Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР.
Тема: Пересказ рассказа по серии картинок «Зима в лесу»
Цели: Формирование навыков подробного пересказа рассказа с опорой на серию картинок.
Коррекционно-образовательные задачи:
- продолжать учить последовательно, близко к тексту пересказывать рассказ с опорой на серию картинок;
- формировать навык построения связных монологических высказываний;
- формировать навык контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
- активизировать и актуализировать словарь по теме «Зима»;
- упражнять в выделении родственных слов к слову зима;
- согласовывать прилагательные с существительными в роде;
- обогащать лексику синонимами, действительными причастиями настоящего времени.
Коррекционно-развивающие задачи:
- активизировать речевую деятельность детей;
- развивать монологическую речь;
- развивать умения отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, память;
- развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать положительную установку на участие в занятие;
- приобретать опыт коллективной деятельности, навыков сотрудничества, умения работать в группе.
Оборудование:
-серия картинок к рассказу «Зима»;
- предметные картинки-загадки (снежинка, сосулька, сугроб, иней);
- наборы серии маленьких картинок (на каждого ребёнка раздаточный материал).
Ход занятия
Организационный момент.
Логопед: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и красоту. А через ротик выдохните все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох).
А теперь, давайте пожелаем, друг другу доброе утро ( дети обращаются друг к другу по имени и желая доброго утра).
Дети: Доброе утро, Дима! Доброе утро, Алина!
Основная часть.
Звучит отрывок из пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро» и демонстрация слайдов с зимними пейзажами.
Логопед: О каком времени года мы будем говорить?
Дети: Мы будем говорить о зиме.
Логопед: К нам сегодня пришла зима (слайд с картинкой зимы в образе девушки). Зима передала письмо с заданиями.
1. Игра «Закончи предложение».
Логопед: Я начну предложение, а вы его закончите.
С неба на землю падают пушистые ….. (снежинки).
Деревья покрылись серебристым ….. (инеем).
На улице стоит трескучий ….. (мороз).
Вьюга намела огромные ….. (сугробы).
С крыш домов свисают ледяные ….. (сосульки).
Всю ночь мела, выла и кружила снежинки ….. (метель).
( При ответах дети полностью проговаривают предложения.Картинки с ответами вывешиваются на доску.)
Логопед: Ребята, давайте к каждой картинке придумаем красивые слова.
Снежинка – нарядная, ажурная, серебристая, холодная, кружевная…
Иней – мохнатый, колючий, игольчатый, холодный…
Мороз – трескучий, бодрящий, безжалостный, беспощадный, злой, колючий, жгучий…
Сугроб — белый, мягкий, пушистый, холодный…
Сосулька – длинная, прозрачная, стеклянная, звенящая, холодная…
Метель – белоснежная, густая, свирепая, шумная, злобная…
Логопед: От зимы ещё задание. Зима спрашивает: «Как меня называют ласково?”
Дети: Зимушка.
Логопед: А как называют одежду, которую носят зимой?
Дети: Зимняя одежда.
Логопед: А теперь послушайте предложения и определите в них слова-родственники.
Наступила лютая зима. Не греет холодное зимнее солнце. Улетели в жаркие страны зимовать перелётные птицы. Зимующие перекочевали поближе к человеческому жилью. Медведь залёг на зимовку в берлогу. В тёплую зимнюю шубу оделись белка и заяц. До весны под снегом спрятались озимые. А дети радостно встречают зимушку-зиму.
Логопед: Зима отправила нам снежный комочек. Ты снежок быстрей поймай – на вопросы отвечай!
Снег блестит на солнце – блестящий на солнце снег.
Снег сверкает на солнце – сверкающий на солнце снег.
Снег искрится под лучами солнца — искрящейся под лучами солнца снег.
Снег серебрится на солнце – серебрящийся на солнце снег.
Снег хрустит под ногами – хрустящий под ногами снег.
Снег падает на землю – падающий на землю снег.
Звучит музыка.
