снегирей красная грудка.

Логопед: А если у птицы жёлтая грудка? Как мы про неё скажем?

Дети: Она желтогрудая.

Логопед: А какую желтогрудую птицу вы знаете?

Дети: Желтогрудая синица.

Логопед: А если у птицы белые бока? Она какая?

Дети: Птица белобокая.

Логопед: Какая птица белобокая?

Дети: Сорока белобокая.

Логопед: С чем в рассказе сравниваются красногрудые снегири?

Дети: Красногрудые снегири сравниваются с румяными яблоками.

Логопед: А что значит «румяные яблоки»?

Дети: «Румяные яблоки», значит, красные яблоки.

Логопед: Про что можно сказать румяные?

Дети: Румяные щёки.

Логопед: Румяные щёки – это, какие щёки?

Дети: Румяные щёки – это красные щёки.

Логопед: Где сидят красногрудые снегири, похожие на румяные яблоки?

Дети: Красногрудые снегири, похожие на румяные яблоки, сидят на ветвях деревьев.

Логопед: О каких животных говорится в рассказе?

Дети: В рассказе говорится о лисе, о зайце-беляке, о волке, о медведе.

Логопед: Какая лиса в рассказе?

Дети: Хитрая рыжая лиса.

Логопед: С чем сравнивают зайца-беляка?

Дети: Зайца-беляка сравнивают с маленьким сугробом.

Логопед: Какой волк в рассказе?

Дети: Голодный серый волк.

Логопед: Что делает хитрая рыжая лиса?

Дети: Хитрая рыжая лиса распутывает на снегу цепочку заячьих следов.

Логопед: Что значит распутывать цепочку заячьих следов?

Дети: Это, значит, лиса идёт по следу, чтобы найти зайца.

Логопед: А с чем сравниваются в рассказе заячьи следы?

Дети: Заячьи следы сравниваются с цепочкой.

Логопед: Что делает заяц-беляк?

Дети: Заяц-беляк замер у раскидистой ёлки.

Логопед: Что значит раскидистая ёлка?

Дети: Это значит густая пышная ёлка.

Логопед: С чем сравнивается заяц-беляк?

Дети: Заяц-беляк сравнивается с маленьким сугробом.

Логопед: Что делает заяц-беляк у раскидистой ёлки?

Дети:Как маленький сугроб замер у раскидистой ёлки заяц-беляк.

Логопед: Что делает голодный серый волк?

Дети: Голодный серый волк рыщет по лесу в поисках добычи.

Логопед: Что, значит, рыщет в поисках добычи?

Дети: Рыщет – значит быстро ходит в поисках еды.

Логопед: Что делает медведь?

Дети: Медведь спит себе в берлоге, не страшна ему зимняя стужа, он и не заметит, как зима пролетит.

Логопед: Молодцы, вы хорошо ответили на вопросы!

Закройте глаза. Я переверну картинку, а вы назовёте перевёрнутую картинку.

Логопед переворачивает картинку, а дети называют картинку, строя ответы полным предложением.

Дети: Вы перевернули хитрую рыжую лису, которая распутывает на снегу цепочки заячьих следов.

Вы перевернули зайца-беляка, который, как маленький сугроб замер у раскидистой ёлки.

И т.д.

Логопед: Ещё раз послушайте рассказ. А потом вы перескажите его друг за другом.

После повторного прослушивания рассказа дети пересказывают по цепочке.

Логопед: А кто сможет самостоятельно пересказать рассказ?

Кто-то из детей пересказывает весь рассказ самостоятельно.

Итог занятия.

Звучит музыка. Выходит ребёнок в костюме белки с корзинкой.

- Я белка. Я слышала ваш рассказ. Он мне очень понравился! Я хочу вас угостить. Это запасы из моей кладовой.

Белка угощает детей орехами.

Наталья Данилова,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

«Домашние животные» — план-конспект НОД «Домашние животные» — план-конспект НОД
Конспект логопедического досуга ко Дню славянской культуры и письменности Конспект логопедического досуга ко Дню славянской культуры и письменности
Подгрупповое занятие по автоматизации звука [Р] в слогах и словах Подгрупповое занятие по автоматизации звука [Р] в слогах и словах
Конспект индивидуального занятия «Волшебный цветок» Конспект индивидуального занятия «Волшебный цветок»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.