Логопед: В лесу поднялась вьюга. Давайте и мы споём с вьюгой.
Дыхательно-голосовое упражнение «Вьюга». Логопед поднимает
руку вверх – дети поют звук у-у-у-у с повышением силы голоса, логопед опускает руку – дети поют звук у-у-у-у с понижением голоса.
Логопед: Вьюга разыгралась ещё сильнее, всё завьюжила и что-то нам принесла.
На столах перед детьми разрезные картинки. Дети собирают картинки.
Логопед: А теперь расскажите о своей картинке, но не называйте её. А мы отгадаем что это.
Рассказы детей о своих картинках.
«Он белый, мягкий, пушистый и похож на большую снежную кучу». (Сугроб)
«Она, как маленькая снежная звёздочка, подает с неба на землю. А поймаешь её на ладошку, она растает».(Снежинка)
«Его можно увидеть зимой на деревьях. Это очень тонкий слой снега, который образуется при охлаждении». (Иней)
«Это очень холодная погода зимой. Про него говорят: сильный, злой, трескучий». (Мороз)
«Они свисают с крыш домов, висят на деревья. А когда пригревает солнышко, начинают таять. Сами прозрачные, стеклянные». (Сосульки)
«Это сильный ветер со снегом. Про неё говорят: воет, метёт». (Метель)
Логопед: Давайте прогуляемся по зимнему лесу.
Дети под музыку выполняют упражнения на координацию речи с движением.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ямки и пенёчки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали
Сейчас сядем, отдохнём,
А потом гулять пойдём.
Логопед: Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в лесу. Что мы увидим и услышим, что почувствуем в зимнем лесу? Послушайте звуки зимнего леса. Расскажите о своих ощущениях?
Дети: Воздух в зимнем лесу свежий и холодный. Щеки пощипывает мороз. Глаза слепит от блеска снега и инея. В лесу тихо. Только где – то вдалеке стучит дятел, изредка тенькают синицы
Логопед: Как красиво в зимнем лесу. Давайте составим рассказ о зимнем лесе.
Рассказ читается с выставлением картинок.
Зима укутала белым снегом все вокруг. Уснула подо льдом река. Голые деревья стынут на морозе. Только сосны и ели распушили свои зеленые иголки. Красногрудые снегири, похожие на румяные яблоки, сидят на ветвях деревьев. Хитрая рыжая лисица распутывает на снегу цепочку заячьих следов. Как маленький сугроб замер у раскидистой елки заяц-беляк. Рыщет по лесу в поисках добычи голодный серый волк. А медведь спит себе в берлоге, не страшн.а ему зимняя стужа, он и не заметит, как зима пролетит.
Беседа по тексту рассказа.
Логопед: О каком времени года этот рассказ?
Дети: Этот рассказ о зиме.
Логопед: Что сделала зима?
Дети: Зима укутала белым снегом всё вокруг.
Логопед: Что значит укутать?
Дети: Укутать — значит закрыть со всех сторон.
Логопед: Кого можно укутать?
Дети: Укутать ребёнка в одеяло. Укутать шею шарфом.
Логопед: Что произошло с рекой?
Дети: Уснула подо льдом река.
Логопед: Что значит « река уснула»?
Дети: Это, значит, река не движется, она застыла, замерла подо льдом.
Логопед: Какие деревья зимой?
Дети: Деревья зимой голые.
Логопед: Как вы понимаете выражение зимой «голые деревья».
Дети: Это значит деревья зимой без листьев.
Логопед: Что, значит, деревья стынут на морозе?
Дети: Деревья стынут на морозе, значит, мёрзнут.
Логопед: Какие деревья распушили свои зелёные иголки?
Дети: Сосны и ели распушили свои зелёные иголки.
Логопед: Что, значит, распушили свои зелёные иголки?
Дети: Распушили, значит, сделали пышными.
Логопед: Что можно распушить?
Дети: Можно распушить пёрышки. Снегирь распушил пёрышки. Можно распушить шерсть. Котёнок распушил шерсть.
Логопед: Как вы понимаете выражение «красногрудые снегири»?
Дети: Это значит, что у снегирей красная грудка.
Логопед: А если у птицы жёлтая грудка? Как мы про неё скажем?
Дети: Она желтогрудая.
Логопед: А какую желтогрудую птицу вы знаете?
Дети: Желтогрудая синица.
Логопед: А если у птицы белые бока? Она какая?
Дети: Птица белобокая.
Логопед: Какая птица белобокая?
Дети: Сорока белобокая.
Логопед: С чем в рассказе сравниваются красногрудые снегири?
Дети: Красногрудые снегири сравниваются с румяными яблоками.
Логопед: А что значит «румяные яблоки»?
Дети: «Румяные яблоки», значит, красные яблоки.
Логопед: Про что можно сказать румяные?
Дети: Румяные щёки.
Логопед: Румяные щёки – это, какие щёки?
Дети: Румяные щёки – это красные щёки.
Логопед: Где сидят красногрудые снегири, похожие на румяные яблоки?
Дети: Красногрудые снегири, похожие на румяные яблоки, сидят на ветвях деревьев.
Логопед: О каких животных говорится в рассказе?
Дети: В рассказе говорится о лисе, о зайце-беляке, о волке, о медведе.
Логопед: Какая лиса в рассказе?
Дети: Хитрая рыжая лиса.
Логопед: С чем сравнивают зайца-беляка?
Дети: Зайца-беляка сравнивают с маленьким сугробом.
Логопед: Какой волк в рассказе?
Дети: Голодный серый волк.
Логопед: Что делает хитрая рыжая лиса?
Дети: Хитрая рыжая лиса распутывает на снегу цепочку заячьих следов.
Логопед: Что значит распутывать цепочку заячьих следов?
Дети: Это, значит, лиса идёт по следу, чтобы найти зайца.
Логопед: А с чем сравниваются в рассказе заячьи следы?
Дети: Заячьи следы сравниваются с цепочкой.
Логопед: Что делает заяц-беляк?
Дети: Заяц-беляк замер у раскидистой ёлки.
Логопед: Что значит раскидистая ёлка?
Дети: Это значит густая пышная ёлка.
Логопед: С чем сравнивается заяц-беляк?
Дети: Заяц-беляк сравнивается с маленьким сугробом.
Логопед: Что делает заяц-беляк у раскидистой ёлки?
Дети:Как маленький сугроб замер у раскидистой ёлки заяц-беляк.
Логопед: Что делает голодный серый волк?
Дети: Голодный серый волк рыщет по лесу в поисках добычи.
Логопед: Что, значит, рыщет в поисках добычи?
Дети: Рыщет – значит быстро ходит в поисках еды.
Логопед: Что делает медведь?
Дети: Медведь спит себе в берлоге, не страшна ему зимняя стужа, он и не заметит, как зима пролетит.
Логопед: Молодцы, вы хорошо ответили на вопросы!
Закройте глаза. Я переверну картинку, а вы назовёте перевёрнутую картинку.
Логопед переворачивает картинку, а дети называют картинку, строя ответы полным предложением.
Дети: Вы перевернули хитрую рыжую лису, которая распутывает на снегу цепочки заячьих следов.
Вы перевернули зайца-беляка, который, как маленький сугроб замер у раскидистой ёлки.
И т.д.
Логопед: Ещё раз послушайте рассказ. А потом вы перескажите его друг за другом.
После повторного прослушивания рассказа дети пересказывают по цепочке.
Логопед: А кто сможет самостоятельно пересказать рассказ?
Кто-то из детей пересказывает весь рассказ самостоятельно.
Итог занятия.
Звучит музыка. Выходит ребёнок в костюме белки с корзинкой.
- Я белка. Я слышала ваш рассказ. Он мне очень понравился! Я хочу вас угостить. Это запасы из моей кладовой.
Белка угощает детей орехами.
Наталья Данилова,
учитель-логопед